Найти тему

Ребенок-дух, или опасные суеверия Африки

Вообще для нас с вами, все что необычно вызывает интерес. Иногда положительный, иногда не очень. Это вполне естественно, потому что мы привыкли видеть мир с одной стороны, и если он поворачивается другой, это не может не вызывать интереса. Но очень большой проблемой является то, что мы не начинаем от этого воспринимать мир с другой стороны, а просто сравниваем с тем, что привыкли. И если находим в необычном что-то непонятное, то это автоматически вызывает негатив.

Древнее общество тоже таким было, с той лишь разницей, что куда больше было открыто к чему-то новому. Хотя, не совсем так, вариантов быть закрытым не было. Вот представьте, живет женщина в племени, она там родилась, выросла, это ее семья. Пришло другое племя, всем по маковке настучало, а всех незамужних женщин забрало к себе в качестве жен. Не самая хорошая перспектива в жизни, но выбора не дают. Постепенно другое племя тоже становится семьей, а новые традиции становятся естественностью жизни. Впрочем, можно и понамешать традиций, получив по итогу что-то новое. Шанса негативно отнестись ко всем традициям новой семьи не будет.

Современное общество чуть-чуть иное. Довольно трудно воспринимает какие-то странные, старые или новые идеи. Какие-то постепенно обживаются, другие так и не сыскали для себя уголка в человеческой жизни. Но все же оно более закрыто к перениманию, на мой субъективный взгляд. В Африке, местное население, которое проживает в деревнях и довольно бедное, совсем наглухо запечаталось в своих традициях и магии. Не сказать, чтобы это какая-то проблема присущая исключительно африканцам, однако сегодня мы говорим про Африку, история которой была мучительно тяжелой, формируя в сознании людей новые идеи, отказаться от которых на данный момент очень и очень сложно.

Практически все сельское население верит в духов предков. Духи занимают очень высокое положение в вере народов Африки, любые духи. Они насылают болезни, предсказывают будущее, отвечают за судьбу человека, могут убить, а могут и уберечь от смерти. Поэтому любое событие не обходится без духа. В том числе и рождение ребенка.

-2

Если вдруг случается так, что новорожденный чем-то отличается от нормы, которая заложена в голове, то это тоже дело рук духа, а последствия у этого самые плачевные. Например, если у новорожденного одна нога короче другой, какая-то болезнь или даже просто отличное от нормы поведение. Допустим, кушает плохо. Это значит, что женщина родила не ребенка, а духа.

У нас есть похожий термин, хотя он и немного отличается – подменыш. Существовало среди славян такое поверье, что если не крестить новорожденного, то в колыбели его могут заменить на другого. В Европе тоже такое было, там фея занимала место малыша, да везде такое было. И вот по славянским поверьям, дело было так. Когда наступит ночь, в дом проникнет старуха из загробного мира (или любая другая нечистая сила, богинки этим занимались, бесы и другие), заберет из колыбели ребенка, а взамен него положит куклу. Это живая кукла, но души в ней нет, ни человек, ни нечисть, вроде живой, а вроде несуществующий. Такие дети до взрослого возраста редко доживали, в основном умирали в младенчестве. А настоящего ребенка судьба ждала разная, зависимо от региона и того, кто похищает. Иногда была трагичная в виде гибели души и тела, а иногда воспитывался такой малыш в мире нечисти, вырастал и жил себе спокойно, только уже как проклятый.

Но распознать такого младенца у вас не получится. Конечно, придумывались разные подсказки, вроде того, что этот подменыш часто болеет, плачет и тому подобное. Но болели и плакали крещеные малыши тоже. Там были свои магические методы на здоровье и спокойствие. Так что вроде сказка такая была, ходила, но чтобы как-то капитально заставляло людей с подозрением относиться к ребенку, это скорее вряд ли.

А вот в Африке, если точнее в Гане, дела обстоят иначе. Если рождается такой ребенок, видно это сразу и невооруженным глазом. Значит все уже знают, что такой ребенок не человек, а дух. Как говорят, духу среди людей не место. В этом и есть суть проблемы.

