Найти тему
Про этот ваш digital

Как сделать, чтобы пользователя не бесил ваш сайт: рассказываем про UX, UI и юзабилити-аудит

Оглавление

Что такое UX и UI-дизайн, почему это важно и как проверить, насколько удобно пользователю взаимодействовать с вашим сайтом.

🤬 Спорим, у вас тоже был такое, когда вы долго искали информацию на сайте, а нужная кнопка не нажимается… и вы начинаете яростно кликать по ней, потому что потратили время, но так и не получили что хотели?

Чтобы этого не происходило, сайт должен быть удобным, или говоря на профессиональном языке, user-friendly.

Но как понять, что сайт удобный? И что вообще такое удобство, когда мы говорим о сайте?

За то, чтобы сайт был понятным и визуально привлекательным, отвечают UX и UI-дизайн. А оценить, насколько пользователю комфортно взаимодействовать с ним, поможет юзабилити аудит.

Разбираемся, что это такое и как сделать сайт удобнее и эффективнее.

Лучше всего задуматься о UX и UI еще на этапе разработки, чтобы сайт сразу приносил продажи и не требовал регулярной доработки. Во время проектирования сайта мы обязательно изучаем, как пользователь совершает покупку, какой путь он проходит, прежде чем купить товар и услугу, и как сделать этот путь максимально простым и коротким.

Приходите на бесплатную консультацию и получите ответы на все вопросы о будущем сайте от экспертов с сильными кейсами.

Что такое UX и UI-дизайн?

UX расшифровывается как User Experience — буквально «пользовательский опыт».

UX — это то, как пользователь взаимодействует с интерфейсом и насколько легко и удобно он может решить свою задачу.

➡️ Например, чтобы заказать товар, пользователю нужно открыть сайт, зайти в каталог, добавить товар в корзину и оплатить его. За понятную навигацию, наличие кнопок «добавить в корзину» и «оплатить» как раз отвечает UX.

UX включает в себя работу над навигацией, функционалом и взаимодействие со страницами. Это «скелет», «мышцы» и «органы» сайта, благодаря которым пользователь может совершать на нем разные действия.

А за внешний вид отвечает UI.

UI расшифровывается как User Interface — пользовательский интерфейс.

UI — это визуальное оформление сайта (шрифты, иконки, картинки), которое должно быть привлекательным и понятным для пользователя.

А UX и UI-дизайн — это проектирование пользовательских интерфейсов, в которых важно удобство использования и внешний вид сайта. И в большинстве проектов UX и UI-дизайнер — это один человек. Потому что они тесно связаны, и когда над функционалом и оформлением сайта работает один специалист, он делает работу более комплексно и совершает меньше ошибок.

➡️ Еще один пример для понимания:

Ремонт в квартире – это UI, а планировка и коммуникации — UX.

Почему UX и UI — это важная часть любого сайта?

Главная задача любого сайта — чтобы пользователь совершил целевое действие.

Оставил заявку, купил, скачал что-то и так далее.

Чем удобнее и привлекательнее сайт для пользователя, тем выше вероятность того, что пользователь выполнит целевое действие.

Конверсия – это соотношение пользователей, которые выполнили целевое действия, к общему количеству посетителей сайта. Конверсия показывает, насколько эффективно работает и продает сайт.

➡️ Удобство = конверсия. А за удобство отвечают UX и UI.

Чтобы создать понятный сайт или узнать, насколько эффективно работает уже существующий, специалисты проводят аудит юзабилити.

Что такое юзабилити-аудит сайта и зачем он нужен?

Для начала разберемся с юзабилити.

➡️ Юзабилити сайта (Usability) – это степень его удобства для пользователя.

Что такое удобство в этом случае?

Это когда пользователь смог:

  • найти то, что нужно;
  • сделать то, зачем пришел;
  • выполнить задачу легко;
  • чувствовать себя комфортно.

➡️ Качественный юзабилити — это когда человек может легко и быстро получить нужную ему информацию и решить свою задачу. По сути, это показатель, который объединяет UX и UI.

➡️ Аудит юзабилити — это анализ сайта, который помогает выявить ошибки, которые мешают пользователю совершить целевое действие.

Когда проводят аудит юзабилити:

  • На этапе разработки — когда нужно оценить удобство для пользователя перед запуском;
  • Когда сайт уже работает, но уровень конверсии не устраивает — мало заявок, звонков или подписок;
  • Когда хочется добавить на сайт новый функционал и нужно понять, как лучше реализовать идею.

Как провести юзабилити аудит сайта?

Аудит — это трудоемкая и не всегда быстрая работа. Поэтому прежде, чем вписаться в это дело, стоит еще раз оценить ситуацию.

Вот симптомы того, что существующему сайту нужен аудит юзабилити :

  • конкуренты имеют более современный интерфейс, а люди привыкают к общепринятым стандартам и сценариям, и сайт им не соответсвует;
  • перегружена служба поддержки — сайт не отвечает на вопросы пользователей, пользователь не понимает, что ему делать, и звонит оператору;
  • количество негативных отзывов о работе с сайтом увеличивается.

😍 В идеальном мире для аудита собирают команду тестировщиков или специальную фокус-группу из целевой аудитории, которой дают задание — например, заказать товар на сайте или оставить заявку на услугу. Далее обрабатывают результаты — время, которое пользователь провел на сайте, справился ли он с задачей и какие трудности у него возникли.

Найденные ошибки исправляют, а потом еще раз проводят тестирование — чтобы убедиться, что все изменения внедрили верно.

Но в реальном мире возможность заказать фокус-группу или тестировщиков есть не всегда. Поэтому специалисты проводят аудит самостоятельно.

И в целом, перед тем как заказывать аудит с участием пользователей, важно проверить базовые элементы на сайте, которые влияют на его эффективность.

Мы составили чек-лист с примерами других сайтов, который поможет провести юзабилити-аудит самостоятельно. Вы узнаете, как улучшить:

  • поведенческие факторы,
  • технические моменты,
  • контент,
  • навигацию,
  • дизайн,
  • конверсионные элементы,
  • идентификационные элементы.

Посмотреть чек-лист можно в полной версии статьи на нашем сайте:

Смотреть чек-лист ⇒

🔥 Подписывайте на наш Дзен-канал «Про этот ваш digital»

У нас еще много полезных материалов о маркетинге — их старательно пишут наши эксперты:

Чек-листы и гайды:

Просто интересно:

«Темная» сторона маркетинга — как продвигаются бренды алкоголя?

Обзоры инструментов:

Лайфхаки и фишки, проверенные на практике:

Разборы наших подкастов «Про это ваш digital».