Найти в Дзене
Вход в будущее

Социальный рейтинг в России. Как избежать системы лишающей человека его фундаментальных прав

Социальный рейтинг, который нам тихо пытаются внедрить, подразумевает нарушение основных прав человека и создание инструмента для разделения граждан на низкорейтинговых и высокорейтинговых. Один из ВУЗов России уже сейчас разрабатывает и тестирует систему мониторинга под названием «Мы», которая будет формировать социальный рейтинг россиян.

  • Из презентации проекта можно заключить, что российский социальный рейтинг будет формироваться на основе двух обязательных цифровых показателей, которые станут присваиваться каждому гражданину после индивидуальной онлайн-оценки его данных системой. Предполагается, что такая оценка будет основана на информации, предоставленной государственными порталами и социальными сетями. Анализ будет включать как технические данные (например, количество детей, наличие иждивенцев, специализация, образование), так и личные взгляды, включая политические. Все это будет обработано системой социального рейтинга, которая выдаст индивидуальную оценку социального статуса и уровня гражданина.

На данный момент проект находится на стадии исследования, а его финансирование осуществляется по инициативе ученого совета РГСУ. Важно отметить, что проект не является государственной инициативой, а разрабатывается университетом самостоятельно.

Руководство университета уверено, что их проект соответствует текущим потребностям государственного управления и поможет систематизировать процедуры социальной поддержки населения в первую очередь.

По мнению пресс-службы РГСУ, на данный момент многие процессы, связанные с распределением ресурсов и выплатами, являются хаотичными и основываются на субъективных суждениях инспекторов. Чтобы решить эту проблему, и предлагается внедрить систему социального рейтинга. Эта система скоринг-кодов может быть полезна не только на государственном уровне, но и для руководителей, осуществляющих социальные проекты на основе своего бизнеса, а также для банков, финансовых структур и фондов. Другими словами, она может использоваться в любом месте, где ограниченные ресурсы государственных или частных социальных институтов должны быть распределены среди конечных потребителей.

Однако это еще не все. Юрий Линдре, эксперт по вопросам регулирования искусственного интеллекта и сквозных технологий, в программе "Двузначный код на человека" Анны Шафран, внес свои поправки в понимание социального рейтинга. Он отметил, что даже разработчики проекта и коллеги из депутатского корпуса не до конца осознают его суть, так как сводят социальный рейтинг к контролю за деятельностью людей в интернете. По словам Юрия, социальный рейтинг – это не только наша цифровая жизнь, она составляет лишь часть ее. Социальный рейтинг – это, прежде всего, наша аналоговая жизнь.

  • Социальный рейтинг, если бы он уже был введен, мог бы оценить нашу коммуникацию в различных ситуациях. Например, когда мы сидим в кругу друзей и обсуждаем что-то, система могла бы оценить наш способ разговора, наличие агрессии, выбор слов, учтивость в общении с коллегами и т. д. Каждому человеку была бы выставлена автоматическая оценка. Если, например, вы получили оценку 3.9 вместо 4.0, это бы означало, что вы не смогли достичь необходимого уровня правильного поведения.

Система будет записывать это и в дальнейшем может отказать вам, например, в скидке в 20% на покупку автомобиля, потому что вам не хватает 0.1 балла для получения такой скидки. Такое положение не имеет никакого отношения к интернету, цифровым документам и рекомендательным сервисам цифровых платформ. Социальный рейтинг относится к нашей физической жизни здесь и сейчас. В Китае именно такая система. Всем подключенным к интернету китайцам присваивается 1000 баллов, которые могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от их поведения (учеба, общественная деятельность, семья, волонтерская деятельность и т. д.) в жизни. Эти баллы и будут показывать рейтинг.

  • Важным аспектом, который китайский опыт показал за два года, является положение людей, которые оказались внизу этой пирамиды. Даже без совершения каких-либо незаконных действий, у них нет никакой возможности исправить свой рейтинг. Система накапливает и регистрирует данные полученные ранее. В результате социальный рейтинг становится определенной проекцией реальной физической жизни человека.

Поэтому в рамках международных организаций, большинство стран отвергает попытки отдельных людей, специалистов и экспертов внести социальный рейтинг в регуляторные документы, – поясняет эксперт, – поскольку это противоречит основным правам человека, которые имеют общепризнанный консенсус.

Если подытожить всё известное нам по вопросу социального рейтинга в нашей стране, то нужно понять главное – мы не должны соглашаться с мнением определённой группы российских экспертов и цифровизаторов о неизбежности внедрения этой системы в нашу жизнь. Задача каждого человека и всей нашей общественности должна сводиться к отстаиванию основ и сохранению традиционных отношений между государством и его гражданами.