Найти в Дзене
Libertà

«ДОЧКИ МАТЕРИ» ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПЕРВОГО ОПЫТА ПРЕБЫВАНИЯ В СЕМЬЕ

Режиссер С.А. Герасимов, киностудия им. М. Горького, 1975 год. Бывшая воспитанница детдома Оля Васильева (Л. Полехина) ищет свою мать и поэтому на некоторое время попадает в семью московских интеллигентов. Оля выросла в коллективе, жизнь которого подчинена строгим правилам, образно говоря, там надо «ходить строем» и отклонения в поведении не приветствуются. Эти правила она переносит и в свою взрослую жизнь потому, что во-первых, живет в общежитии, во-вторых просто не знакома с другими моделями поведения. Что такое семья Оля знает лишь по рассказам. Девушке выпадает возможность познакомиться с новым образом жизни, почувствовать атмосферу семьи и даже попытаться на время стать там своей. В результате Ольга проваливает этот небольшой жизненный экзамен - ее деликатно, но все же изгоняют. Почему так получилось? С самого начала героиня Полехиной допускает несколько грубых ошибок частично по незнанию жизни. Она привыкла к тому, что в детдоме и в общежитии ни у кого нет личного пространства и
кадр из фильма "Дочки-матери"
кадр из фильма "Дочки-матери"

Режиссер С.А. Герасимов, киностудия им. М. Горького, 1975 год.

Бывшая воспитанница детдома Оля Васильева (Л. Полехина) ищет свою мать и поэтому на некоторое время попадает в семью московских интеллигентов.

Оля выросла в коллективе, жизнь которого подчинена строгим правилам, образно говоря, там надо «ходить строем» и отклонения в поведении не приветствуются.

Эти правила она переносит и в свою взрослую жизнь потому, что во-первых, живет в общежитии, во-вторых просто не знакома с другими моделями поведения. Что такое семья Оля знает лишь по рассказам.

Девушке выпадает возможность познакомиться с новым образом жизни, почувствовать атмосферу семьи и даже попытаться на время стать там своей.

В результате Ольга проваливает этот небольшой жизненный экзамен - ее деликатно, но все же изгоняют. Почему так получилось?

С самого начала героиня Полехиной допускает несколько грубых ошибок частично по незнанию жизни. Она привыкла к тому, что в детдоме и в общежитии ни у кого нет личного пространства и границы там не особенно уважают поскольку их практически нет.

Не спрашивая, нужна ли ее помощь, девица идет к больному профессору Вадиму Антоновичу (И. Смоктуновский) и даже не предлагает услуги массажа, а командным тоном велит ему лечь.

С одной стороны наблюдается доброта, стремление помочь, которое превращается в причинение добра, а с другой - хозяин семьи все-таки не ребенок, ему нельзя приказывать. Это уже грубая ошибка самой Оли.

кадр из фильма
кадр из фильма

В эпизоде с телефонным звонком она тоже из добрых побуждений без спросу берет трубку - Вадим Антонович лежит в постели. В этом случае Оля не знала о том, что человек может не хотеть ни с кем разговаривать по какой-то причине. Не догадалась, простительно - этому ее не учили.

Регулярная ошибка героини в том, что она никогда не пытается выяснить, что именно сделала не так и что-то исправить. Оля не умеет анализировать свои поступки и поэтому считает что она всегда права.

кадр из фильма
кадр из фильма

Контакт с дочерьми хозяев наладить не получилось поскольку девочки и сам не сильно стремились познакомиться поближе. К чести Оли, она не обидчива, быстро забывает плохое потому, что в постоянных обидах ей было бы трудно выживать в детдоме.

Огромным промахом было влезать в чужие отношения, как сверстников, так тем более взрослых людей. Оля опять не права - перед ней не малыши, которым она может указывать, как себя вести.

С присущей ей бесцеремонностью она в разговоре с Вадимом Антоновичем, передает ему содержание беседы с его женой, да еще дает собственную оценку взрослому человеку, главе семьи, с которым едва знакома.

кадр из фильма
кадр из фильма

Фраза о том, что один достоин пятерки, а другому и троечки хватит, от пардон, сопливой девчонки, в адрес профессора просто верх глупости и грубости.

Вадим Антонович уходит из дома, Елена Алексеевна (Т. Макарова) обескуражена, а у Оли снова нет ни раскаяния ни желания понять, в чем ошибка. Постоянное чувство собственной правоты.

После этого девушка не успокаивается и делает замечание уже ухажеру дочери хозяев, Резо, насчет того, с кем он уединился, на том основании, что она привыкла говорить правду в лицо.

Тут наблюдается возрастное недопонимание, неопытность в любовных делах и отсутствие такта у героини. Не всем и не всегда надо говорить правду даже если тебя просили об этом. Правдой можно убить человека, а уж если не спрашивали, лучше промолчать, тем более, что в чужие отношения вообще нельзя влезать со своими замечаниями.

Разумеется, воспитание в детдоме накладывает отпечаток на человека, но в данном случае большей частью все-таки виновата сама Оля с ее бестактностью. Поэтому ее терпели-терпели, а потом попросили уехать, и сделала это максимально сдержанная хозяйка.

кадр из фильма
кадр из фильма

Какими будут дальнейшие отношения Ольги с окружающими людьми, зависит от нее самой. Ей следует научиться правильно оценивать свои собственные поступки и признавать свои ошибки, прощать ошибки других, стать более женственной.

Девушка она добрая, хозяйственная, уравновешенная, есть надежда на то, что жизнь научит ее понимать других людей, если Оля не успеет податься в комсомольские вожаки.

кадр из фильма
кадр из фильма

А она туда очень даже может попасть потому что умеет пафосно читать плохие стихи и с упоением водить экскурсии по заводскому музею.