Основы Дайто-Рю Айкидзюдзюцу
Кацуюки Кондо, Дайто-рю Айкидзюдзюцу сомутё.
Часть 2.
Сказав все это, я хотел бы перейти к демонстрации реальных техник Дайто-рю, чтобы придать конкретный контекст моим рассуждениям.
В ходе демонстрации я хотел бы попросить вас обратить особое внимание на шесть специфических пунктов, о которых я подробно расскажу позже. Это: рэй (этикет), мэцукэ (зрительный контакт), маай (дистанция), кокю (дыхание, ритм), кудзуси (баланс/равновесие) и дзансин ("недвижимый ум"). Я считаю, что они представляют собой основные элементы, являющиеся сутью и основой Дайто-рю, в той мере, в какой способность полностью выполнить любую технику зависит от способности интегрировать все пункты. Кроме того, я думаю, что эти положения будут представлять интерес для практиков любого боевого искусства.
Теперь, когда вы имеете представление о том, как на самом деле выглядит Дайто-рю и как оно практикуется, я хотел бы продолжить краткое обсуждение каждого из шести пунктов, упомянутых ранее.
РЭЙ
В зависимости от ситуации слово "Рэй" можно перевести по-разному, например, такими словами, как «этикет», «приличие», «личное поведение», или даже просто «вежливость» или «манеры».
Однако, более важной, чем конкретный перевод этого слова, является идея о том, что соблюдение правил вежливости и личного поведения, - это вопрос сохранения жизни. Возможно, кто-то из вас знает, что в японском языке отсутствие или утрата рэй называется «бурэй» и «сицурэй» (что означает грубость, невежливость, неучтивость, обида, оскорбление, наглость, дерзость и т.п.). Отсутствие или утрата должного этикета почти неизбежно приводит к тем или иным неприятностям.
В жестком обществе старой Японии, скажем, более 150 лет назад, существовали условия, при которых несоблюдение правил поведения могло привести к смертельному столкновению. Например, самураи, сидящие друг напротив друга в сэйдза, неизменно вынимали мечи из ножен и клали их справа от себя.
Это объяснялось тем, что если бы меч был расположен слева, его можно было бы быстро подхватить и вытащить, чтобы в любой момент совершить атаку. Поэтому, чтобы показать отсутствие такого намерения, самурай помещал свое оружие справа. Размещение слева было бы равносильно заявлению: "Я могу атаковать тебя в любое время" - очевидно, что это оскорбление и достаточная причина для того, чтобы противник принял меры, возможно, смертельные, чтобы предотвратить атаку в свой адрес. Таким образом, во многих частях традиционного янского общества в прошлом потерять рэй означало в буквальном смысле потерять жизнь.
Сегодня все еще часто говорят, что "Будо начинается с рэй и заканчивается с рэй».
Внимание к рей по-прежнему актуально. Рэй - это то, что, по моему личному мнению (и вы, возможно, согласитесь с этим) должно применяться не только во время тренировок в додзё, но и во всей нашей общественной и личной жизни. Если мы не сможем распространить изучение и применение рэй на более широкие сферы, то тогда нет смысла заниматься им в додзё. Именно поэтому в Японии, например, принято приветствовать членов своей семьи утром, когда мы встаем, вежливо обращаться с другими людьми, когда мы идем по миру в течение дня, и завершать день правильным пожеланием спокойной ночи - другими словами, всегда помнить о других и делать все возможное, чтобы признать и поддерживать с ними хорошие отношения.
В разных стилях и традициях боевых искусств существуют свои способы и средства применения рей. Например, в Дайто-рю при выполнении сидячего поклона сначала опускают левую руку на пол, одновременно выясняя, безопасно ли завершать поклон, и если да, то продолжают опускать правую руку на пол, затем опускают тело на пол, сгибая локти и сохраняя спину прямой, пока лицо не окажется на расстоянии около 6 см или 8 см от пола. После этого сначала возвращается правая рука, а затем левая. Кстати, этот вид сидячего поклона (дзарей) заметно отличается от поклона, выражающего извинение, при котором подбородок притягивается к груди, а голова склоняется, обнажая затылок, - традиционного жеста прошения и раскаяния.
Продолжение следует…