Найти тему

Поговорить с ребенком о его зрении

Разделим эту статью на два больших блока: сначала поговорим кратко про детей (особенно дошкольников) и как они устроены, потом - о том, как разговаривать с юными глазастиками про особенности их зрения.

Дети и как они устроены

Дети - это маленькие существа, которые сильно отличаются от своих взрослых.

Центральная нервная система человека развивается блоками: к 6-7 годам мы впервые можем начинать контролировать свое поведение, к 8-14 годам полностью созревают анализаторные системы (зрительная, слуховая, тактильная и т.д), к 20-25 годам полностью развивается "программное обеспечение" нашего мозга.

И пока центральная нервная система в покое, головной мозг может воспринимать окружающий мир без травмы.


После 3 лет постепенно начинает развиваться лимбическая система головного мозга. Это достаточная уникальная и многофункциональная структура, но самой известной ее функцией являются человеческие эмоции.

Итак, после 3-4 лет активно начинает развиваться такая эмоциональная штука внутри. И действительно, в 4 года ребенок внезапно впервые осознает (именно осознает, чувствует, а не просто повторяет слова), что он любит маму/папу/собаку и так далее.

Лимбическая система головного мозга: в основном отвечает за память и эмоциональное поведение человека в комплексе
Лимбическая система головного мозга: в основном отвечает за память и эмоциональное поведение человека в комплексе

Но вместе с приходом эмоций приходят и эмоциональные потребности, которые нужно удовлетворить.

Когда все наши потребности, продиктованные организмом, удовлетворены, головной мозг активно развивается и все больше узнает об окружающем мире, не отвлекаясь на внутреннюю тревогу и желание спастись.

Так какие же потребности нам, взрослым, надо удовлетворить для радостного и спокойного развития маленького человечка:

  1. БЕЗОПАСНОСТЬ

Взрослый человек - это гарант безопасности ребенка.

К 3 годам (к сознательности) ребенок твердо убеждается, что у него есть свой взрослый (часто их несколько) - мама, папа, бабушка и т.д.. Наличие такого взрослого - витальная потребность, то есть без взрослого тебе, малыш, не жить.

Так причем же здесь безопасность?

Ребенок видит, что его взрослый в тревоге Возникают вопросы: а жить-то мы будем? а ты никуда не денешься, ведь если все-таки ты пропадешь, я умру?! Выделяется кортизол (гормон стресса), а ребенок всячески привлекает к себе внимание

-2

2. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Маленький человечек думает именно так:

У меня есть самостоятельность Я могу сам контактировать с миром. Далее закономерно идет развитие, которого мы так жаждем от ребенка

Что же делать, если автономности мы ему не даем?

У меня есть самостоятельность, я ее проявляю Мама сказала мне так не делать → Значит, я сам с этим миром не справляюсь, сам не выживу, я не умею У меня тревога Я лучше буду рядом с мамой всегда, ведь без нее я не выживу, она сама мне дала это понять

За этим и следует патологическое прикрепление к родителю («хвостик»)

-3

3. ВЫРАЖЕНИЕ СВОИХ ЭМОЦИЙ

Да! Эмоции мало иметь, их нужно уметь выражать!

Допустим, что-то пошло не так и произошло что-то грустное. Например, мама не купила своему чаду мороженое перед детским садом и к вечеру уже благополучно об этом забыла. А вот малыш все еще думает о том, как сильно он хотел это несчастное мороженое

Ребенок говорит о своих чувствах У родителя возникает чувство вины («Что же я за мать такая?» Происходит защитная реакция («Я все для тебя делаю, что тебя еще что-то не устраивает?») Малыш благополучно это запоминает и в дальнейшем ребенок не может расс казать о себе, понимать свои собственные чувства

Получается, что мама не купила мороженое (а откуда дошкольнику знать, что мама не купила, потому что много сладкого есть нельзя, а не потому что просто так?). А у ребенка сложилось ясное понимание:

