Найти в Дзене
Все о банкротстве

Банки лоббируют новый закон?

Оглавление

Без намека на защиту…

В делах о банкротстве еще никому не удавалось сохранить заложенное единственное жилье.

Пожалуй, это наиострейший «камень преткновения» в общении с кредиторами. Залог единственного жилья становится средством манипулирования должником, заранее известной моделью его поведения, за счет чего достигается платежная дисциплина.

Да! Называйте, как угодно!

Кто ничего не заложил, оказывается в очевидном плюсе и сможет не платить по долгам и сохранить жилье в исполнительном производстве, списать долги и сохранить единственное жилье в деле о банкротстве и, что интересно, при определенных условиях сможет инициировать малозатратное внесудебное банкротство. А при залоге единственного жилья все это невозможно!

Получается страдают именно те, кто заложил последнее… родное… единственное…

Закон для всех, но это закон

В данной связи весьма примечательным для общественности стало поступление весной 2023 года на рассмотрение Государственной Думы проекта федерального закона №309801-8, который позволил бы в случае банкротства гражданина сохранять за ним заложенное единственное жилье.

Важным условием реализации такой возможности станет заключение с залоговым кредитором мирового соглашения или плана реструктуризации ипотечного долга, в соответствии с которыми родственник должника или любое третье лицо возьмет на себя обязательства по погашению задолженности перед кредитором. Не последняя роль будет и за финансовым управляющим!

По чьи интересы закон?

На первый взгляд, законопроект предлагает защиту имущественных интересов граждан-банкротов, не желающих лишаться единственного жилья. Однако, залоговые кредиторы в лице банков и микрофинансовых организаций также заинтересованы в принятии такого закона, который решит проблему перенасыщения банковского сектора непрофильными активами и несения расходов на их содержание. Ведь насегодня, как известно, если не удалось реализовать жилье должника, оно поступает в собственность кредитора, тем самым пополняя его непрофильные активы.

Банки уже готовы идти на компромисс, чтобы получить возврат кредита вместо неликвидного актива. Фото из свободных источников.
Банки уже готовы идти на компромисс, чтобы получить возврат кредита вместо неликвидного актива. Фото из свободных источников.

В зависимости от ликвидности заложенной недвижимости залоговые кредиторы также смогут выбирать тактику общения с должником: при желании потребовать реализации недвижимости должника или же заключить с ним мировое соглашение. Закон не будет принуждать банки сохранять, это по их желанию, по свободе (договора).

Примут ли закон?

А Вы еще сомневаетесь?

Конечно, закон будет принят, поскольку предусматривает баланс интересов залогового кредитора и должника в деле о банкротстве. Хорошо всем, но лучше всего будет банковскому сектору, который будет получать от должника наиболее ликвидные денежные средства, а не «б/у жилье» с сомнительной оборачиваемостью в деньги.

Технический момент…

Авторы законопроекта не учли кредиторов первой и второй очередей, требования которых ничем не обеспечены, ведь они в случае банкротства должника, могут остаться без погашения своих требований, что, однако, в нынешних условиях является попранием принципа равенства кредиторов в банкротстве.

Правительство уже поддержало законопроект с условием устранения замечаний, которые, конечно, будут устранены юридической техникой.

Перспективы?

Вполне вероятно, что принятие закона приведет к тому, что в будущем политика кредитования будет пересмотрена в сторону ужесточения условий.

Ожидается, что получить кредит или заем без залогового обеспечения будет достаточно проблематично! Никому не захочется раздавать денежки без гарантий их возврата!

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Узнать о дальнейшей судьбе законопроекта можно будет на канале!