Найти тему

Становление японского кинематографа: Влияние театра, истории и мифологии. Ч1.

Всем привет! Сегодня хотела бы начать серию постов о том, как вообще появился японский кинематограф, начиная с самых истоков.

И начнем мы с Кабуки ,в понимании настоящего времени - это японский театр. В начале 17 в. Кабуки понимались как техника пения и танцев.

Онна кабуки
Онна кабуки

Появился Кабуки нетривиально - служительница храма и несколько ее учениц решили скрасить свой досуг и ушли в засохшее русло реки, чтобы петь, танцевать и общаться. Далее на эти представления стали приходить случайные прохожие, а позже уже зрители, в том числе и Император. Так Кабуки получили получили поддержку со стороны Императора.

Отмечу, что было несколько видов Кабуки:

  • Онна кабуки (выступают только женщины)
  • Вакасю кабуки (задействованы только юноши)
  • Яро кабуки (на сцене только взрослые мужчины)

В Кабуки детали и цвета одежды, прически и макияжа играли значимую роль. Например белый цвет одежды символизирует достоинства и высокое положение, красный - молодость и счастье, синий - силу .

Яро кабуки
Яро кабуки

Отдельным ответвлением стал Бунраку, кукольный театр, который отличается от привычных нам представлений: куклы были высотой 1,5 метра, со сложной системой управления. Для управления одной куклы требовалось 2 или 3 человека.

Бунраку
Бунраку

Перейдем к сюжетам Кабуки и Бунраку. Они брались из Кодзики (711-712 гг.) и Нихон Секи (720г.) - это японские литературные произведения, которые можно сравнить с повестью временных лет. Бытовые, исторические, религиозные и философские сюжеты становились основой для представлений.

Большую роль в представлениях играла мифология Синтоизма, а именно японские божества и ёкаи (демоны).

Гравюра "Принцесса Такияша призывает демона, чтобы напугать Митсукуним" 1844г.
Гравюра "Принцесса Такияша призывает демона, чтобы напугать Митсукуним" 1844г.

Ками - это божества, которые могут быть и огромным духом, и просто камнем. Важно было проводить ритуалы в святилищах (Ясиро), иначе можно было вызвать месть божественных существ.

Татарэ - месть ками
Татарэ - месть ками

Кроме этого, в сюжетах также рассказывалось о мифических существах, самые известные из них:

  • Бакэнэко - это не просто кошка, как может показаться на первый взгляд. Ее возраст должен быть равен 13 годам, а вес более 7 кг. Бакэнэко может ходить на задних лапах и бросать огненные шары. Также существует поверье, что если Бакэнэко перепрыгнет только что умершего человека, то он может воскреснуть. Существо достаточно неоднозначное - может творить и добро, и зло. Оно может в качестве мести охотиться на своего убийцу и пожирать его.
Бакэнэко
Бакэнэко
  • Кицунэ - лиса, как правило, с 9 девятью хвостами, но их количество может увеличиваться. Киценэ играет как положительную, так и отрицательную роль. Быть божеством, или же помощником другого божества.
Кицунэ
Кицунэ
  • Юрэй - аналог призрака. На рисунках, дошедших до нас, не имеет ног. Юрэй представляет собой душу неупокоенной женщины, которую похоронили не соблюдая обряды. Или женщину, погибшую насильственной смертью. Основная цель Юрэй является месть.
Юрэй
Юрэй
  • Хэби - наиболее уважаемое мифическое существо, т.к. изображается в виде змеи, почитаемой в Японии, которая является символом плодородия и защищает людей от стихийных бедствий.
Хэби
Хэби

Всех этих существ можно найти и в современном кинематографе, например в фильме "Звонок", снятый в 1998 г., где изображается Юрэй.

В заключение хотелось бы отметить, что элементы Кабуки, Бунраку, Синтоизма и мифических существ переплетены между собой, и именно это переплетение формирует основу для японского кино.