Вообще для нас с вами, все что необычно вызывает интерес. Иногда положительный, иногда не очень. Это вполне естественно, потому что мы привыкли видеть мир с одной стороны, и если он поворачивается другой, это не может не вызывать интереса. Но очень большой проблемой является то, что мы не начинаем от этого воспринимать мир с другой стороны, а просто сравниваем с тем, что привыкли. И если находим в необычном что-то непонятное, то это автоматически вызывает негатив.
Древнее общество тоже таким было, с той лишь разницей, что куда больше было открыто к чему-то новому. Хотя, не совсем так, вариантов быть закрытым не было. Вот представьте, живет женщина в племени, она там родилась, выросла, это ее семья. Пришло другое племя, всем по маковке настучало, а всех незамужних женщин забрало к себе в качестве жен. Не самая хорошая перспектива в жизни, но выбора не дают. Постепенно другое племя тоже становится семьей, а новые традиции становятся естественностью жизни. Впрочем, можно и понамешать традиций, получив по итогу что-то новое. Шанса негативно отнестись ко всем традициям новой семьи не будет.
Современное общество чуть-чуть иное. Довольно трудно воспринимает какие-то странные, старые или новые идеи. Какие-то постепенно обживаются, другие так и не сыскали для себя уголка в человеческой жизни. Но все же оно более закрыто к перениманию, на мой субъективный взгляд. В Африке, местное население, которое проживает в деревнях и довольно бедное, совсем наглухо запечаталось в своих традициях и магии. Не сказать, чтобы это какая-то проблема присущая исключительно африканцам, однако сегодня мы говорим про Африку, история которой была мучительно тяжелой, формируя в сознании людей новые идеи, отказаться от которых на данный момент очень и очень сложно.
Практически все сельское население верит в духов предков. Духи занимают очень высокое положение в вере народов Африки, любые духи. Они насылают болезни, предсказывают будущее, отвечают за судьбу человека, могут убить, а могут и уберечь от смерти. Поэтому любое событие не обходится без духа. В том числе и рождение ребенка.
Если вдруг случается так, что новорожденный чем-то отличается от нормы, которая заложена в голове, то это тоже дело рук духа, а последствия у этого самые плачевные. Например, если у новорожденного одна нога короче другой, какая-то болезнь или даже просто отличное от нормы поведение. Допустим, кушает плохо. Это значит, что женщина родила не ребенка, а духа.
У нас есть похожий термин, хотя он и немного отличается – подменыш. Существовало среди славян такое поверье, что если не крестить новорожденного, то в колыбели его могут заменить на другого. В Европе тоже такое было, там фея занимала место малыша, да везде такое было. И вот по славянским поверьям, дело было так. Когда наступит ночь, в дом проникнет старуха из загробного мира (или любая другая нечистая сила, богинки этим занимались, бесы и другие), заберет из колыбели ребенка, а взамен него положит куклу. Это живая кукла, но души в ней нет, ни человек, ни нечисть, вроде живой, а вроде несуществующий. Такие дети до взрослого возраста редко доживали, в основном умирали в младенчестве. А настоящего ребенка судьба ждала разная, зависимо от региона и того, кто похищает. Иногда была трагичная в виде гибели души и тела, а иногда воспитывался такой малыш в мире нечисти, вырастал и жил себе спокойно, только уже как проклятый.
Но распознать такого младенца у вас не получится. Конечно, придумывались разные подсказки, вроде того, что этот подменыш часто болеет, плачет и тому подобное. Но болели и плакали крещеные малыши тоже. Там были свои магические методы на здоровье и спокойствие. Так что вроде сказка такая была, ходила, но чтобы как-то капитально заставляло людей с подозрением относиться к ребенку, это скорее вряд ли.
А вот в Африке, если точнее в Гане, дела обстоят иначе. Если рождается такой ребенок, видно это сразу и невооруженным глазом. Значит все уже знают, что такой ребенок не человек, а дух. Как говорят, духу среди людей не место. В этом и есть суть проблемы.
Дальше уже, решение по этому ребенку будет принимать местный шаман. Дух может быть хорошим, а может быть плохим. Если дух плохой, то новорожденного ждет очень жуткая судьба. Приготовят отвар, напоят и таким образом умертвят, а затем отнесут в кусты. Считается что этот ритуал возвращает духа в его мир.
Но если дух хороший, жизнь тоже сказкой не будет. Потому что собственные родители боятся ребенка, как следствие должного ухода, который требует необычный малыш, получать он не будет. Прожить долго, к большому сожалению, тоже вариантов практически нет.
Но не только так, суеверные африканцы, видят физическое проявление духа. Например, если в семье часто выкидыши, то в этом тоже виноваты духи. Не тяжелый физический труд, нервное состояние, плохое здоровье, отсутствие витамин или другого чего, а именно духи. Так дух пытается родиться, но что-то у него не получается. И он не отпускает семью, а продолжает попытки родиться снова и снова. Тогда проводят другой ритуал, который описывать я не буду, потому что слишком жестко, но суть все та же. Умертвить специальным образом и отправить духа обратно.
Дело в том, что привлечь к ответственности за подобную жестокость и ужас не получается. Люди рожают на дому, ребенка не регистрируют, и процент таких людей просто огромный. Как следствие, о таком новорожденном едва ли будет знать кто-то вне селения, а уж что с ним сделали, даже они вряд ли свечку держат.
Но подобные случаи, это все же исключение. Конечно, особенных детей не мало, но и не много. Что не может не привести к логичному вопросу. Почему в других ситуациях, место ребенка не занимает дух? Ответ у суеверных африканцев имеется, но такой ответ, что лучше бы его и не было вовсе.
Если женщина моется ночью, выходит не так, ходит много, решила помочь подруге и помыть ей кувшин, ест на ходу, все это привлекает духа, который залезает в утробу, и она вынашивает его, как ребенка. По сути, тут и нет никакого ответа, просто случайно дух решил вот так. Тот факт, что в этом процессе вынашивания духа никак не участвует мужчина, уже немного странный и мог бы натолкнуть местное население на то, что без мужчины дети не появляются у дамы. Но суеверия штука страшная.
В непорочное зачатие и в средневековье верили, хотя никто и никогда не наблюдал. Еще один камень в огород женщин от магического мира, но речь даже не о них. Понимаете, это не распространенное явление по всей Африке. Потому что для Африки, несмотря на сегодняшнюю ситуацию там с магией и той жестокостью и ужасом, для древнего мира Африки, если точнее, подобное поведение несколько странно. Сама вера Африканцев в древний период, еще до прихода миссионеров, имела довольно сложную структуру и безусловно была разной для каждого народа или племени. Несмотря на это отличия были не слишком глобальные, а вера в такую магию для древнего общества была очень полезной.
Человек не в состоянии влиять на многие внешние факторы, на природу или погоду. Этим занимаются боги. Они отвечают за дождь, урожай или засуху. Человек с этим ничего сделать не может. Но личная жизнь человека, как и его индивидуальность, была несколько отдельно от всей этой системы. Управлять другим человеком нельзя, никаким. Этого не может сделать ни дух, ни бог, ни колдун, никто. Потому что у человека есть душа, он индивидуален, это особенная жизнь и особенное решение. Даже духи предков не могли завладеть человеком и вводить его во всякие трансы, потому что шаманы или знахари, общались с ними в пещерах, на горе, короче в уединенных местах.
Сама же суть транса, которую несут современные знахари, на самом деле возникла далеко не в Древней Африке, а позднее. И заключается в том, что в человека во время транса вселяется дух, говорит, поет, танцует что-то в общем делает. Сам человек, приходя в себя, ничего этого не помнит, ему это все рассказывают, но он умеет трактовать подобные песни и танцы, поэтому рассказывают ему детально, после чего и выносится предсказание.
Так вот для Древней Африки, подобная система это что-то диковатое. Ты безусловно зависишь от богов, но ровно в той же степени, как от соседнего, враждебного племени. Ты не можешь контролировать в какой именно момент, это племя возьмет по палке и придет гасить ваше племя. Также, как и с богами, ты не можешь знать, когда они решат обрушить на ваши головы проклятье в виде засухи. Но ни при каких условиях, враждебное племя не имеет власти среди ваших личных любовных дел, терок или с рождением. Это исключительно та часть жизни, за которую каждый индивид несет ответственность в единственный хлебосол. Плюс традиции в виде патриархального строя общества и ряда подобных.
Но ты не можешь отвечать за свою жизнь, если приходят какие-то другие люди, не соседнее племя, а другие, и увозят всех батрачить на галеры. Какая тут у тебя зона ответственности? Как лично кто-то один способен поменять эту ситуацию? Никак. Зато подъезжает другое понимание, которое и несли миссионеры. Что есть единый Бог, у каждого есть судьба, и судьба такая штука, что ты ничего с этим не сделаешь. Если тебе уготовано тут страдать, ты будешь страдать, ничего ты с этим не сделаешь. Никакой у тебя нет индивидуальной личности, ничего ты из себя тут не представляешь. Если ведешь свой плохой образ жизни, то по судьбе будешь тут страдать и после смерти будешь вечно мучится. У тебя только один выход, покорно принять судьбу и обрести вечное счастье после смерти.
Но вера – это такое понимание, когда ты сомневаешься в жизни, ты не определился, ты такой вот юный и открытый новому, то довольно легко можешь определиться и поверить во что-то, если все это не падает тебе камнем в голову. Но если все это привносится в уже устаканившийся мирок, требуется время. И время очень страшная штука. Со временем монотеизм слился с традиционной верой африканцев и породилось это нечто, которое и вывалило в мир все то, что сейчас и расхлебывается законом, только справится с этим не так-то и просто.
Уже местное сельское население, мешая традиции воспринимает судьбу, как что-то естественное. Ответственность нести не обязательно, потому что детей не мы делаем, их дает Бог. А если ребенок плохой, значит не Бог дал, а дух. Здоровье – это уже не твоя зона ответственности, чтобы ходить ровно не падая в каждую попавшуюся яму, а духи насылают, потому что ты с гнильцой человек. Жертвоприношение – это не последняя, крайняя капля, которую все племя во время смертельной засухи или мора, скрипя сердце и зубами делают. А для одного индивида, дар духам, потому что просто так они тебе, шлепанцу, помогать не хотят. Шаман – это уже не посредник между духами и людьми, а особенный человек наделенный даром.
Вера претерпела колоссальных изменений и образовались традиции, которых не было, потому что так сработало. Потому что это всегда так будет работать. Верите вы в единого Бога, в множество богов, духов, предков, призраков, барабашек или домовых. Как только эта вера забирает на себя часть ответственности за личную жизнь и начинает работать не на коллектив, а на личность, это уже шаг в сторону бездны.
Нет ничего, что избавило бы нас от вопросов, на которые не существует ответа. Их не найдут и через тысячи лет, не потому, что знаний не хватает, а потому что их просто нет. От этого образуется дырка внутри, которую и закрывает вера или магия. Она вспомогательный фактор, который ни в коем случае не должен влиять на личную жизнь. Ваше здоровье не связано с Богом, ваши любовные треугольники или несчастья не связаны с богами, ваша проблема с ребенком не связана с духами, а рождение не имеет никакого отношения к магии.
Начиная с момента зачатия и заканчивая уже взрослым ребенком, которым вы можете быть недовольны. Потому что ваш сын стал музыкантом, а не хирургом, или потому что ваша дочь вышла замуж не за того человека. Вот с зачатия до периода совершеннолетия – это ваша зона ответственности. Не Бога, богов, духов или магии, а ваша. И в момент, когда ребенок вырастет, его жизнь – это уже его зона ответственности. Во всей этой системе не место религии или магии.
Но практика показывает другое, место этому всегда найдется, а то что от этого рождается особо и не будет никого волновать. Потому что свои проблемы очень филигранно замазываются магией, а чужие не наши, че в них копаться. Такая вот история. Спасибо за внимание! Берегите себя!