Телескоп Джеймс Уэбб ставит астрономов в тупик с завидной периодичностью с самых первых дней своей эксплуатации, как бы намекая нам, что теоретики происхождения Вселенной зря получали зарплату все эти годы.
Взрыв мозга от полученных данных получился в первые дни наблюдений: беда заключалась в запредельном возрасте наблюдаемых объектов, в рамках существующих теорий такие объекты невозможны, но они блин есть! Джеймс Уэбб зарегистрировал свет от 88 галактик, которые оказались слишком старыми для того, чтобы успеть возникнуть после Большого Взрыва - на формирование галактик требуется время, которого у них не было. Как будто само время было отрицательным...
Чтобы понять, в чём тут казус - придётся разобраться с тем, как мы вообще определяем возраст галактик и как работает сам телескоп.
Как известно, Вселенная расширяется, и расширяется с ускорением. Благодаря этому мы наблюдаем свет от более дальних галактик более красным (длина волны этого света становится больше при удалении наблюдаемого объекта от наблюдателя) а свет от ближайших галактик - белым. Если бы галактики летели навстречу нам - мы наблюдали бы их в синем цвете, всё благодаря эффекту Доплера.
Соответственно, чем дальше от нас галактика - тем она краснее. Но у красноты есть видимый предел - электромагнитное излучение, которое имеет длину волны меньше, чем видимый красный свет - попросту недоступно для оптического наблюдения, оно становится инфракрасным, в переводе на человеческий язык - тепловым.
Поэтому телескоп Джеймс Уэбб работает с такими длинами волн, которые захватывают часть видимого красного и огромную часть инфракрасного спектра, недоступного человеческому глазу. Именно для того, чтобы наблюдать слабое-преслабое тепло от далёких галактик - Джеймс Уэбб экранирован от теплового излучения Солнца и охлажден до температуры -233К, что даёт ему возможность улавливать самые тусклые и самые холодные фотоны инфракрасного излучения.
И вот супернавороченный телескоп выдаёт нам данные как в сказке - чем дальше тем страшнее: в теории считалось, что "галактик с красным смещением 11 не бывает" - в переводе на великий и могучий - не может быть во Вселенной галактик старше 13,4 млрд лет, они просто не успеют сформироваться. А они, оказывается, есть:
Казалось бы, что такое для Вселенной каких-то там 100 миллионов лет? А вот что: 100 миллионов световых лет - это в 1000 раз больше типичной галактики вроде нашего Млечного Пути. А там ещё в теории были и "тёмные века" длиной 300 миллионов лет, это то время когда материя уже была, но ещё не успела упаковаться в первые звёзды.
Получается так, что первые галактики как будто возникли мгновенно! 300 миллионов лет не было звёзд, а потом раз - и внезапно возникают первые уже готовые галактики с миллиардами звёзд внутри.
Полученные данные заставили астрономов попотеть и слегка перепилить теорию Большого Взрыва. Учёные предполагают, что на начальных стадиях эволюции Вселенной время в ней могло течь аж в 5 раз медленнее!
Тут на самом деле ничего удивительного, странно что никто об этом не догадался раньше, ведь ОТО это допускает. Можно пойти дальше - поточнее измерить скорость течения времени в самую первую планковскую секунду от самого начала времён (10 в минус 34 степени секунд после Большого Взрыва), и может оказаться, что в этом маленьком интервале время текло в стопицот (это число больше числа Грэма, если что) раз медленнее, чем сейчас.
А это в свою очередь, как бы намекает нам о том, что к наблюдению начала всех начал мы вообще никогда приблизиться не сможем: чем ближе к Большому Взрыву, тем медленнее течёт время. Но не останавливается совсем.
Правда, есть один нюанс. Время может оказаться иллюзией и по факту четвёртой пространственной координатой, которую мы так странно воспринимаем. И может оказаться так, что предела замедлению времени нет - тогда даже самые первые секунды жизни Вселенной становятся вечностью. Бесконечностью. Непознаваемостью.