Планируется визит Си Цзиньпина в США. Там это называют «историческим событием». Издание Politico пишет, что Байден планирует провести с лидером КНР «жесткий разговор», который коснется двусторонних проблем между США и Китаем, связи Китая с Ираном и его поддержки России в конфликте на Украине.
Сергей Михеев: Не знаю, способен ли Байден на что-нибудь жесткое: он производит впечатление человека, который «разваливается» на ходу. Посмотрим. Этот визит долго готовился, откладывался на фоне пикировок по поводу Тайваня и всего остального. Во-первых, Байден хочет перед предварительными выборами показать, что он может разговаривать с китайским лидером и что Китай, который является важным торговым партнером, готов разговаривать с Байденом. Потому что долгое время Байдену ставили в вину, что Китай с ним не разговаривает. Во-вторых, им надо что-то заявить Си Цзиньпину, чтобы потом у себя в Штатах сказать: «Мы с китайским лидером очень жестко поговорили и чуть ли не поставили его на место». Байдена это интересует с точки зрения предвыборной кампании, потому что демократы более лояльно относились к Китаю, китайскому бизнесу, торговым отношениям, чем республиканцы. А избиратели республиканцев, наоборот, к Китаю относятся очень критично. Для Трампа это была и остается главной внешнеполитической темой – «Китай хуже всего».
С одной стороны, Байдену было бы здорово показать, что он и Си Цзиньпин могут говорить друг с другом, и Байден, как старый, умудренный опытом политик, может решить торговые вопросы. Обычно такие визиты готовятся долго и заранее, поэтому решения будут приняты. С другой стороны, надо показать всем своим противникам и сторонникам республиканцев, что они с Китаем могут поступать жёстко, готовы жёстко разговаривать. Получится это у Байдена или не получится - трудно сказать. Они будут так говорить, чтобы и тем, и другим показать, какой «хороший, эффективный политик и дипломат» Байден.
Что касается китайцев, у них прямо противоположная тема. Си Цзиньпин будет говорить про Тайвань, многополярный мир, недопустимость одностороннего давления, но и будет стремиться привести обратно в Китай решения в сфере экономики, которые можно будет показать как успех: «Я съездил в Америку, и она отменила такие-то ограничения». Каждый из лидеров будет стремиться продемонстрировать успех в переговорах и показать, что именно он поставил вопросы и их порешал. Если речь идет о дружественных странах, то бывает несложно договориться и нет задачи показать, кто над кем главенствует. А здесь задача сложная, потому что конкуренция между Америкой и Китаем очевидна и будет только нарастать. Отношения между ними сейчас не блестящие, особенно на фоне Тайваня и Ирана, который напрямую участвует в войне против Израиля. «Хезболла» часто наносит удары по северу Израиля и югу Ливана. Приходили сообщения об активизации боевых действий, и Израиль грозится чуть ли не штурмом взять Бейрут. Плюс нанесены удары американцами по проиранским группировкам в Сирии, а сами американцы говорят, что проиранские силы более 50-ти раз с момента начала палестино-израильского конфликта наносили удары по американским военным объектам. А китайцы напрямую поддерживают Иран и не собираются сворачивать отношения.
Поэтому двум лидерам будет сложно показать удачную картинку. Но, раз визит состоится, значит, подготовлены решения, которые могут дать возможность и тому, и другому лидеру сказать, что «успех за нами».
Politico пишет, что «Байден рассматривает эту встречу как последний шанс повлиять на Си Цзиньпина и внести перезагрузку в отношения, поскольку потом он будет полностью поглощен своей предвыборной кампанией».
Сергей Михеев: Не очень понятно, что он может продемонстрировать как успех: заставить Китай испортить отношения с Россией и Ираном одновременно? Не получится. В обмен на что? Что предлагают американцы? Американцы в последнее время только угрожают. Технологии? Думаю, стратегическая линия американцев направлена на то, чтобы лишить или ограничить возможности технологического развития Китая. Америка будет придерживаться этой политики и с Байденом, и без Байдена, потому что расценивает Китай как серьёзного конкурента. Что здесь можно серьёзно перевернуть? Отказаться от нормальных отношений, от поддержки России и Ирана? Не вижу таких возможностей. Отказаться от поддержки Тайваня американцы не смогут. Чтобы американцы могли предложить Китаю? Например, полное прекращение поддержки Тайваня и его возврат Китаю. Это был бы серьёзный соблазн в отношении России, Ирана и т.д. Менять Тайвань на хорошие отношения с Россией и Ираном, на мой взгляд, китайским руководителям не имеет смысла.
Си Цзиньпин хотел бы войти в историю Китая как человек, который вернул Тайвань Китаю. В историческом плане он бы уже понял, что его имя будет навсегда записано в энциклопедии. Но что поменяет возврат Тайваня в раскладе ситуации в мире? И стоит ли ради этого портить отношения с Россией и Ираном? Я считаю, что нет. Китай и без Тайваня неплохо развивается, учитывая тот факт, что американцы сделают всё, чтобы вывести оттуда все свои технологии.
Поэтому сам факт, что визит состоится, говорит о том, что какие-то решения подготовлены. Иначе не бывает. Но я не вижу серьёзных возможностей у Байдена радикально изменить позицию Китая. Кто такой Байден для Си Цзиньпина? Си Цзиньпин настроен на то, чтобы оставаться чуть ли не пожизненным руководителем КНР, а Байден, который вступил в последний год своего управления, будет поглощён избирательной кампанией. В Штатах такого президента называют «хромой уткой». Это человек, который неизвестно, сохранит ли полномочия. Поэтому он может что угодно обещать и говорить, но в ближайший год все его действия будут расцениваться в контексте предвыборной кампании. Он будет говорить и обещать то, что может ему помочь победить на выборах, и не факт, что Байден станет кандидатом от Демократической партии. Тогда непонятно, о чем вообще с ним говорить.