Что такое UX и UI-дизайн, почему это важно и как проверить, насколько удобно пользователю взаимодействовать с вашим сайтом.
🤬 Спорим, у вас тоже был такое, когда вы долго искали информацию на сайте, а нужная кнопка не нажимается… и вы начинаете яростно кликать по ней, потому что потратили время, но так и не получили что хотели?
Чтобы этого не происходило, сайт должен быть удобным, или говоря на профессиональном языке, user-friendly.
Но как понять, что сайт удобный? И что вообще такое удобство, когда мы говорим о сайте?
За то, чтобы сайт был понятным и визуально привлекательным, отвечают UX и UI-дизайн. А оценить, насколько пользователю комфортно взаимодействовать с ним, поможет юзабилити аудит.
Разбираемся, что это такое и как сделать сайт удобнее и эффективнее.
Лучше всего задуматься о UX и UI еще на этапе разработки, чтобы сайт сразу приносил продажи и не требовал регулярной доработки. Во время проектирования сайта мы обязательно изучаем, как пользователь совершает покупку, какой путь он проходит, прежде чем купить товар и услугу, и как сделать этот путь максимально простым и коротким.
Приходите на бесплатную консультацию и получите ответы на все вопросы о будущем сайте от экспертов с сильными кейсами.
Что такое UX и UI-дизайн?
UX расшифровывается как User Experience — буквально «пользовательский опыт».
UX — это то, как пользователь взаимодействует с интерфейсом и насколько легко и удобно он может решить свою задачу.
➡️ Например, чтобы заказать товар, пользователю нужно открыть сайт, зайти в каталог, добавить товар в корзину и оплатить его. За понятную навигацию, наличие кнопок «добавить в корзину» и «оплатить» как раз отвечает UX.
UX включает в себя работу над навигацией, функционалом и взаимодействие со страницами. Это «скелет», «мышцы» и «органы» сайта, благодаря которым пользователь может совершать на нем разные действия.
А за внешний вид отвечает UI.
UI расшифровывается как User Interface — пользовательский интерфейс.
UI — это визуальное оформление сайта (шрифты, иконки, картинки), которое должно быть привлекательным и понятным для пользователя.
А UX и UI-дизайн — это проектирование пользовательских интерфейсов, в которых важно удобство использования и внешний вид сайта. И в большинстве проектов UX и UI-дизайнер — это один человек. Потому что они тесно связаны, и когда над функционалом и оформлением сайта работает один специалист, он делает работу более комплексно и совершает меньше ошибок.
➡️ Еще один пример для понимания:
Ремонт в квартире – это UI, а планировка и коммуникации — UX.
Почему UX и UI — это важная часть любого сайта?
Главная задача любого сайта — чтобы пользователь совершил целевое действие.
Оставил заявку, купил, скачал что-то и так далее.
Чем удобнее и привлекательнее сайт для пользователя, тем выше вероятность того, что пользователь выполнит целевое действие.
Конверсия – это соотношение пользователей, которые выполнили целевое действия, к общему количеству посетителей сайта. Конверсия показывает, насколько эффективно работает и продает сайт.
➡️ Удобство = конверсия. А за удобство отвечают UX и UI.
Чтобы создать понятный сайт или узнать, насколько эффективно работает уже существующий, специалисты проводят аудит юзабилити.
Что такое юзабилити-аудит сайта и зачем он нужен?
Для начала разберемся с юзабилити.
➡️ Юзабилити сайта (Usability) – это степень его удобства для пользователя.
Что такое удобство в этом случае?
Это когда пользователь смог:
- найти то, что нужно;
- сделать то, зачем пришел;
- выполнить задачу легко;
- чувствовать себя комфортно.
➡️ Качественный юзабилити — это когда человек может легко и быстро получить нужную ему информацию и решить свою задачу. По сути, это показатель, который объединяет UX и UI.
➡️ Аудит юзабилити — это анализ сайта, который помогает выявить ошибки, которые мешают пользователю совершить целевое действие.
Когда проводят аудит юзабилити:
- На этапе разработки — когда нужно оценить удобство для пользователя перед запуском;
- Когда сайт уже работает, но уровень конверсии не устраивает — мало заявок, звонков или подписок;
- Когда хочется добавить на сайт новый функционал и нужно понять, как лучше реализовать идею.
Как провести юзабилити аудит сайта?
Аудит — это трудоемкая и не всегда быстрая работа. Поэтому прежде, чем вписаться в это дело, стоит еще раз оценить ситуацию.
Вот симптомы того, что существующему сайту нужен аудит юзабилити :
- конкуренты имеют более современный интерфейс, а люди привыкают к общепринятым стандартам и сценариям, и сайт им не соответсвует;
- перегружена служба поддержки — сайт не отвечает на вопросы пользователей, пользователь не понимает, что ему делать, и звонит оператору;
- количество негативных отзывов о работе с сайтом увеличивается.
😍 В идеальном мире для аудита собирают команду тестировщиков или специальную фокус-группу из целевой аудитории, которой дают задание — например, заказать товар на сайте или оставить заявку на услугу. Далее обрабатывают результаты — время, которое пользователь провел на сайте, справился ли он с задачей и какие трудности у него возникли.
Найденные ошибки исправляют, а потом еще раз проводят тестирование — чтобы убедиться, что все изменения внедрили верно.
Но в реальном мире возможность заказать фокус-группу или тестировщиков есть не всегда. Поэтому специалисты проводят аудит самостоятельно.
И в целом, перед тем как заказывать аудит с участием пользователей, важно проверить базовые элементы на сайте, которые влияют на его эффективность.
Мы составили чек-лист с примерами других сайтов, который поможет провести юзабилити-аудит самостоятельно. Вы узнаете, как улучшить:
- поведенческие факторы,
- технические моменты,
- контент,
- навигацию,
- дизайн,
- конверсионные элементы,
- идентификационные элементы.
Посмотреть чек-лист можно в полной версии статьи на нашем сайте:
🔥 Подписывайте на наш Дзен-канал «Про этот ваш digital»
У нас еще много полезных материалов о маркетинге — их старательно пишут наши эксперты:
Чек-листы и гайды:
Просто интересно:
«Темная» сторона маркетинга — как продвигаются бренды алкоголя?
Обзоры инструментов:
Лайфхаки и фишки, проверенные на практике:
Разборы наших подкастов «Про это ваш digital».