Когда начать бояться.
В 2013 году я побывала в удивительном месте, в санатории «Бахористон» в Таджикистане. Так уж сложились обстоятельства, что в пасмурном декабре, за две недели до Нового года, я оказалась в этой солнечной гостеприимной стране.
Никогда раньше здесь не бывала. И, конечно же, перед поездкой стала интересоваться у своих знакомых, какие там условия, да и, что греха таить, можно ли ехать. Ведь страна далекая, мусульманская, и даже при полном отсутствии знания о ней, в голову лезут всякие страшилки и предрассудки.
Оказалось, что большинство моих знакомых знают о Таджикистане не больше моего. Некоторые назвали меня авантюристкой. Но после того, как двое моих знакомых, биг-боссов, мгновенно отозвались, что страна «крутая», замечательная, мои сомнения были полностью развеяны. И я поехала.
Аэропорт.
В Москве декабрьская оттепель после снегопада означает, что в машине ты едешь, как в подводной лодке. Все стекла залиты мерзкой жижей с дороги, грязью вперемешку с противоледовым реагентом. Протереть тряпочкой эту грязь невозможно, можно только отмыть сильной струей воды.
Вот так мы и доехали в такси до аэропорта, весело проболтав с молодым водителем. Он оказался студентом, музыкантом, приехавшим из Сургута полгода назад покорять Москву. Неожиданно легко объехали пробки, и вот я подошла к стойке регистрации аж за 3 часа до рейса. Однако, все пассажиры были уже здесь. Моими соседями по рейсу были только таджики. Причем практически все мужчины. Я уже давно привыкла к тому, что везде есть женщины, и их количественно больше. И тут, пожалуй, впервые за уже очень долгие годы, оказалась почти одна в большой мужской компании. На несколько десятков мужчин помимо меня было всего 5-7 женщин. Но надо отдать мужчинам должное- вели себя очень корректно. Как я узнала чуть позднее, уважение к женщине- одно из главных качеств таджика.
Причем, практически все были с невообразимым количеством сумок, баулов и прочей ручной клади. Как я уже потом выяснила, это они везли подарки своим большим семьям. Ведь приближался новый год, а эти ребята, мужчины возвращались домой с заработков. А в восточных традициях дарить подарки не только маме-папе-детям-мужу- брату, но и маме жены брата, сыну сестры мужа и т.д. Причем, как обычно, подарки, привезенные издалека, ценятся намного больше, чем из местного магазина.
Поэтому регистрация шла долго, очень долго. И под присмотром таджикских высоких и симпатичных парней- операторов. Они браво руководили, кому заходить и в какую очередь вставать, отвечали на бесконечные вопросы уставших от ожидания пассажиров. И на моё счастье мой измученный взгляд и одинокий чемодан (на фоне громадных баулов соседей)были замечены одним из операторов, меня тут же пропустили без очереди.
Дальше всё было, как в обычном полете. Летели 4 часа, хотя я, почему то думала, что Таджикистан ближе. Но это дело обычное для дамы с выраженным пространственным кретинизмом.
Встреча в аэропорту.
Спускаясь по трапу самолета на благословенную Таджикскую землю, я ещё не ожидала, что национальная доброжелательность не позволит мне ступить на землю без присмотра гостеприимных хозяев. Причем в буквальном смысле этого слова. Не дойдя до нижней ступеньки, я услышала своё имя, и с этого момента могла уже не заботиться и не думать куда идти, что делать, как донести. Всё чудесным образом делалось за меня.
Мой паспорт отнесли пограничнику, и тот поставил в нём штамп о прибытии, моя бирка оказалась в надежных руках и вернулась уже моим чемоданом. И несмотря ну жуть какое раннее время меня встретил замечательный симпатичный молодой человек Шерзод, который проводил уже до моего номера в санатории.
«Чудеса всё- таки бывают»- решила про себя я.
Наутро.
Светает в декабре здесь в 7 утра. Но моё утро наступило к обеду. Недаром меня предупреждал Шерзод, что здесь нереально крепко спится. Хорошенько выспавшись на удобной кровати, я начала знакомиться с санаторием «Бахористон».
Я была здорово удивлена уровнем санатория. Так уж сложилась моя жизнь, что за последние лет 7 я пересмотрела много десятков здравниц в России, ближнем и даже дальнем зарубежье. И вот неожиданно для меня в Таджикистане я обнаружила санаторий очень высокого уровня. Это и огромная, очень аккуратная, красивая территория с хорошо оборудованными просторными пляжами, детскими городками, приморскими ресторанчиками, и жилые и лечебные корпуса, живописные террасы, современные высококлассные теннисные корты, спортивные площадки, скульптуры, фонтаны…. Всего не перечислишь.
Мне даже стало немного неловко, ведь я такого уровня цивилизации не ожидала от Таджикистана. Как оказалось, очень зря. И это было не последнее моё удивление.
Люди.
Но главное достояние этой страны, безусловно, люди. Такого уважения, открытости, доброжелательности и настоящего восточного гостеприимства я не встречала очень давно. Самое главное, что это совершенно неподдельно. Подделать такое не возможно. Идет от самого сердца. О чем таджики постоянно напоминают, их национальный жест- прикладывание руки к животу в знак уважения к собеседнику обязательно сопровождает любую встречу и любое расставание.
Я поняла, что нам, жителям больших городов, европейцам, полезно уже само общение с этими людьми. Оно дает нам понять, насколько мы осатанели от городской жизни, а за суетой и городской нервозностью не замечаем самого главного- теплоту человеческого общения.
Если вы приходите, вам обязательно улыбнутся и спросят, всё ли у вас в порядке. А когда вы уходите, вас проводят до двери и много раз пожелают всего самого доброго.
Медицина.
Как оказалось, санаторий обладает весьма широкой диагностической и лечебной базой. Пожалуй, перечислять не буду, лучше скажу, что всё, чем сегодня может быть оснащен санаторий, там есть. Кроме этого, здесь работает 15 врачей различных специальностей. И благодаря учредителю санатория, Национальному банку Таджикистана, санаторий проводит очень серьезную работу по диспансеризации населения и лечению и профилактике различных заболеваний.
В Таджикистане нет бесплатных и льготных путевок для пенсионеров и инвалидов, как, например, в России , и Национальный банк взял на себя частичное субсидирование такого лечения для местного населения. Сегодня для таджиков путевка в санаторий стоит чуть ниже себестоимости. В переводе на валюту США – около 30 долларов в сутки за проживание, 3-хразовое питание, диагностику, полноценное лечение и пользование великолепной инфраструктурой санатория.
А для таджиков это очень важно. Очень часто в санаторий приезжают достаточно взрослые уже люди, которые не обследовались ещё ни разу в жизни. Кроме этого, сухой климат республики провоцирует развитие бронхо- легочных заболеваний. Морской климат курорта и полноценная диагностика и лечение этих заболеваний значительно улучшают состояние таких пациентов.
Многие таджики регулярно ездят на заработки в крупные российские города. Конечно, это позволяет им обеспечивать достаточно полноценную жизнь своим семьям. Но вот здоровье зачастую серьёзно подкашивает. Ведь жить им приходится в непривычно холодном климате, и работы бывают достаточно тяжелые физически. Поэтому лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата очень актуально для жителей этой страны.
Продолжение следует.