783 подписчика

Ноябрьская тоска: как русские классики не могли заставить себя работать

Если на вас напала ноябрьская хандра – серое небо и пасмурная погода повергают в уныние, все время тянет в сон и совершенно не хочется работать – не беспокойтесь, вы не одиноки! Депрессивное состояние поздней осени – явление традиционное. Ему были подвержены, в частности, классики русской литературы.

Предлагаю пробежаться по письмам великих писателей и поэтов, датированных ноябрем. Что объединяет эти заметки? Уныние, тоска, хвори, недовольство происходящим и собой, отсутствия интереса к жизни и работе. Знакомо? Тогда поехали!

Если на вас напала ноябрьская хандра – серое небо и пасмурная погода повергают в уныние, все время тянет в сон и совершенно не хочется работать – не беспокойтесь, вы не одиноки!
«Ты конечно б извинил мои легкомысленные строки, если б знал, как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет, и никакая поэзия не шевелит моего сердца».

А. Пушкин к П. Плетневу, ноябрь 1822 года, Кишинев.

***

«Вчера целый день мне было скучно. Вечером скука усилилась... Какая-то безотчетная грусть мучила меня. Я сам не понимал, что со мною делалось. Все занятия мои мне опротивели, все предположения показались мне жалкими. Я не мог ни за что приняться и со злостью изорвал начало одной срочной статьи».

Н. Некрасов к Е. Некрасовой, 9 ноября 1840. Петербург.

***

«А у меня всё лениво и сонно. Работа движется медленно, а неумолимое, невозвратное время летит и летит так быстро, что иногда страх врывается в сонную душу».

Гоголь к А. Смирновой, 28 ноября 1849 года, Москва.

***

«Я в гадком расположении духа, недоволен собой, поэтому всем на свете, злюсь, зачем я давал слово, хочу работать над старым — отвращение, и как на беду лезут в голову новые планы сочинений, которые кажутся прелестны».

Л. Толстой к В. Арсеньевой, 23-24 ноября 1856 года. Петербург.

Если на вас напала ноябрьская хандра – серое небо и пасмурная погода повергают в уныние, все время тянет в сон и совершенно не хочется работать – не беспокойтесь, вы не одиноки!-2
«Между тем я заболел и ничем не занимался а теперь подавлен моими занятиями. Боюсь, что пропущу как-нибудь срок кассационного решения сената».

Ф. Достоевский к К. Маслянникову, 21 ноября 1876 года, Петербург.

***

«Фельетон мой почти уже готов, но мал очень, и хочется мне прибавить еще что-нибудь... Вместе с фельетоном пришлю две темы и, быть может, рассказ... Фельетон ужасен... Материала никакого, и поневоле приходится писать про Кузнецова и его Салон -- противно даже. Вчера и сегодня болен... Голова трещит, лихорадка... Работать не в состоянии...»

А. Чехов к Н. Лейкину, 4 ноября 1884 года, Москва.

***

«Извини, что так долго не отвечал. Был болен, и с отцом шла неприятность. Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу… Черт знает, что такое: в конторе жизнь становится невыносимее. Что делать? Пишу письмо, а руки дрожат от волненья. Еще никогда я не испытывал таких угнетающих мук».

И ниже стихотворение:

Грустно... Душевные муки
Сердце терзают и рвут,
Времени скучные звуки
Мне и вздохнуть не дают.
Ляжешь, а горькая дума
Так и не сходит с ума...
Голову кружит от шума,
Как же мне быть... и сама
Моя изнывает душа.
Нет утешенья ни в ком,
Ходишь едва-то дыша,
Мрачно и дико кругом.
Доля, зачем ты дана!
Голову негде склонить,
Жизнь и горька и бедна,
Тяжко без счастия жить.

С. Есенин к Г. Панфилову, ноябрь 1912 года, Москва.

Если на вас напала ноябрьская хандра – серое небо и пасмурная погода повергают в уныние, все время тянет в сон и совершенно не хочется работать – не беспокойтесь, вы не одиноки!-3
«Что я делаю? Работаю для денег. Кризис тяжелый. Гораздо хуже, чем в прошлом году. Но я уже выровнялся. Опять пошли переводы, статьи и пр. «Литература» мне омерзительна. Мечтаю бросить эту гадость. Последнюю работу для себя я сделал летом. В прошлом году работал для себя еще много. В этом — ни-ни...»

О. Мандельштам к Э. Мандельштаму, конец ноября 1923 года, Москва.

***

«… извините, что до сих пор не прислал Вам ответа на Ваше письмо. Причина все та же — я болен. Откладывал ответ со дня на день, чтобы предварительно ознакомиться с тем материалом, который Вы мне прислали. Ознакомиться с ним я могу только дня через два-три, когда меня отпустят мои головные боли, как я надеюсь. Договор я в данное время подписать не могу, так как чувствую себя плохо и не решаюсь брать на себя какие-либо обязательства».

М. Булгаков к В. Соловьему-Седому, 16 ноября 1937 год.

Читайте наш канал, не грустите и любите литературу!