Дальше уже, решение по этому ребенку будет принимать местный шаман. Дух может быть хорошим, а может быть плохим. Если дух плохой, то новорожденного ждет очень жуткая судьба. Приготовят отвар, напоят и таким образом умертвят, а затем отнесут в кусты. Считается что этот ритуал возвращает духа в его мир.

-3

Но если дух хороший, жизнь тоже сказкой не будет. Потому что собственные родители боятся ребенка, как следствие должного ухода, который требует необычный малыш, получать он не будет. Прожить долго, к большому сожалению, тоже вариантов практически нет.

Но не только так, суеверные африканцы, видят физическое проявление духа. Например, если в семье часто выкидыши, то в этом тоже виноваты духи. Не тяжелый физический труд, нервное состояние, плохое здоровье, отсутствие витамин или другого чего, а именно духи. Так дух пытается родиться, но что-то у него не получается. И он не отпускает семью, а продолжает попытки родиться снова и снова. Тогда проводят другой ритуал, который описывать я не буду, потому что слишком жестко, но суть все та же. Умертвить специальным образом и отправить духа обратно.

Дело в том, что привлечь к ответственности за подобную жестокость и ужас не получается. Люди рожают на дому, ребенка не регистрируют, и процент таких людей просто огромный. Как следствие, о таком новорожденном едва ли будет знать кто-то вне селения, а уж что с ним сделали, даже они вряд ли свечку держат.

Но подобные случаи, это все же исключение. Конечно, особенных детей не мало, но и не много. Что не может не привести к логичному вопросу. Почему в других ситуациях, место ребенка не занимает дух? Ответ у суеверных африканцев имеется, но такой ответ, что лучше бы его и не было вовсе.

Если женщина моется ночью, выходит не так, ходит много, решила помочь подруге и помыть ей кувшин, ест на ходу, все это привлекает духа, который залезает в утробу, и она вынашивает его, как ребенка. По сути, тут и нет никакого ответа, просто случайно дух решил вот так. Тот факт, что в этом процессе вынашивания духа никак не участвует мужчина, уже немного странный и мог бы натолкнуть местное население на то, что без мужчины дети не появляются у дамы. Но суеверия штука страшная.

В непорочное зачатие и в средневековье верили, хотя никто и никогда не наблюдал. Еще один камень в огород женщин от магического мира, но речь даже не о них. Понимаете, это не распространенное явление по всей Африке. Потому что для Африки, несмотря на сегодняшнюю ситуацию там с магией и той жестокостью и ужасом, для древнего мира Африки, если точнее, подобное поведение несколько странно. Сама вера Африканцев в древний период, еще до прихода миссионеров, имела довольно сложную структуру и безусловно была разной для каждого народа или племени. Несмотря на это отличия были не слишком глобальные, а вера в такую магию для древнего общества была очень полезной.

-4

Человек не в состоянии влиять на многие внешние факторы, на природу или погоду. Этим занимаются боги. Они отвечают за дождь, урожай или засуху. Человек с этим ничего сделать не может. Но личная жизнь человека, как и его индивидуальность, была несколько отдельно от всей этой системы. Управлять другим человеком нельзя, никаким. Этого не может сделать ни дух, ни бог, ни колдун, никто. Потому что у человека есть душа, он индивидуален, это особенная жизнь и особенное решение. Даже духи предков не могли завладеть человеком и вводить его во всякие трансы, потому что шаманы или знахари, общались с ними в пещерах, на горе, короче в уединенных местах.

Сама же суть транса, которую несут современные знахари, на самом деле возникла далеко не в Древней Африке, а позднее. И заключается в том, что в человека во время транса вселяется дух, говорит, поет, танцует что-то в общем делает. Сам человек, приходя в себя, ничего этого не помнит, ему это все рассказывают, но он умеет трактовать подобные песни и танцы, поэтому рассказывают ему детально, после чего и выносится предсказание.

