На благо России работали люди многих национальностей, нашедшие в ней свою настоящую Родину. Одним из таких людей был немец по происхождению Владимир Андреевич Грингмут. Он родился в Москве 3 марта 1851 года. Его предки, исповедовавшие лютеранство, принадлежали к старинному роду из Прусской Силезии. Его отец – Андрей Иванович Грингмут - был заведующим кафедрой классической филологии Бреславльского университета в Силезии и переехал в Москву по приглашению попечителя московского учебного округа графа С. Г. Строганова в начале 1840-х годов.
Его старший сын – Владимир так же был протестантом до своего венчания. Жена его – Любовь Змиева, была истинно православной русской женщиной. Именно она привела мужа в лоно православной церкви – в 1787 году он был присоединен к православной церкви через таинство миропомазания.
После принятия православия жизнь Грингмута изменилась самым коренным образом. Он стал в полном смысле русским человеком и всю свою жизнь посвятил служению русскому народу. Об этом замечательно сказал о. Иоанн Восторгов в своем «Слове в годовщину смерти В. А. Грингмута»:
- Он уверовал в Православную Церковь, и вместе с тем он уверовал в Россию, в русский народ, в его мировое призвание, в его вселенское значение, ибо призвание, значение и смысл бытия русского народа, его особливой русской и своеобразной государственности, его положение среди других народов мира – все это определяется именно его православием. Он полюбил Россию и русский народ, его историю, его быт, его душу, его государственный строй, его будущее, - и России в порыве целожизненного самоотвержения и самоотречения он отдал весь труд своей жизни.[1]
С 1874 года Грингмут преподавал древнегреческий язык в лицее Цесаревича Николая (Катковский лицей). В 1894 году В. А. Грингмут был назначен на должность директора этого лицея. На этом посту в полной мере раскрылся его талант организатора и руководителя. Самой главной его заслугой была организация преподавания в лицее не просто в согласии с Церковью, но в самой Церкви. Владимир Андреевич ввел обычай приносить в учебные классы иконы Спасителя, Божьей Матери и св. великомученика Пантелеимона – перед началом учебного года и перед экзаменами. С 1895 года по 1905 в лицее ежегодно служил в лицейском храме протоиерей Иоанн Кронштадтский.
В 1896 году Грингмут становится – редактором «Московских ведомостей» - оставив пост директора лицея. Началась десятилетняя «эпоха Грингмута» в «Московских ведомостях» - главного православно – монархического рупора.
В феврале 1905 года Владимир Андреевич с присущей ему энергичностью взялся за дело создания Русской Монархической партии (РМП). В начале октября 1905 года состоялось собрание, утвердившее Программу партии и план избирательной кампании.
Но 17 октября того же года вышел Манифест, инспирированный графом Витте, который обострил ситуацию в стране и подтолкнул развитие революции. Во время московского восстания в октябре - декабре 1905 года Грингмут жил под угрозой разгрома редакции и покушения на свою жизнь. В марте 1906 года попытка покушения состоялась – в редакцию заявилась террористка с бомбой. Чудом Владимир Андреевич остался жив. Но опасности не надломили волю борца, и с удвоенной энергией он продолжал борьбу с надвигающейся революцией.
С целью создания местных отделений Монархической партии Грингмут совершал частые поездки по стране, где выступал перед единомышленниками. Он посетил Нижний Новгород, Калугу, Коломну, Иваново – Вознесенск, Смоленск и другие города. Своим девизом Монархическая партия избрала слова Императора, сказанные им Иваново – Вознесенской делегации 18 февраля: «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь».
Слабым местом черносотенного движения оставалась разобщенность. В феврале 1907 года Владимиру Андреевичу удается объединить две крупнейшие московские монархические организации – Русскую Монархическую партию и Союз Русского Народа.
Вершиной творчества Грингмута явилась написанная им осенью 1906 года программная статья «Руководство черносотенца – монархиста». В простой и доступной форме автор изложил цели черносотенного движения. Эту статью единомышленники Грингмута называли «политическим катехизисом черносотенства». Именно Грингмут подхватил этот термин, ранее употреблявшийся исключительно как бранная кличка:
- Враги самодержавия назвали «чёрной сотней» простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почётное ли это название, «чёрная сотня»? Да, очень почётное. Нижегородская чёрная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников.[2]
Владимир Андреевич старался избежать главного недостатка парламентаризма – превращения черносотенных организаций в типичную политическую партию, озабоченную только избранием в Думу. Он всегда считал, что у черносотенного движения более важная задача - национальное и религиозно – нравственное возрождение русского народа.
