Найти тему
Позитивная старость

Негуманность романа «Мастер и Маргарита»

Изложу своё мнение о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», написанном в период 1929-1940 годов.

В романе прослеживается три линии. Я уделю внимание одной их них – отношениям мастера и Маргариты.

Вот фабула.

Столкнувшись с реалиями столичной писательской жизни, новоиспечённый литератор, мастер, оказывается в психлечебнице – «доме скорби».
Его тайная возлюбленная, Маргарита, теряет следы мастера. Однажды она признаётся себе, что готова заложить душу дьяволу ради того, чтобы узнать, жив он или нет. Дьявол в образе Воланда откликается на это. Маргарита превращается в ведьму. На балу у сатаны происходит воссоединение Маргариты и мастера.
Сожжённая мастером рукопись романа возвращается ему.
Мастер после всех переживаний не способен жить в реальном мире. В сюрреалистическом общении Творца и Дьявола принимается общее решение – мастеру следует обеспечить покой. Сделать это должен Воланд. Маргарита будет находиться на страже этого покоя. Вечно.

Поначалу роман вызвал мой интерес. Весьма забавную первую его часть я перечитал несколько раз. Показались очень смешными эпизоды с писательским бытописанием. Злоключения незадачливого Стёпы Лиходеева заставляли искренне смеяться. Линия Пилат-Иешуа прописана безупречно.

В целом, первоначальное моё впечатление укладывалось в следующие тезисы:
а) сюжет оригинален;
б) персонажи колоритны;
в) диалоги остроумны;
г) описание бытовой московской жизни едко насмешливое;
д) существование писательской богемы изображено исключительно иронически.

В тексте есть удачные фразеологические находки. Приведу несколько примеров.

  • - Я - историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: - Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!
  • Но какую телеграмму, спросим мы, и куда? И зачем ее посылать? … Погиб он, и не нужна ему никакая телеграмма. Все кончено, не будем больше загружать телеграф.
  • - Милиция? - закричал Иван в трубку, - милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного консультанта. Что? Заезжайте за мною, я сам с вами поеду... Говорит поэт Бездомный из сумасшедшего дома...
  • Произошла пауза, после которой, сделав над собой страшнейшее усилие, Степа выговорил: - Что вам угодно? -- и сам поразился, не узнав своего голоса. Слово "что" он произнес дискантом, "вам" -- басом, а "угодно" у него совсем не вышло.
  • - Строго преследуется, - тихо-претихо прошептал председатель и оглянулся. - А где же свидетели? - шепнул в другое ухо Коровьев, - я вас спрашиваю, где они? Что вы?
  • - Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
  • - Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, -- мужественно признался преображенный поэт. - Основание? - строго спросил гость. - Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван.
  • - Впрочем, вы... вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный? - Бесспорно, - согласился неузнаваемый Иван.
  • … После этого артист позвонил в колокольчик и громко объявил: - Антракт, негодяи!
  • - Совершенно ясно, - подтвердил кот, забыв свое обещание стать молчаливой галлюцинацией

Но постепенно во мне стало вызревать другое отношение к роману. Не сразу смог его сформулировать. Сейчас я остановился на таком определении:

– В романе полностью вымарана гуманистическая традиция русской литературы.

Прежде всего это касается главной героини Маргариты. Перечислю несколько эпизодов.

Будучи способной незаметно подлететь, она с презрительной иронией реагирует на кухонный спор двух случайно замеченных ею домохозяек в окне дома.

Поведение Маргариты совершенно безнравственно. Желая наказать «критика Латунского», она вызывает затопление его квартиры и нижних этажей с ни в чём не повинными соседями. Битьё стёкол изображено, как весёлая шалость. Возникший при этом в доме переполох описан юмористически, в стиле забавного происшествия.

Эпизод с испуганным мальчиком вовсе не вышел. Желая успокоить малыша из-за возникшего по её вине шума, она рассказывает тому злую сказку. В сюжете автора мальчик успокоено заснул. Не думаю, что это произошло бы в реальности.

Мне могут возразить. Дескать, в этом и заключалась идея автора. Превратив Маргариту в ведьму, сто́ит ли ждать в её действиях оглядку на человеческую мораль?

Соглашусь, не сто́ит ждать. Но народ в этом случае прописывает известный рецепт – осиновый кол в сердце.

Далее. Всё бытописание в романе пронизано исключительно злыми интонациями. Нет ни одного персонажа, над которым автор не поиздевался бы.

Положим, у Булгакова были счёты к своим литературным конкурентам. Оттого все они представлены в романе моральными уродами. Но с такой же злостью автор поквитался с совершенно случайными людьми.

Вспомним сюжет в варьете. Где «Фагот, сладко ухмыляясь, объявил, что фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь».

Скажите, чем виновата та брюнетка, которая первой обменяла свои старые туфли на новые? А затем и платье. Что должна была символизировать сценка, когда внезапно новый наряд исчез и она осталась на улице обнаженная? Под всеобщим обозрением. Сопровождаемая улюлюканьем зевак. Ничего, кроме бессмысленной и жестокой насмешки, я здесь не вижу.

А вся история с Поплавским, «дядей покойного Берлиоза», у меня вызывает отвращение. Автор приписал Поплавскому недостойный замысел по присвоению квартиры и с садистским удовольствием растянул эту тему на целую главу. Это мне напоминает нечестный приём т.н. поимщиков воров. Выставить приманку, сознательно ввести человека в соблазн, возбуждённо наблюдать за его поведением. А если человек не удержался от соблазна, поймать его и публично заклеймить, как вора. С лицемерным сокрушением о «падении нравов». Такому поведению есть название - подлость.

Все эти злые анекдоты рисуют в моём воображении образ автора, который исступлённо ненавидит весь мир. В его искаженном представлении все люди – твари. А миссия автора бичевать их со всей возможной жестокостью.

Я категорически не согласен с этой позицией. Она возмущает меня.

Именно эти самые люди, живущие в коммунальных квартирах, спорящие и ругающиеся между собой, являются народом. Той самой народной массой, которая порождает героев. Что свершили это герои? - если говорить о конкретном времени написания романа, 1930-х годах.

А вот что.
А. Строительство знаменитого впоследствии автомобильного завода в Горьком.
Б. Запуск первой советской ракеты с жидкостно-реактивным двигателем. До полёта в космос остаётся 25-30 лет.
В. Первые полёты в стратосферу.
Г. Спасение авиаторами арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».
Д. Беспосадочный перелёт Москва-Ванкувер через Северный полюс.
И пр., пр...

Человек не только писяющее и какающее существо, как это представляет себе автор. Ему свойственны возвышенные устремления. И не только единичным индивидуумам из богемной среды, а и людям с самой простой родословной. Вспомним здесь конструкторов Туполева, Королёва. Лётчиков Чкалова, Водопьянова. Врача Бакулева. Шахтёра Стаханова.

Снобистское отношение к людям не делает честь Булгакову.

Последние 500 лет мировая литература выбивалась из сил, пытаясь утвердить в обществе императив гуманности и благородства. Несмотря на то, что на поверхности социума часто оказывается грубость, эгоизм и себялюбие, писатели не отчаивались. Потому мы и считаем Мигеля Сервантеса великим художником, что его «Дон Кихот» своим благородством противостоял вульгарности и грубости окружающего мира.

Булгаков решил противопоставить себя Сервантесу. И не только ему. А и Гомеру, Эдмону Ростану, Льву Толстому и многим другим его предшественникам.

Тяжкий грех лежит на этом писателе.

Не думаю, что ему легко в ином мире.