Найти тему
Москвич

"От писателя-кондуктора на трамвае до храма еды на Белорусской": история Миусского трамвайного депо

Оглавление

Что было на этом месте до появления троллейбусов? Кто из известных людей со школьной работал поблизости?
Была ли здесь конка и начиналась ли она прямо отсюда?
Зачем и почему теперь здесь продают еду?

Главный вход в храм еды. "Депо" на Белорусской. Фото моё. Ноябрь 2023 года
Главный вход в храм еды. "Депо" на Белорусской. Фото моё. Ноябрь 2023 года

От лошадей до еды людям

Речь пойдёт про едальню на Лесной улице, что рядом с Белорусским вокзалом. Фудмолл с фудкортами в опенспейсе, то есть много еды разных видов и на любой вкус и под одной крышей. Для тех кто так и не привык к иностранным названиям и "знает" иностранные языки по наклейкам на товарах.

Итак, "депо" как название места, где изначально билась одна из транспортных артерий, а теперь здесь просто место где можно много поесть и убить своё время.

Ранее на этом месте был выгонный парк, депо, конечная с ремонтной базой для первой в Москве конки. Заработал в начале сентября 1874 года (интересно, день города в сентябре как-то связан с открытием конки?).


Первый маршрут конки пролегал:

  • от Китай-города (Воскресенские ворота)
  • Неглинная улица
  • Трубная площадь
  • Бульварное кольцо
  • Тверская
  • Петербургское шоссе (ныне Ленинградское)
    и конечная это Петровский дворец близ метро "Динамо", если вы подзабыли.


Чтобы кучковать и учитывать, ремонтировать и руководить всем этим большим хозяйством нужна была стоянка. Выбрали место около Миусской площади и название тоже придумали: Миусский вагонный парк.

Отпиарили открытие тоже с размахом, на котором присутствовали известные и почитаемые граждане того времени дабы придать сему открытию общественную значимость. Это и понятно, если это интересно и отвечает потребностям (пусть ещё не сформированным) так называемой элите, то и простому человеку это нужно и потребно. Собрались на мероприятие 200 человек. Выступили, отметились и поели (как же без еды).

И с сего дня конка стала общественно признанным делом и маршрут заработал и стал возить москвичей и не москвичей в вагончиках сквозь весь город.

Вагонный же парк обнесли забором (да, повыше), сделали два въезда/выезда. Обустроили большую мастерскую, кузнецу для лошадей (подковы никто не отменял), склады для конской еды (много овса и сена), про навоз не скажу, так как не нашел как его утилизировали. Предположу что сваливали всё в кучу, а потом когда всё это вот вырастало до неприличных размеров — вывозили куда-то.

К тому же на территории парка построили казарму (да-да) для служащих и плюсом шёл магазин.

После Миусского вагонного парка в следующие несколько лет открыли ещё пару маршрутов и вагонных депо. Дело пошло — конка в Москве сильно понравилась жителям и позволила передвигаться из разных частей города в другие за небольшие деньги.

Что касается Миусского парка он был первым, да таким и остался и даже по количеству лошадей к 1886-1887 годам в парке было 428 лошадей, что кратно выше чем в других парках (маршрутах).+ А сколько навоза они приносили как в парке, так и на улицах, то не счесть.

История самого депо


Шли годы, наземный транспорт тоже шел вперёд и активно развивался. Это требовало развития и самого транспортного парка. Сам парк пришлось доработать и строить новые корпуса для расширения депо. Это длилось как-то вяловатенько и не системно, к тому же началась транспортная революция смена конок с лошадьми на электрические трамваи. Этот исторический период начался в районе 1900 годов и одновременно.

Построили несколько корпусов парка, за проект отвечали архитекторы Сытенко Николай, Жуков Николай и Глейниг Михаил.Главной идеей было построить парк похожий на дворец. Идея практически удалась, ведь появилось несколько корпусов (зданий) из красного кирпича с декором из белого кирпича.
Реконструкцию, начатую в 1900 годах растянули на целое десятилетие и закончили его в 1910 году. Весьма вероятно сказалась первая революция 1905 года и чуть притормозило строительные и работы по реконструкции.

Чуть позже, когда реконструкция деп была закончена на работу в неё устроился неизвестный тогда ещё Константин Паустовский. Устроился на должность вожатого, а затем и кондуктора и обилечивал москвичей за проезд на трамвае, а вечерами писал свои будущие произведения под свет лампады (мои фантазии).

Существование трамвайного депо в годы двух революций были самыми активными для сотрудников (если так их назвать), скорее всего из-за большого количества, чем из-за идейной части. После победы во второй революции 1917 года и прошествии некоторого времени пока память не стерла образ слесаря

Петра Щепетильникова очень активного участника, правда первой революции 1905 года. Что естественно сильно сказалось на его дальнейшей судьбе. Был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь (а куда ещё отправлять). После ссылки он покинул Россию и перебрался в Швейцарию, где прожил совсем недолго и умер от подхваченного туберкулёза, который привез в своем организме из сибирских лесов.

В 1920 и 1930 годах трамвайное депо имени Щепетильникова стало главным по ремонту и концентрации трамвайного транспорта в Москве. Здесь проводили ремонт подвижного состава, проводили обучение новых сотрудников. Параллельно достроили вторые этажи для некоторых корпусов.

Так продолжалось до второй половины 1930 годов, когда в Москве стали сокращать количество трамвайного транспорта (убирали с центральных улиц города). Это делали постепенно и через двадцать лет само депо потеряло свой трамвайный лоск.
А потом появились троллейбусы, которые стали постепенно появляться на московских улицах и в депо на Миусской площади. Старт появлению троллейбусов был дан с 1955 года и через некоторое время транспорт на рельсах практически полностью исчез из депо Щепетильникова.

В 1957 году закончилась очередная переделка депо и оно превратилось в 4-й троллейбусный парк имени Щепетильникова. Корпуса же остались практически неизменные и облик снаружи не изменился.

К счастью, чуть более через полвека троллейбусный анахронизм полностью исчез с московских улиц и "рогатые" остатки этих лет перебрались в подмосковные и ближайшие города. Сменили на супербыстроходные и очень удобные для городской среды автобусы, а потом и электробусы.

Незадолго до исчезновения полного исчезновения троллейбусов с московских улиц, 4-ый парк был закрыт. И городские чиновники стали чесать затылки, что же делать на таком лакомом участке земли: построить очередной жилой комплекс или какой-нибудь "ещё один бизнес-центр". К счастью, москвичи не поддержали ни тот, ни другой путь.

А в 2017 году комплекс бывшего конко-трамвайного-троллейбусного депо стал огромной едальней "Депо". Со сохранённым историческим обликом зданий (московское правительство решило взять комплекс под свою опеку и сделать объектом культурного наследия города).
Да, получилось на славу хорошо. Инвесторы проекта сделали всё как надо и сохранили облик зданий, разве что окна поменяли. Всё лучше, чем бестолковые дома или бизнес-центр. Зато можно вкусно поесть.

За сим всё! Спасибо, что дочитали мою статью до конца. Ставьте нравлики и пишите комментарии. И да, если будут грубые комменты в мой адрес или адрес других читателей — получите бан.