Так вот для Древней Африки, подобная система это что-то диковатое. Ты безусловно зависишь от богов, но ровно в той же степени, как от соседнего, враждебного племени. Ты не можешь контролировать в какой именно момент, это племя возьмет по палке и придет гасить ваше племя. Также, как и с богами, ты не можешь знать, когда они решат обрушить на ваши головы проклятье в виде засухи. Но ни при каких условиях, враждебное племя не имеет власти среди ваших личных любовных дел, терок или с рождением. Это исключительно та часть жизни, за которую каждый индивид несет ответственность в единственный хлебосол. Плюс традиции в виде патриархального строя общества и ряда подобных.

Но ты не можешь отвечать за свою жизнь, если приходят какие-то другие люди, не соседнее племя, а другие, и увозят всех батрачить на галеры. Какая тут у тебя зона ответственности? Как лично кто-то один способен поменять эту ситуацию? Никак. Зато подъезжает другое понимание, которое и несли миссионеры. Что есть единый Бог, у каждого есть судьба, и судьба такая штука, что ты ничего с этим не сделаешь. Если тебе уготовано тут страдать, ты будешь страдать, ничего ты с этим не сделаешь. Никакой у тебя нет индивидуальной личности, ничего ты из себя тут не представляешь. Если ведешь свой плохой образ жизни, то по судьбе будешь тут страдать и после смерти будешь вечно мучится. У тебя только один выход, покорно принять судьбу и обрести вечное счастье после смерти.

Но вера – это такое понимание, когда ты сомневаешься в жизни, ты не определился, ты такой вот юный и открытый новому, то довольно легко можешь определиться и поверить во что-то, если все это не падает тебе камнем в голову. Но если все это привносится в уже устаканившийся мирок, требуется время. И время очень страшная штука. Со временем монотеизм слился с традиционной верой африканцев и породилось это нечто, которое и вывалило в мир все то, что сейчас и расхлебывается законом, только справится с этим не так-то и просто.

Уже местное сельское население, мешая традиции воспринимает судьбу, как что-то естественное. Ответственность нести не обязательно, потому что детей не мы делаем, их дает Бог. А если ребенок плохой, значит не Бог дал, а дух. Здоровье – это уже не твоя зона ответственности, чтобы ходить ровно не падая в каждую попавшуюся яму, а духи насылают, потому что ты с гнильцой человек. Жертвоприношение – это не последняя, крайняя капля, которую все племя во время смертельной засухи или мора, скрипя сердце и зубами делают. А для одного индивида, дар духам, потому что просто так они тебе, шлепанцу, помогать не хотят. Шаман – это уже не посредник между духами и людьми, а особенный человек наделенный даром.

-5

Вера претерпела колоссальных изменений и образовались традиции, которых не было, потому что так сработало. Потому что это всегда так будет работать. Верите вы в единого Бога, в множество богов, духов, предков, призраков, барабашек или домовых. Как только эта вера забирает на себя часть ответственности за личную жизнь и начинает работать не на коллектив, а на личность, это уже шаг в сторону бездны.

Нет ничего, что избавило бы нас от вопросов, на которые не существует ответа. Их не найдут и через тысячи лет, не потому, что знаний не хватает, а потому что их просто нет. От этого образуется дырка внутри, которую и закрывает вера или магия. Она вспомогательный фактор, который ни в коем случае не должен влиять на личную жизнь. Ваше здоровье не связано с Богом, ваши любовные треугольники или несчастья не связаны с богами, ваша проблема с ребенком не связана с духами, а рождение не имеет никакого отношения к магии.

Начиная с момента зачатия и заканчивая уже взрослым ребенком, которым вы можете быть недовольны. Потому что ваш сын стал музыкантом, а не хирургом, или потому что ваша дочь вышла замуж не за того человека. Вот с зачатия до периода совершеннолетия – это ваша зона ответственности. Не Бога, богов, духов или магии, а ваша. И в момент, когда ребенок вырастет, его жизнь – это уже его зона ответственности. Во всей этой системе не место религии или магии.

Но практика показывает другое, место этому всегда найдется, а то что от этого рождается особо и не будет никого волновать. Потому что свои проблемы очень филигранно замазываются магией, а чужие не наши, че в них копаться. Такая вот история. Спасибо за внимание! Берегите себя!