Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Дом на Волхонке, где жил (и где не жил) художник Василий Тропинин, или Исправляя неточности историй

Оглавление

Во вчерашней заметке я приводил портрет Степана Дмитриевича Нечаева работы гениального русского живописца Василия Андреевича Тропинина. И сегодняшний рассказ напрямую будет касаться именно его.

Василий Андреевич Тропинин, автопортрет на фоне Кремля. Изображение из открытых источников
Василий Андреевич Тропинин, автопортрет на фоне Кремля. Изображение из открытых источников

Если мы прогуляемся по старинной Волхонке, то на пересечении с улицей Ленивкой найдем две мемориальные доски, посвященные художнику. Правда, в них есть неточности, с которыми мы будем сегодня разобраться.

Начало Волхонки
Начало Волхонки

Но начнем, как водится, издалека.

В далеком семнадцатом веке на этом самом месте располагалась обширная усадьба Прасковьи Федоровны Дорошенко, которая позднее, около 1740 года…

…Перешла в руки генерал-поручика Василия Васильевича Нарышкина

При нем здесь стояли одноэтажные каменные палаты. А в 1779 году, после кончины Василия Васильевича, его вдова Анна Ивановна заказала Елезвою Семеновичу Назарову, одному из учеников, протеже и соработников Василия Баженова, выстроить новый дом.

Дом тот, выросший на углу Волхонки и Ленивки, достался среднему сыну Нарышкина Алексею Васильевичу и его наследницам – племянницам, двум сестрам.

Дальше была еще небольшая чехарда владельцев, среди которых промелькнул даже дядюшка Александра Сергеевича Грибоедова – Алексей Федорович, ставший одним из прототипов Фамусова в «Горе от ума».

-3

И вот во флигеле той усадьбы (сегодня он известен как дом по адресу Волхонка, 11, строение 6) в 1825 году и…

…Поселился художник Василий Андреевич Тропинин

Квартира

«в каменном флигеле на большой улице верхний этаж в четыре комнаты и кухня, к ним галлерея со стеклами»
(Запись из архивных документов)

обошлась ему в 600 рублей в год (6 фото).

Некогда крепостной крестьянин графа Ираклия Ивановича Моркова, он имел все шансы стать приличным кондитером, но стал живописцем, о мастерстве которого высоко отзывался даже Карл Брюллов.

Рассказывают, что когда к тому, как к признанному авторитету, обращались за портретом известные москвичи, он, как правило, отвечал им: «У вас есть собственный превосходный художник», имея в виду Тропинина.

-5

В этом доме, принадлежавшем теперь купцу Александру Михайловичу Зимулину, Василий Андреевич прожил вплоть до 1832-го.

Здесь же он и творил, устроив мастерскую.

И именно здесь родилась одна из самых знаменитых его картин…

…Портрет Александра Сергеевича Пушкина

До сих пор считается, что это самый точный и самый гениальный портрет поэта, сделанный при его жизни.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников
«...друг Пушкина Соболевский был «недоволен приглаженными и припомаженными портретами поэта, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки – перстнем, которому тот придавал особенное значение. Кажись, дело шло также и об изображении какого-то ногтя на руке Пушкина, особенного отрощенного»
(Из воспоминаний современников. Цитата из книги Сергея Константиновича Романюка «Переулки старой Москвы»)

Об этом писала и пресса:

«Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен en trois quart, в халате, сидящий подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что Художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица Поэта. Впрочем, физиогномия Пушкина, столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие. [Тропинина] должно причислить к числу тех артистов, которые делают честь Отечеству своими необыкновенными талантами».
(«О портрете Пушкина», статья Николая Полевого в журнале «Московский телеграф», май 1827 года)

Портрет, кстати, затем на долгие годы потерялся, пока не был совершенно случайно найден в антикварной лавке Гаврилы Волкова – на той же самой Волхонке, в доме №10, напротив места, где он был создан.

-7

Шедевр чудом обнаружил князь Михаил Андреевич Оболенский.

«И тут‑то я в первый раз увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи, и увидел его не без сильного волнения в разных отношениях: он напомнил мне часы, которые я провел глаз на глаз с великим нашим поэтом, напомнил мне мое молодое время, а между тем я чуть не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валялся где‑нибудь в сыром чулане или сарае. Князь Оболенский просил меня подновить его, но я не согласился на это, говоря, что не смею трогать черты, наложенные с натуры и притом молодою рукою, а если‑де вам угодно, я его вычищу, и вычистил»
(Из воспоминаний самого Тропинина)

В 1909 году наследники князя передали портрет Третьяковской галерее.

А Василий Тропинин в 1832 году переселился в соседний дом – на Ленивку, 3.

-8

Там у него поперебывали в гостях едва ли не все известные художники России. Двери в квартиру не запирались, пока в ней находился Тропинин. А если гости, придя, не заставали его дома, они оставляли на входной двери свои автографы. Красовалась на той знаменитой двери и подпись Карла Брюллова.

И вот здесь...

...Еще одна неточность, указанная на досках

Даже сразу две неточности.

Во-первых, Тропининская квартира выходила окнами на Ленивку, и из них был виден Кремль. Этот пейзаж отражен в автопортрете, написанном здесь же (с него начиналась эта заметка).

Ленивка, 3
Ленивка, 3

При всем моем уважении к московским властям, мемориальную доску повесили банально не на том доме и не на той улице.

Во-вторых, жил он там не до 1856, а до 1855-го. И главное, откуда взялась цифра «1824»?

-10

Но уж если разбираться до конца, то есть и третья ошибка.

-11

Даже если учитывать, что все это – некогда единый участок, приходится признать, что старое здание архитектора Елезвоя Назарова снесли в 1879 году, а на его месте выстроили новое, по проекту другого зодчего, Михаила Илларионовича Никифорова (5 фото).

Нынешний трехэтажный доходный дом, который мы можем с удовольствием рассматривать сегодня, Никифорову заказала Юлия Адальбертовна Воейкова, одна из последних владелиц участка.

-13

В стиле эклектики и духе ампира, пышно и со вкусом оформленный, с полуциркулярным аттиком со слуховыми окошками и ажурной решеткой над карнизом, прекрасным обрамлением окон и лепниной.

Но уже совсем не тот дом, из окон которого можно было наблюдать прогуливающегося по старинной улице талантливого живописца (5 фото).

А еще это – один из очень немногих сохранившихся в Москве геральдических домов.

Боярский герб Воейковых – щит со змеями (не от слова «змея», а от слова «змей»), над головами которых расположена дворянская корона, с оленями и рыцарским шлемом со страусиными перьями – до сих пор украшает угол здания и фасад, глядящий на Волхонку.

-15
Доходный дом Воейковых, достопримечательность, ул. Волхонка, 9, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!