Я дал маме понять, что расстроился из-за этого мороженого Мама раздраженно мне сказала, что я неблагодарный Значит, чувствовать грусть и обиду мне нельзя (а маму надо слушать, поэтому я и не буду чувствовать их)

-4

4. ПОТРЕБНОСТЬ В ЛИЧНЫХ ГРАНИЦАХ

Расскажу на простом примере: в семье ребенка давно научили, что заходить к маме и папе надо со стуком. А еще нужно отвечать на их вопросы, слушаться. И надо не перебивать, когда взрослые говорят. И много чего еще надо.

А точно ли это работает в другую сторону? А мамочка и папочка всегда стучат, когда заходят к ребенку? А всегда учтиво молчат, когда ребенок занят и не может/не хочет говорить?

У ребенка, как и у взрослого, есть потребность в личных границах: куда и когда можно заходить, как туда нужно заходить, какие правила? куда нельзя и почему?

А что с детьми, у которых нарушаются границы?

Часто нарушаются твои границы Выделяется кортизол, а вторгнувшийся в границы воспринимается как враг Ты живешь среди врагов, раз все они вечно вторгаются Ты должен быть мобилизован постоянно

-5

5. ПОТРЕБНОСТЬ В СПОНТАННОСТИ И ИГРЕ

Дети, особенно до 6 лет, только через игру познают мир. Игра влияет на их дальнейшую самореализацию. Думаю, здесь излишние комментарии не нужны)

-6

А теперь про зрение ребенка и что вообще делать, если оно "плохое"

Во-первых, успокоиться. Этим вы порядочно облегчите жизнь и себе, и ребенку, и всем окружающим.

Есть важное отличие детских нарушений и взрослых. Взрослым всегда есть с чем сравнивать, ведь раньше явно было лучше, раз сейчас есть что исправлять. А вот ребенок не знает, как это - видеть мир правильно, ему сравнивать не с чем. Соответственно, и про то, что у него нарушение зрения, он тоже не знает.

Далее второй вопрос: какого рода нарушение зрения?

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: у вашего ребенка снижено зрение вдаль или вблизи, поэтому ему нужно носить очки.

Смею заверить, в современном мире нет ничего зазорного в том, чтобы ходить в очках. И стигма «очкарик» давно уже в прошлом, а на смену ей пришла мода, носить очки стало даже стильно, часто они - часть образа.

А даже если очки все равно нелюбимы, вместо них всегда есть контактные и ночные линзы.

«Но у моего ребенка растет минус!»

Да, миопия - она такая. Это единственное нарушение зрения, способное прогрессировать, пока организм еще растет. НО! На нашем веку технического прогресса существует масса доказанных способов сдерживать: и дефокусные очки, и специальные контактные линзы, и ночные линзы.

Так ли это ужасно сейчас, когда технологии таковы?

Не думаю)

Испортит ли это жизнь вашему ребенку?

Не испортит, если вы отведете его к грамотному специалисту, который назначит правильную коррекцию. Тогда ваши сын или дочь будут развиваться и скоро скажут вам спасибо.

«Это все его компьютер/телефон виноват!»

Да, виноват. Но виноват ровно в такой же степени, как и уроки, книжки, рисование. Дело все в том, что для нашей зрительной системы без разницы, что именно вы делаете на близком расстоянии - листаете ленту или выполняете домашнее задание. Это одинаково плохо для нее (когда речь идет про часы работы вблизи, не отрываясь).

Говорить, что в плохом зрении виноват телефон, - не совсем корректно. Не он один, но ведь вы не скажете любимому ребенку перестать читать книги, верно?

Все это связано с тем, что наш глаз просто физиологически не приспособлен к длительным зрительным нагрузкам вблизи. По природе своей мы, охотники и собиратели, должны смотреть чаще вдаль.