Тлетворное влияние либерально - масонских идей во второй половине XX – го века стало в среде русской интеллигенции преобладающим. Нападкам русских либералов подверглась, в первую очередь, Православная церковь; Грингмут активно выступает в её защиту. Он невысокого мнения о русской интеллигенции, называя её «невежественной и легкомысленной». В силу этих качеств интеллигенция выступает с нападками на Православную церковь, как выражается Владимир Андреевич, «творит суд и расправу». Грингмут называет таких представителей интеллигенции «лаятелями» Церкви и «современными фарисеями».
Владимир Андреевич сокрушается в отсутствии у русских мыслящих людей единства в защите русских национальных ценностей; отмечает отсутствие верности духу и быту русской нации. С болью сердечной старается он образумить обезумевших русских либералов, в том числе находящихся у вершин власти:
Русская народная душа – это величайшее сокровище, которым дорожило бы всякое национальное, народное Правительство, но для нашего Петербурга она гроша ломаного не стоит: для него дороги лишь те обтрепанные западные идеалы, которые насильно навязаны России графом Витте и усиленно рекламируются его рептилиями.
С присущей ему энергией Грингмут встает на защиту Самодержавия, разъясняя, что русское Самодержавие отличается от других видов монархий, в частности, от восточного деспотизма тем, что основано на законном основании, «действует в пределах точно установленных законов» и применяет эти законы для наказания преступников. Грингмут клеймит стенания либералов по поводу «жестокости» наказания за антигосударственную деятельность, справедливо указывая, что либералы первыми начали борьбу с законной властью:
- Русские «либералы», объявили войну Самодержавной России безо всякого вызова с её стороны; они ведут организованную войну, как явную, так и подпольную, против существующихосударственных законов; этим самым они поставили себя вне защиты этих законов и вынудили Правительство принять исключительные меры для борьбы с их беззаконием.
Грингмута как педагога беспокоило активное участие учащейся молодежи в революционном движении. Ему мучительно видеть, какое развращающее влияние на молодежь имеет существующая система образования и те негативные перемены, которые в ней произошли после выхода Манифеста 1905 года. Его прозорливость удивительна:
- Скоро настанет время, когда у нас, в Москве, русские православные родители, теперь уже с трепетом отдающие своих детей в школы умственного разврата и рассадники баррикадного искусства, вынуждены будут либо воспитывать своих детей дома, что невозможно, либо отдавать их в еврейско – масонские школы, из которых, по примеру Франции, будут с хулиганским гиком выброшены не только кресты и иконы, но и элементарные понятия о нравственности и патриотизме.
Великий мыслитель и патриот как воду глядел – именно так все и обстоит в современных российских школах.
Воспитание детей, подчеркивает Грингмут, должно быть религиозно – нравственным и национальным и он разъясняет, что это такое:
- Религиозно – нравственное воспитание должно развивать в детях любовь к Богу, любовь к Церкви, любовь к родителям, наставникам и ближним, любовь к труду, любовь к своему долгу и самоусовершенствованию. А воспитание национальное должно развивать в них любовь к Царю и России.
Грингмут довольно резко отзывается о роли евреев в революции 1905 года. Он считает, что массовое участие евреев в революции обусловлено национальными качествами еврейского народа. Говоря о различиях в национальных характерах евреев и славян, он делает вывод:
- Эти два столь различных расовых характера мы действительно наблюдаем в нашей революции. Вся её фанатическая раздражительная страстность, настойчивость, неутомимость, тщеславие, кичливость, надменность, заносчивость, самоуверенность внесены в неё еврейской расой, так же как и вся её низменная, материалистическая, грубая, животная подкладка и все её хищнические, грабительские цели.
Евреи, по слова Грингмута, добиваются в России равноправия с русскими, но это не является главной целью. Она заключается совершенно в другом:
- Евреи видят в «равноправии» реальное средство для удовлетворения своих хищнических инстинктов; русские пустоголовые фантазеры видят в «равноправии» идеал «бескорыстного человеколюбия», е если они, по указанному выше славянскому расовому стадно – подражательному свойству, заражаются фанатизмом евреев и даже смело идут на преступления для того, чтобы добыть евреям равноправие, то они это делают лишь потому, что желают играть эффектную роль «героев освободительного движения», не сознавая, что это движение имеет своей непосредственной целью порабощение российского народа под тяжелое, невыносимое еврейское ярмо.
