Найти тему
diletant.media

Кабан и медведь — порождения дьявола?

Оглавление

Множество символов из эпохи Средних веков, по результатам исследований историков и искусствоведов, имеют самые причудливые значения. Особый интерес всегда вызывали изображения представителей фауны. Для эпохи и западноевропейского региона, пожалуй, наиболее интересными символами были кабан и медведь.

Культы зверей и их значения

Римские охотники считали кабана благородным и свирепым зверем, убить которого в пешем столкновении лицом к лицу являлось настоящим подвигом. Решающая битва с кабаном всегда проходила один на один.

Охота на кабана. Мозаика. Источник: laphamsquarterly.org
Охота на кабана. Мозаика. Источник: laphamsquarterly.org

Германцы видели в подобном процессе ритуал инициации: юноша после убийства дичи становился настоящим мужчиной, свободным воином. Страх, смешанный с чувством восхищения по отношению к грозному зверю, отразился и в германском лексиконе. Слова Bär (медведь) и Eber (кабан) образованы от старого глагола bero, который означает «бить» или «сражаться». Кабан в культуре германцев оставался символом мужества, воинственности и отваги.

Фрейя и Хильдисвини. Источник: pinterest.com
Фрейя и Хильдисвини. Источник: pinterest.com

Кельты наделяли этого зверя качествами настоящего доблестного мужа. К тому же кабан — это дичь для высших эшелонов кельтского общества. Мифология рассказывает о погоне за белым вепрем, который уносит героев в потусторонний мир. Если медведь — символ светской власти и могущества, то кабан у кельтов является представителем духовного мира.

Культ же медведя ещё с палеолитической эпохи был очень распространён в северных широтах. Легенды и предания сообщали нам о нём вплоть до 20-го века: медведь оставался главным героем мифических рассказов. Животное было главным в царстве зверей в представлении кельтов и германцев. Медведя часто наделяли антропоморфными качествами и характеристиками. Его представляли не просто мохнатым зверем, а в каком-то смысле диким человеком.

Медведь в средневековой миниатюре. Источник: lichtenbergianism.com
Медведь в средневековой миниатюре. Источник: lichtenbergianism.com

Так или иначе, но главное его достоинство — титул царя леса и всей живности, которая там обитает. Средневековье ещё сохраняет его важную роль в скандинавской, кельтской и славянской традиции.

Образы зверей в Средние века

В охотничьих трактатах 13−15-го веков кабан перестаёт быть «благородной дичью». Его место занимает олень, но тем не менее встречаются повествования, в которых фигурируют характеристики кабана как клыкастого, свирепого зверя, способного причинить немалый вред человеку. Охота на оленя стала более доступной и развлекательной, столкновения с кабаном или медведем уходили на второй план. Да и в целом оленя противопоставляли кабану.

Кабан портит виноград. Источник: laphamsquarterly.org
Кабан портит виноград. Источник: laphamsquarterly.org

Важно отметить ряд хозяйственных и экономических моментов. Уже к 14-му столетию люди понимают, что содержание большой своры собак для травли кабана слишком дорого им обходится. К тому же собаки часто погибают после встречи со свирепым и неистовым зверем: их приходится менять. Подобное обстоятельство не всегда благотворно влияет на финансовое состояние дворянского семейства.

Битва с кабаном. Источник: medievalists.net
Битва с кабаном. Источник: medievalists.net

В медведе христианская церковь не видела ничего хорошего. Жестокость и похоть — вот черты, которые характеризуют этого зверя. Ещё в Античности его образ вызывал подозрения и всевозможные домыслы.

В северных областях медведя почитали и связывали с его фигурой календарные праздники и даже целые культы. Но церковь развернула целую компанию против этого царя леса. Отцы церкви и конкретно Блаженный Августин считали, что «медведь есть дьявол». Он пугает и мучает грешников в образе сатаны. При этом остаётся злобным, похотливым, нечистым, ленивым, гневным и к тому же ещё и обжорой.

Нападение медведей на горожан. Источник: commons.wikimedia.org
Нападение медведей на горожан. Источник: commons.wikimedia.org

Но античная легенда, известная ещё от Плиния, показывает нам медведя с иной стороны: медведица, облизывая своих мертворождённых детёнышей, воскрешает их.

Латинские авторы привели массу слов для описания кабана, а отцы церкви и вовсе решили приравнять этого зверя к дьявольской твари, приносящей вред человеку и его хозяйственной деятельности. Ещё в 11-м столетии мыслитель Рабан Мавр решает закрепить за этим зверем инфернальное предназначение — он помещает его в дьявольский бестиарий. Храбрость и стойкость дикого кабана сменяется слепотой и деструктивной жестокостью. Далее добавляется нечистоплотность, похотливость, прожорливость, лень и пр. А после смерти французского короля Филиппа IV Красивого в результате столкновения с кабаном на охоте этот зверь стал настоящим воплощением зла.

Кабан в средневековой миниатюре. Источник: medievalists.net
Кабан в средневековой миниатюре. Источник: medievalists.net

Агиографическая литература рисует медведя приручённым животным. В средневековых житиях можно встретить сюжеты, где главный герой одолел зверя, приручив его своими добродетелями и силой.

В «Книгах о короле Модусе и королеве Рацио» Генриха де Феррьера кабану приписывают 10 греховных качеств, которые по аналогии сопоставимы с характерными чертами Антихриста.

Новый царь зверей

После 11-го столетия свирепого хищника активно начинают демонстрировать на развлекательных мероприятиях. На ярмарках, цирковых представлениях, которые ездят от замка к замку, присутствует медведь на привязи и в наморднике. Грозный и страшный зверь теперь становится актёром цирка, который пляшет под музыку, участвует в исполнении трюков и веселит публику. Королевский дар, который был известен ещё с эпохи Каролингов, в 13-м веке исчезает уже даже из княжеских зверинцев.

Ноев ковчег. Источник: pinterest.com
Ноев ковчег. Источник: pinterest.com

Церковь и латинская традиция, в которой главным зверем был лев, начинает брать верх в 12−13-м столетиях над фигурой медведя. Об этом в полной мере свидетельствует произведение «Роман о Лисе»: льву Ноблю нет равных, он единственный и могущественный монарх в своём царстве. В то время как медведь Брюн — барон, неуклюжий и заторможенный, над которым постоянно насмехается лис.

Подробнее