Найти тему

Подготовка к Всероссу по литературе

В Образовательном центре «Взлёт» прошла литературно-олимпиадная программа, в которой приняли участие школьники из разных регионов России.

Как готовиться к разным турам Всеросса по литературе, что читать и слушать, на какие моменты обратить особое внимание и как себя мотивировать?

Эти вопросы мы обсудили с руководителем программы, председателем Ассоциации «Гильдия словесников», учителем русского языка и литературы Школы №1514 г. Москва
Антоном Скулачевым.

📎 Сегодня олимпиада по литературе предполагает не просто знание художественных произведений…

Участник олимпиады по литературе ориентируется в мировой художественной культуре, знает историю. Разбирается как в программной, так и непрограммной литературе. Видит связи русской и зарубежной литературы. Связи между литературой и другими видами искусства. Включен в современный культурный контекст — ходит на выставки, в кино, театры. Смотрит записи театральных постановок в интернете. Следит за текстами, которые рассказывают о литературе в современных форматах, — в творческих, журналистских.

📎 Если говорить про первый тур олимпиады, как готовиться?

Важно уметь анализировать любой текст. Самостоятельно выстраивать стратегию работы с текстом, его анализом и интерпретацией.

Собираться с друзьями и учителями обсуждать литературные тексты, читать филологические тексты с разборами лирических и эпических произведений — разборы Лотмана, Гаспарова и других.

Читая филологический разбор, попробуйте его законспектировать. Может быть, графически, в формате скетчноутинга. Выпишите формулировки, которые позволят выстроить собственный текст. На литературно-олимпиадной программе «Взлёта» мы провели филологические баттлы. Школьники выступили в роли филологов, учились у них методу и пробовали применить этот метод в собственном анализе. После сражались, кто из филологов победит.

📎 Для анализа часто предлагают тексты современных авторов. Насколько хорошо нужно знать современную литературу?

Чем для нас ценна современная литература: эти тексты детям не знакомы, а значит не будет «домашних заготовок», которые можно зазубрить. Современная литература проникнута диалогом с классикой. Ты не поймешь современный текст, если не имеешь серьезного бэкграунда, связанного с классической литературой.

Важно даже не само знание современной литературы, а понимание основных тенденций, умение работать с интертекстом, с цитатностью, на которой современная литература построена.

📎 Некоторые особенно нервничают перед устным туром. Как подготовиться к нему?

Учителям нужно как можно чаще предоставлять детям возможность для устных высказываний. Также важно общаться с единомышленниками, у которых те же интересы, оттачивать искусство диалога. Гуманитарное знание диалогично, здесь нет правильных ответов. Истина рождается в дискуссии.

Учитесь точности устной и письменной речи. Чтобы высказывания были емкими, глубокими, яркими. Уходите от клише и штампов. Часто в письменной и устной речи — много воды. Человек говорит пять минут, а в том, что он сказал, смысла нет.

Слушайте подкасты и лекции. Например, филолога, литературоведа Александра Архангельского, основателя проекта «Полка» Юрия Сапрыкина. Изучайте материалы, которые публикуют на порталах Arzamas, Горький.

-3

📎 По опыту анализа олимпиадных работ с какой сложностью ребята чаще всего сталкиваются?

Это банально, но умение прочитать задание и понять, что от них хотят.

В творческом туре важно выстроить высказывание под коммуникативную задачу, которая стоит. Писать в разных жанрах и для конкретной аудитории. Может встретиться задание придумать речь, которую вы произнесете перед сверстниками, или статью для журнала для авиапассажиров.

С этой же проблемой ребята сталкиваются, когда анализируют тексты. Накладывают на текст готовые теоретические рамки, используют термины, которые даже проверяющие не знают, выдают пересказ школьных учебников.

Нужно уходить от того, что вы заучили дома, к тому заданию, которое перед вами здесь и сейчас.

📎 То есть невозможно натренироваться…

Скорее надо быть начитанным, насмотренным, иметь внутреннее богатство, свободу, умение самостоятельно размышлять... Иногда натренированность наоборот мешает.

📎 Многие олимпиадники говорят, что в какой-то момент перестали учить что-то конкретное, а просто начали очень сильно любить свой предмет

Любовь, вообще, самое главное. В этом случае, даже если не получишь диплом Всероса, ты все равно будешь счастлив.

📎 Есть ребята, которые уже два-три раза ездили на заключительный этап, но так и не смогли взять диплом… Как себя мотивировать?

Жизнь на олимпиаде не заканчивается. Мое любимое стихотворение — The Road Not Taken Роберта Фроста. Ситуация, когда мы где-то не победили, что-то не получили, может оказаться для нас выигрышнее и ценнее. Иногда тот путь, который кажется неоднозначным, открывает возможности, о которых мы даже не подозревали.

📎 А зачем школьникам вообще участвовать в олимпиадах?

Это возможность быть в компании единомышленников, выстраивать горизонтальные связи — сообщество любителей Кафки, читателей Кибирова, ценителей спектаклей Дмитрия Крымова, сообщество тех, кто не понимает, как анализировать запятые в стихотворениях.

Сейчас у школьников много возможностей. Постоянно появляются новые проекты, которые позволяют развиваться, чем-то очень серьезно увлечься и искренне это полюбить. Главное — желание!

💡Список источников для подготовки к этапам ВсОШ по литературе