На предполагаемый вопрос, что в революции, кроме евреев, участвуют и русские, у Грингмута был готов ответ: «Участвуют, да, но только участвуют. Руководят же русской революцией только евреи».
Не жаловал в своих трудах Грингмут и масонов, зная их истинные цели и задачи:
- Россия всегда была предметом особой ненависти со стороны масонов, видевших в ней самый твердый оплот христианства, а разрушение христианства является главной конечной целью современного масонства. Те политические революции, которые предпринимаются и совершаются масонами, как, например, в 1789 году во Франции, в 1848 году в центральной Европе и в 1904 году в России, служили лишь средством к достижению главной цели – к одолению Церкви Христовой, которую масоны ненавидят с беспощадным слепым фанатизмом.
Владимир Андреевич негодует по поводу свободного распространения масонами своих взглядов, в частности, в виде публичной лекции в Москве, «в которой франмасоны, эти заклятые, лицемерные враги Христа, восхвалялись до небес пред аудиторией учащегося юношества».
Черносотенцев часто обвиняли в организации еврейских погромов. Грингмут с негодованием отвергает эти обвинения, считая их провокациями. В своей речи перед единомышленниками в Иваново – Вознесенске 19 июня 1906 года он приводит пример одной такой неудавшейся провокации. Перед выступлением он получил листовку, в которой Иваново – Вознесенский комитет социал – демократической партии «предупреждает», что «черная сотня» призывает рабочих города …к забастовке! Не без иронии Грингмут говорит в выступлении, что обычно «черную сотню» обвиняют в организации погромов, а вот в организации забастовки – такое ему пришлось встретить впервые. Владимир Андреевич не уставал повторять, что «черная сотня» - это народная организация, она уважает законы Отечества и действует только законными методами:
- Не к насилиям и грабежам зовем мы вас, не к убийствам и погромам, но к мирным, законным средствам борьбы против врагов Русского Царя и Русского народа.
Отвергая упреки в «натравливании одной части населения на другую», Грингмут возмущается:
- Разве мы подняли революционное движение, которое разделило всю Россию на два враждующих лагеря? Это сделали они! Это они объявили в России войну Царскому Самодержавию и Русскому народу. Это они идут походом против России, а когда мы, по долгу нашему, становимся на её защиту, когда, по Царскому зову, собираемся грудью отстоять Его Самодержавный престол, нам говорят, что во всем виноваты мы, так как «раздражаем» этих заклятых врагов России! А ведь мы готовимся бороться с ними лишь мирными, законными средствами! Словом, книжкой, газетой! …Не то, что они, которые борются кинжалами, бомбами, грабежом и разбоем…
Грингмут не скрывает своего отрицательного отношения к оппозиционным партиям – октябристам и кадетам, появившимся после выхода Манифеста 17 октября:
- Кадеты убеждены в том, что они с помощью графа Витте вырвали Верховную Государственную власть из рук Царя и что эта власть принадлежит теперь им, кадетам. В этом убеждены и социалисты, и октябристы, и, завидуя кадетам, они пустились с ними в грызню, стараясь урвать себе этот лакомый кусок…
Владимир Андреевич прекрасно видит подоплеку разыгравшихся в Думе страстей: под видом борьбы за народное благо идет элементарная борьба новоявленных оппозиционеров за власть:
- Присвоить себе вырванную у Царя власть – об этом все они мечтают, и Алексинский, и Маклаков, и Винавер, и Александр Иванович Гучков…Быть у власти – это его мечта, и в этом он ничем не отличается ни от Алексинского, ни от Маклакова, ни от Пергамента.
Грингмут подчеркивает, что в отличие от оппозиционеров, Союз Русского Народа ставит своей задачей охранение существующего в России государственного строя. Он призывает членов Союза стать ещё более требовательными к себе и «исполнять данное нам Государем повеление – «служить для всех и во всем примером законности и порядка».
Большое внимание в своих трудах Владимир Андреевич уделял национальному вопросу. Признавая права нерусских национальностей, он за «свободное развитие Русского народа, который по полному праву должен чувствовать себя в России, не в «гостях», а «дома». Именно в этом заключается смысл лозунга Русской Монархической партии – «Россия для русских»:
- В самом деле, кому должна принадлежать Россия как не тому народу, который её создал, её развил и сделал одной из первых мировых держав? Все входящие в состав Российской Империи иноплеменные народности всеми силами противились созданию и развитию России, а многие из них, как, например, татары, шведы, поляки, кавказцы и среднеазиатские племена, наносили ей в разные времена тяжкие удары; а потому не им быть хозяевами в возникшей, несмотря на создававшиеся ими препятствия, России, а Русскому народу, который один со своими князьями и царями преодолел, под сенью Православной Церкви, все эти препятствия и создал то стройное культурное государство, в состав которого вошли прежде его враги, найдя в нем крепкий оплот своему мирному дальнейшему существованию.
