Поделились и люто, и наспех,
И - в пучину без дна.
В поле поровну белых и красных,
А Россия - одна.
Белой кости стена в эполетах.
Краснозвездая серость-стена.
Только кровь одинаковым цветом.
Да Россия одна.
А. Новиков
Страшнейшая кара для любой страны-гражданская война. Она не только уносит миллионы жизней, но и оставляет в истории народа пульсирующий кровавый рубец, разделяющий по живому людей. Заживает это очень медленно, сотню-другую лет минимум. В истории России таких войн было две за четыре века. И если первая, периода Смуты, уже давно стала интересна только специалистам, то вторая, благодаря успешному реваншу, снова "в тренде".
Сейчас очень популярна тема примирения, к столетию окончания Гражданской войны в Крыму даже памятник возвели. Где и красный и белый склонились перед Родиной-Россией. Открыли 22 апреля 2021 года.
Все красиво и мудро, но есть нюанс.... На этом памятнике у белогвардейца есть оружие, у красноармейца его нет. Вопрос, автор памятника вообще в курсе, чем закончилась гражданская война?
Проявился и символизм. Ночью 28 ноября 2023 года в результате сильного шторма фигура красноармейца упала с постамента головой вниз, ниже ступеней и осталась лежать в таком положении.
Так что благая затея успехом не увенчалась по объективным причинам. Ибо сперва надо разобраться- кого, с кем и как примирять.
Жернова гражданской войны перемололи миллионы судеб грубо и жестоко, Выбор стороны часто становился результатом случайного стечения обстоятельств. Многократный переход с одной стороны на другую- это не только судьба Григория Мелехова из "Тихого Дона", а история жизни сотен тысяч людей. Шанс исправить ошибки у человека должен быть. Понять, принять и жить по-новому. Примириться, убив в себе ненависть.
Настоящее примирение ведь уже давно состоялось, хотя и заняло несколько десятилетий. Как уже было ранее написано, большевики пришли к власти не как кровожадные мстители. Все было очень травоядно. Генералов отпускали под честное слово, офицеров и юнкеров просто разоружали и отпускали, министры Временного правительства, взятые в Зимнем, оказались на свободе кто на следующий день, кто через четыре месяца.
Не большевики начали гражданскую войну, Советская власть практически везде пришла мирным путем. Но в январе 1918 года на юге собралось около четырех тысяч белогвардейцев Добровольческой армии, а по Транссибу подняли мятеж белочехи. Началась иностранная интервенция 14 держав. И чудовищный "белый террор", на который большевики только в августе 18-го начали отвечать террором "красным".
И здесь ничего хорошего не было, маховик ожесточенной гражданской войны был запущен и с обоих сторон святых не было. Хотя соотношение жертв 1 к 10 или 1 к 100 сохранялось, как минимум, из-за разной численности участвующих в войне классов.
Более того, на излете гражданской войны, но в ее острой фазе, в мае 1920 года, когда измотанную Советскую Россию пытались добить белополяки с запада и Врангель с юга, прозвучал первый призыв к примирению.
Его написал русский генерал и красный командарм Алексей Брусилов, практически сразу поддержавший большевиков как силу, способную сохранить Россию.
«Ко всем бывшим офицерам, где бы они ни находились».
«В этот критический исторический момент нашей народной жизни мы, ваши старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к Родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды, кто бы и где бы их вам ни нанёс, а добровольно идти с полным самоотвержением и охотой в Красную Армию на фронт или в тыл,
куда бы правительство Советской Рабоче-Крестьянской России вас не назначило и служить там не за страх, а за совесть, дабы своею честною службою, не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию и не допустить её расхищения, ибо, в последнем случае, она безвозвратно может пропасть и тогда наши потомки будут нас справедливо проклинать и правильно обвинять за то, что мы из-за эгоистических чувств классовой борьбы не использовали своих боевых знаний и опыта, забыли свой родной русский народ и загубили свою Матушку-Россию».
Но понимание прославленный полководец встретил не везде. Многие царские офицеры, в том числе повоевавшие на стороне белых, стали переходить на сторону красных, особенно бывшие колчаковцы. Упоминается о 50 тысячах таких добровольцев. Но...
«Ген. Врангель отказался пожать протянутую руку Брусилова, хотя она была протянута во имя России. И не только отказался, но в ответ на призыв примирения... двинул свои войска на помощь полякам, чем, по-видимому, не только пролил достаточно русской крови, но и спас Варшаву... Если бы крымская Вандея... завершилась не новыми потоками русской крови, а добровольным «обращением» Врангеля, его ответным приветом Брусилову, — какой бы это был праздник, какое бы это было национальное счастье!».Никола́й Васи́льевич Устря́лов
Врангель предпочел угробить десятки тысяч русских жизней, увезти с собой для продажи на западе огромные запасы русского хлеба и различных припасов со складов Черноморского флота, угнать все оставшиеся на плаву русские боевые корабли и суда ЧФ. С 24 июля по 16 сентября 1920 года был вывезен миллион пудов зерна, собирались вывезти 10, но большевики помешали.По сути, у России украли хлеб и флот. На распродаже их долго жили командование врангелевской армии и, впоследствии, структуры сменившего ее РОВС.
Гражданская война закончилась в 1922 году выдворением белогвардейцев и японских интервентов из Владивостока. Советская власть на правах победителя расстреливает или уничтожает агентурными операциями несколько наиболее одиозных белогвардейцев, которые в крови по уши. Остальным дают от года до пятнадцати. А вскоре объявляется амнистия, часть бывших белогвардейцев выходит на свободу. Условия Советской власти были просты и прозрачны- соблюдайте законы, признайте Советскую власть, не наносите ущерба стране, честно работайте и никто вас не тронет.