Детям с миопией огромная зрительная нагрузка вблизи (особенно без правильных очков) дает только стимул к развитию минуса.
И из этого только один выход - почаще гулять и смотреть вдаль. В правильных очках (или линзах), конечно же (а про них я писала в статьях ранее).

Детям с дальнозоркостью или астигматизмом «повезло» иначе: ни плюс, ни астигматизм прогрессировать не могут. Изредка меняется сила астигматизма, но это больше связано с изменениями близорукости или дальнозоркости.

Важно помнить, что ни миопия, ни астигматизм, ни дальнозоркость - это не болезни, заболеть ими нельзя. Это природа, генетика и особенность строения глаза, не более.

Это что касается детей с нарушениями зрения.

-7

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: у ребенка более сложные нарушения (косоглазие, двоение, АКС, другие неприятные штуки)

Ну что сказать? Здесь нужно полечиться и быть позитивно настроенными.

В лечении нет ничего страшного. В моей, например, практике оно строится на игровом процессе и дети разного возраста (от дошкольников до подростков) вполне с позитивом к нему относятся.

Результаты лечения приходят достаточно быстро (все относительно, конечно). Неблагоприятных исходов (смерти и увечий) не предвидится, потому что в офтальмологии в принципе такое маловероятно.

Так надо ли переживать? Надо ли винить ребенка в том, что вот с таким невро-офтальмологическим строением он родился?

Лучше обнять его покрепче, самому понять суть лечения, объединиться со специалистом и помочь ребенку в скором времени жить и видеть как обычный здоровый человек.
-8

Как поговорить с ребенком

Рассмотрим два очень важных аспекта:

1. Внутренняя картина болезни

У детей есть своя внутренняя картина болезни, но информацию для нее они берут из ваших слов.

Если орать ребенку, что он плохо видит и вообще сам виноват и как он собрался так жить, то боюсь представить, что за монстр в лице нарушения зрения рисуется в голове ребенка.

Болезнь-монстр, которую представляет себе ребенок, когда ему говорят, что "с плохим зрением он жить нормально не будет"
Болезнь-монстр, которую представляет себе ребенок, когда ему говорят, что "с плохим зрением он жить нормально не будет"

Если же мягко объяснить, что так и так, нужны очки (или контактные линзы) и тогда все будет хорошо, то вместо страшного монстра-болезни уже рисуется что-то менее ужасное и более понятное.

Вполне себе такой милый зверек-особенность зрения, который представляется ребенку, когда ему верно подают информацию про его зрение
Вполне себе такой милый зверек-особенность зрения, который представляется ребенку, когда ему верно подают информацию про его зрение

Итак, на свою картину болезни дети проецируют информацию, которую вы им даете. А мама врать не может, как думает малыш.

2. Ваши простые объяснения

Когда на мой прием с нарушениями зрения приходят взрослые люди или родители с детьми, после постановки диагноза я беру бумагу, карандашик и рисую простой схематичный рисунок глаза, максимально понятным и простым языком стараясь объяснить, что откуда и куда и что мы с этим будем делать.

Даже взрослые, напуганные белым халатом, набором непонятных слов, диагнозов, обычно начинают светлеть в лице, понимая, что с ними и их зрением все окей, ничего ужасного. Надо просто объяснить им это, рассказать простыми словами.

Аналогично мы должны провести это с нашими детьми. Взять карандашик, картинку и понятными им словами, объяснениями и метафорами объяснить, что с ними и их зрением. Важно, чтобы ребенок понимал, что он в порядке, а будет еще более в порядке, потому что вы с ним сделаете все правильно, позаботитесь о нем, спасете его зрение.

Думаете, после такого он скажет вам, что не будет носить очки?

Нет, скорее, он поцелует вас, скажет, что вы лучше и добрее всех на свете, и будет развиваться дальше, как ребенок с обычным зрением.

-11

Разговоры - наше все! Берегите себя, детей и вашу близкую связь с ними)

Буду рада ответить на ваши вопросы более подробно, моя почта в описании канала