Владимир Андреевич согласен с тем, что каждая великая нация внесла свой вклад в мировую культурную сокровищницу. Но и Россия не осталась в стороне:
- Пройдет ли Русский народ незамеченным в истории и ничего не внесет своего в общечеловеческую сокровищницу вечных культурных идей? Нет, у него есть своя идея, на которую указывали величайшие его гении: и Гоголь, и Достоевский, и Хомяков, и Киреевский, и Филарет, и Катков. Это идея истинно – христианского государства.
Для Грингмута незыблемой истиной является утверждение: «Россия крепка лишь единением Царя с народом». Казалось бы, эту же идею исповедуют и оппозиционеры – октябристы и кадеты. Именно для единения царя с народом якобы и появилась на свет Государственная Дума. Но этот путь, который выбрало правительство графа Витте, по мнению Грингмута, был «самым худшим из всех путей»:
- …бессословный, антинациональный парламент, созданный по самым негодным, истасканным и забракованным западным образцам, на основании совершенно нелепой, запутанной выборной системы. Это уродливейшее из учреждений было названо «Государственной Думой.
Однако проблему единения Верховной власти и народа Дума не решила:
- … между Царем и Народом вместо одной стены (бюрократии) выросло их теперь две: одна извращающая благие намерения Царя, а другая – извращающая благие же намерения Народа.
Эти барьеры между Царем и народом в виде бюрократии и Думы Владимир Андреевич называет «средостениями» и призывает бороться с ними:
- Должны пасть оба средостения - и бюрократическое, и думское, и лишь тогда Царь увидит пред собой истинный Русский народ, стремящийся к нему всем сердцем, всей душой, всеми помышлениями, как любящие дети к своему ненаглядному Отцу; и лишь тогда Царь узнает всю правду о своем Народе, которой он не может узнать ни от петербургской бюрократии, не знающей Русской России, ни от «большинства» Государственной Думы, не только не знающего, но и ненавидящего эту Россию.
Владимир Андреевич прекрасно видит, кто именно и зачем пришел в Думу и развенчивает стенания либералов о неспособности царского правительства управлять страной. Он осознает, что в составе правительства должны быть «энергичные государственные люди, а не безответственные болтуны».
Через несколько лет жизнь докажет правоту русского мыслителя: ни один из предполагавшихся «спасителей Отечества» - ни Гучков, ни Милюков, ни Родзянко, ни Керенский не смогут управлять страной и будут безжалостно выкинуты на обочину русской истории.
В конце сентября 1907 года, несмотря на запрет врачей, больной Грингмут поехал в Рязань, на встречу с единомышленниками. Вернувшись, он слег с тяжелейшим воспалением легких и 28 сентября скончался. Даже смерть его послужила делу объединения православно – монархических сил, ведь хоронили его в день Покрова Святой Богородицы, который годом ранее был объявлен праздником всех монархических организаций России.
На его могиле 25 апреля 1910 года в Скорбященском монастыре был установлен крест – памятник по рисунку знаменитого русского художника В. М. Васнецова. На памятнике были высечены предсмертные слова Грингмута, его завещание русскому народу: «Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь!» К величайшему сожалению, памятник и могила были уничтожены во времена безбожного большевистского правления.
Велик вклад Владимира Андреевича Грингмута в дело спасения Родины, и, если бы не его безвременная кончина, он очень многое успел бы ещё сделать для её блага. Созданный им Союз Русских людей, больше известный под названием «Черная сотня», был необоснованно ошельмован и оболган, как «махровая реакционная» организация, но жизнь все расставляет по своим местам и историческая правда рано или поздно восторжествует.
Все более становится ясно, что Союз Русских людей был подлинно патриотической организацией, стремящейся предотвратить сползание России в революционную пропасть. И не вина русских патриотов, что силы зла взяли верх в нашей стране в начале XX – го века - они боролись против них как могли, не жалея своих жизней.
[1] Цит. по: Степанов А.Д., Иванов А.А., составители. Воинство Святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века.
[2] Грингмут В. А. Объединяйтесь, люди русские! Далее в этой статье приводятся цитаты из этой книги.