Сотни тысяч бывших белых вернулись к мирной жизни. Более того, начался процесс возвращения попавших в эмиграцию десятков тысяч солдат, казаков, офицеров и генералов. Многих это устроило и они вернулись на службу Родине. Договорился о возвращении даже палач Слащев уже в 1921 году.
Служба в белых армиях не была препятствием для хорошей карьеры в РККА.
На востоке было еще интереснее. Когда в Китае началась гражданская война, одной из горячих точек стал Синцзян (Восточный Туркестан). Восстание местных мусульман привело к изгнанию гоминьдановской администрации и образованию мятежного края во главе с Шэн Шицаем. Основной ударной силой восставших был полк бывших белогвардейцев полковника Папенгута. Когда Гоминьдан организовал наступление на провинцию крупными силами, в Синцзян в 1934 году была введена Отдельная мотострелковая дивизия особого назначения и мусульманские батальоны Среднеазиатского округа. Советские бойцы были переодеты в форму белогвардейцев и действовали совместно с белыми. Синцзян отстоял свою независимость благодаря тому, что белые и красные воевали плечом к плечу.
Кроме того, индивидуальный выбор многих офицеров и генералов привел к тому, что зарубежные эмигрантские организации оказались под завязку нашпигованы агентами ОГПУ и НКВД. Чекисты делали с ними всякое, даже регулярно вывозили руководителей в СССР на суд и казнь, Кутепова (живым не довезли), Миллера и т.д.
А часть белой эмиграции вновь отказалась от примирения. Наследником врангелевской армии стал Российский общевоинский союз (РОВС), ставший точкой сбора всей антисоветской эмиграции. Целью было сохранение кадрированной структуры 100 тысячной белой армии, готовой помочь любому интервенту-полякам, румынам и прочим шведам.
Еще до начала войны руководство РОВС обращалось к фельдмаршалу Браухичу с предложением предоставить РОВС в распоряжение командования вермахта. Уже после начала войны немцы категорически отказали.
Тогда руководство РОВС приняло решение разрешить отдельным членам организации вступать в ряды вермахта и СС. Речь идет о десятках тысяч, составивших ядро РОА и казачий корпус Панвица.
Итальянский маршал Дж. Месси, командовавший итальянскими войсками в СССР, поставил белогвардейцев на первое место по жестокости в отношении мирного населения СССР.
Справедливости ради, надо отметить, что часть белой эмиграции отказалась сотрудничать с нацизмом, здесь можно вспомнить генерала Деникина, часть вступила в антифашистское подполье, тут могу напомнить о подвиге княгини Оболенской, казненной гитлеровцами.
Но основная часть белой эмиграции не могла дождаться момента, когда СССР будет разгромлен вермахтом и они, в обозе победителей, вернуться в Москву. И, как могла, приближала этот день.
Из 42 человек командного состава власовского КОНР 23 были белоэмигрантами, еще 5 ранее служили в белых армиях и еще один воевал в Испании за Франко вместе с белоэмигрантами. Так что влияние Белой идеи на отечественных коллаборационистов можно оценить как крайне высокое (70%).
Еще одна попытка примирения была сделана вновь с советской стороны в одностороннем порядке в послевоенное время. Я имею в виду "залечивание" раны национального разлома средствами массовой пропаганды- фильмы, книги, песни и т.д. Нельзя не отметить, что в советской культуре образ белогвардейцев стал гораздо мягче, белым придавались человеческие черты, показывалась трагедия этих людей, их переживания и достоинства. Часто они выглядели гораздо более яркими и привлекательными героями, чем красные. Во многих случаях рассматривался путь осознания, приводящий белого офицера к раскаянию и на сторону красных.
"Тихий Дон", "Белая гвардия", "Бег", "Служили два товарища", "Адьютант его превосходительства", "Хождение по мукам", "Сорок первый", "Вечный зов", "Долг", трилогия "Резидента" и так далее.
Эстрада, в свою очередь, выбивала из слушателей сочувственную слезу поручику Голицыну, институтке, дочери камергера, насельникам кладбища в Сен-Женевьев -де-буа... Даже культовую песню "Русское поле" в фильме пел белый офицер.
Жалко людей, наших бывших соотечественников, "Все теперь против них и нет им места в России", и "ствол вороненый подносит в Стамбуле к виску офицер...".
СССР отказался от ненависти, простил всех, кого можно.
Увы, с той стороны взаимности не было. РОВС, НТС, "Посев", все эти наследники "белого дела", в примирении" с Родиной не нуждались. Только в реванше. И никакого человеческого лица у красных в подопечной им литературе не появилось.
"Они ничего не забыли и ничему не научились".
Хоть с чертом лысым, но против Советов, Советской России... После краха фашистской Германии они увлеченно работали на США и НАТО.
Разделяющие эти идеи, обычно, отличаются безапелляционностью и бескомпромиссностью суждений, четким разделением на своих и чужих,
При этом спорить с ними особо не о чем, у них два родовых пятна, которые не обойти и не объехать- они в 1918-1922 годах были на стороне интервентов и они в 1941-1945 годах воевали на стороне гитлера. Для патриота своей страны все ясно и понятно.
Все, что можно и нужно было сделать для примирения -уже сделано за этот век. Прощены все, кого можно было простить.
Остались только непримиримые. Они, кстати, громче всех кричат, что примиряться с красными они ни за что не будут. Только месть, только реванш, только хардкор. Чтоб всех холопов обратно на конюшню.
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам