Вот мы все говорим о магии, о рабочих и нерабочих способах, затрагиваем историю и мифологию, а о самом главном-то только косвенно говорили. Наверное, потому что сейчас к этой теме относятся со смехом, а самих колдунов и ведьм воспринимают далеко уже не так серьезно, как в средневековье. Впрочем, так кажется только на первый взгляд, давайте же сегодня поговорим о том, чем опасна магия и к чему приводит вера в сверхъестественное.
Начать стоит с того, что черная и белая магия, это современное деление и ни в коем случае не отражает того факта, что магия сама по себе может быть чем-то опасна. Конечно, если вы начнете практиковать черную магию, то никакой отдачи вам не будет, как и блага, если будете использовать силы добра и лунную призму. Все дело в том, что опасность магии кроется куда глубже поверхностного суждения о ней, и никакого отношения к видам этой магии не имеет.
Например, а это очень хороший пример, Африка. Во-первых, потому что мы тут довольно много говорим про Африку с ее колдовскими практиками. Во-вторых, кто, как не Африка, может наглядно в 21 веке показать к чему приводит вера в колдовство. Для африканцев, я не могу и не буду говорить за всех, но для очень многих местных жителей, вера в магию является такой же, какой была у людей древности. Для нас это довольно непонятно, единственное, что может быть относительно объяснимо это дикий уровень жизни и повсеместная необразованность. Как бы дикие люди, что с них взять.
Вот только, в Африке далеко не дикие люди живут, а в среде действительно диких людей, подобное отношение не совсем реальное. По итогу мы имеем довольно искаженное представление о древности, магии и людях. Поэтому, давайте начнем сначала.
Племена, которые живут по законам каменного века, по уровню жизни, для человека, что работает в офисе, имеет свой укромный уголок, где каждый вечер смотрит фильмы в обнимку с котом, это дикость дикая. Из-за этого представить себе, что эти племена могут быть куда образованнее, чем даже мы с вами, довольно непросто. Но племя, это маленький социум, в котором все живут по местным законам. Законы знают все, запреты знают все. Люди растут и с самого детства им вдалбливают в голову что можно, а что нельзя. Людей в племени количество ограниченное и разбазаривать их никто не станет. То есть, если произойдет какое-то событие, никто сломя голову не побежит казнить виновного. Проблему будут разбирать, копаться в ней, как в мусоре. Потому что это ваш товарищ, друг, сосед, родственник. Вы каждый день с ним видитесь, очень много всего о нем знаете, его семью, дом, жизнь, от слова совсем. Вы даже знаете, кто в вашем племени на него косо поглядывал, так что однозначно просто так казнить человека никто не будет. По подобному принципу действуют и жертвоприношения.
Это только в фильмах можно увидеть, где племя из трех калек, приносит четвертого в жертву, чтоб было много дождя и созрел урожай. Кому он сдался там, тот урожай, если вас три рыла в рыбный день. Кто поле будет обхаживать, кто вас содержать будет, если приболеете. Это так не работает. Потому что даже если у новорожденного, видно физические отклонения, едва ли кто-то понесет его убивать. Другой вопрос, что никакого особого отношения к такому ребенку не будет. Потому что нет возможности что-то сделать. Это племя, оно охотится и ест добычу и то, что насобирали местные женщины за день или на неделю, зависимо от погодных условий. Там относительно все просто и сложно одновременно. Где довольно сильный физически человек занимает роль кормильца и охотника, тот, кто слабее топает собирать урожай, а человек с физическими отклонениями будет местным шаманом. При условии, если доживет до взрослого возраста, что в тех реалиях большая проблема.
Древнее общество было устроено по тому же принципу, магия вплеталась в жизнь и сознание, занимала важное место, но никогда не стояла выше населения или какого-то индивида. Она была помощью и поддержкой в трудную минуту. В моменты засухи или плохой охоты, когда люди голодали. В моменты эпидемии или другой болезни, не обязательно расползающейся по населению. Когда попытка что-то сделать травами, отварами, криками или танцами с бубном была действительно попыткой. Хуже не сделаешь, а что еще сделать не знаешь, попробуем спасти.
Такая магия спасала, помогала, являлась стимулом жить дальше, в моменты, когда вопрос смысла жизни бельмом на глазу всплывает в сознании. Это магия здорового человека, и никогда, такая магия не требовала человеческих жертв или злого колдунства. Потому что маленькое общество, в тяжелый период становится сплоченной силой. Общество, которое росло бок о бок, это не незнакомые люди. Как вы можете в такой обстановке кого-либо обвинить в колдовстве? Да никак, потому что если кому-то в голову там и придет собирать травы, то он будет главным парнем на деревне, он этими травами будет людей лечить, а альтернативы там нет. Любой колдун изначально будет известен всем и в патовой ситуации на него будут смотреть как на манну небесную, а не палками гасить под забором. Типа вас и так мало, какой смысл колдуну на все село порчу наводить, если он и сам от этого страдает вместе со всеми.
Совершенно другая ситуация складывается, по мере развития магии, веры и общества. Это довольно длительный процесс, пока вера растет, развивается и укореняется. Просто, понимаете, вера тоже не появлялась в обществе моментально завлекая в себя все слои населения. Это десятки лет, когда она становилась частичкой общества, потом еще сотни, для того, чтобы она укоренилась, еще сотня для того, чтобы она слегка изменилась, а вполне вероятно, что и не слегка, и никогда нет гаранта, что ее не выкинуть нафиг. Потому что в древнем обществе, если предложенный бог, выпадал на плохой климатический период, такой бог сжигался, проклинался, подвергался гонению и вообще пшел вон отсюдава, ирод. Не будет никто ждать триста лет, пока бог раздуплится и начнет помогать людям. Не помогаешь, не надо, только нафиг ты тогда нужен.
Но если вера укоренилась, то выкорчевать этот сорняк уже очень большая проблема, которая из помощи, становится обузой для общества. Теперь поясню. Вот племя, в котором уже укоренилась какая-то вера в предков и богиню земли. Есть в племени шаман, который проводит ритуалы, жертвоприношения еды, воды и танцует на дождь. Исцеляет с помощью трав, которые подсказывают ему духи (по факту опыт и обучение у предыдущего шамана) и раз в месяц все празднуют официальный праздник богини. Она одна, поэтому каждый месяц в ее честь закатывается пирушка небольшая.
В племени есть вождь, есть совет из глав семейств, или просто древних жителей, которые еще в адеквате остались. И казалось бы, мы, племя, местные и неместные, прекрасно понимают, кто стоит у руля в этой ситуации. Конечно, это шаман. Как только вера становиться укоренившийся частью народа, она занимает весомое положение в среде власти. И никто не гарантирует того, что все поголовно шаманы, которые сменяются на этом посту, не будут полными мракобесами, что не изменят ход истории и веры.
Достаточно пары таких человек, а их за тысячелетнюю историю будет куда больше десятка, чтобы превратить жизнь племени в ад, а веру в олицетворение Сатаны. Только племя этого не поймет, потому что такой переход будет плавным и незаметным.
Но есть еще одна проблема, которую почему-то в наше время упорно игнорируют. Все, кто причастен к вере, это обычные люди. Понимаете, нет такого ни в одной вере на земле, исключая сектантские направления, которые и сектой-то становятся по этой причине, где центральное место почитания занимает человеческая фигура. Допустим, священник при христианском храме, при церкви, или митрополит, я не особо шарю в церковной иерархии, так что говорю примерно. Но любой ранг, который присущ церковнику, или монаху в храме, не делает из него бога. Он такой же точно человек, как и все мы, имеет право на ошибку, может быть не таким идеальным, что у него в голове, это точно такое же его личное дело, как и наши мысли – дело наше.
Но общество почему-то хочет видеть в этих людях по меньшей мере святых, и если какой-то церковный деятель оступился или совершил преступление, вместо того, чтобы выгораживать такого человека или хаять всю систему, достаточно просто наказать этого человека. Все. Потому что он обычный человек, ни бог, ни святой от рождения, и никто не может никому залезть в голову и понять у кого в какой момент крыша склинит таким или эдаким образом.
А все кроется глубже, ведь те же ведьмы в Средневековье страдали от того, что общество в служителях церкви видело действительно святых людей. И проблема тут как раз не в служителях церкви, а в нашем восприятии. Мы почему-то решили, что если человек получит высшее образование, то это специалист. Если человек работает в детском саду, то он обязательно души не чает в детях. А если человек отдает себя вере, то он обязательно будет добрейшей души человеком. Какие-то утопичные картины.
Священники прекрасные люди, которые выполняют свою работу. Они решили отдать себя вере, как мы с вами отдать себя, любимому делу. Но значит ли это, что мы с вами от этого стали богами своего любимого дела? Нет, совершенно нет. Мы просто индивидуально каждый в свою сферу работает, приносит пользу и в среде наших коллег вполне может оказаться не очень хороший человек. Так бывает, в любой сфере, потому что святыми люди становятся после смерти, а при жизни склонны творить порою странные вещи. И статус человека не может характеризовать его как плохого или хорошего индивида, как специалиста да, а как индивида нет.
Так вот вся проблема в том, что в какой-то момент, когда наши шаманы сменяют друг друга, укореняют веру и все идет очень хорошо, происходит неприятная ситуация и меняется климат. Повсюду засуха, от которой достаточно быстро развивается какая-то болячка. От недостатка пропитания и витамин умирают новорожденные. И все смотрят на шамана. У нас коллапс, конец света, мы все умрем, выручай, друг.
Шаман и танцует, и поет, и последнюю скотину в племени зарубили, чтобы сделать богу жертвоприношение, а климат все хуже и хуже. Засуха уже втопила такая, что водоемы пересохли почти полностью. Уже ни еды, ни воды не осталось. Люди злятся, справедливо злятся. Потому что в хорошее время, трындеть не мешки ворочать, и этот шаман там в бубен бил и орал что все мы живы благодаря богине, а теперь сидим, кулак сосем и ничего же плохого не сделали.
И тут ситуация страшная тем, что понять можно обе стороны, но вот последствия этого самые плачевные. Шаман не виноват в засухе, он в целом парень простой, делает, как учили, верит, все исполняет. Не получается у него. Но умирать он не хочет, а население настроено решительно, потому что ситуация не из простых. И он начинает выкручиваться. Что можно предложить в такой ситуации? Так, чтобы не прогадать и сразу не вылететь в реку после своего предложения. Нельзя предложить в жертву кого-то здорового. Потому что если это не сработает, варианта оправдаться не будет никакого, да и минус один рабочий человек. Невыгодно. И вот шаман выбирает того, кто болеет. Удобно. Минус рот, и всегда можно сказать, что вот так этого дурачка богиня наказала, значит он сделал что-то плохое и навлек на все село проклятье.
И вот болезного старца или старицу, приносят в жертву. Где-то там случайная тучка мимо пробегала, она бы и так пришла, но все совпало. Вот жертва проклятого, вот вам дождь. Все, у шамана исключительная власть. При этом дождь не является в данной ситуации спасением, если он даже покапает пару минут и опять влупит засуха. Неважно, это же сработало. Значит человек действительно был проклят.
И все это эволюционирует, обрастает историями, которые были в реальности. И образуется железобетонный столп веры, который как бы доказан. То есть богиня же дождь после жертвы дала? Дала. Значит все что мы говорим правильное и так работает. Потом придет другой шаман, в тяжелый период времени, сделает свое новшество. И все это постепенно выльется в укоренившееся правило.
Будут и другие шаманы, в очень хороший период времени, которые подомнут под себя всю общественность и открыто будут править. Введет правило особенности себя любимого. Потому что он особенный, богиню слышит, общается с ней, а остальные челядь. Если его слушаться не будет, то все умрут и погибнут страшной смертью.
Вектор такой веры уже смещен, но тут образуется огромная проблема. В такой системе, уже развитой и укоренившийся вере, травник, который появится на селе, будет представлять для шамана прямую угрозу. За все эти столетья и тысячелетья вырабатывалась особая система, при которой избирали нового шамана. Она там обрастала традициями, особым внешним видом, пятном на правой пятке или иными приметами. Этот шаман спаситель и целитель, он сердце деревни. А тут какой-то травник, рабочий, то есть он травы какие-то собирает, по рецептам прабабки из соседнего племени, ночью даже в лес ходит, чтобы травы особые какие-то собирать и потом приготовленный из них отвар, помогает лучше, чем тот, что сделал шаман.
Почему? Почему так? Почему шаманы, которые веками тут просиживали это место не могут лучше, чем один из обычных жителей? Получается житель особенный? Тогда его надо сделать шаманом, если он лучше справляется. А шаман что будет делать? Он так-то рос и воспитывался, чтобы быть шаманом. Он ничего больше не умеет, да и какой ему резон уступать теплое местечко.
Это и приводит к деградации. Потому что новое приносить будет далеко не каждый шаман, а только следовать правилам. И чем жестче воспитание, тем меньше шансов вырастить шамана, который будет реально следовать вере и ее совершенствовать. Будет только следование уже старым правилом и вынужденное внедрение новых, которые и будут менять ход истории, выгодный шаману.
Поэтому наш новый травник, это традиционно колдун, который ассоциируется со злом. Он ночью ходит не потому, что ночью только травы можно собрать ему нужные, а потому что он там силы враждебные нашей деревни собирает, общается с ними и вот такими вот методами, пытается всем глаза затуманить. Чтобы все местные от истинного добра и своей богини отвернулись, а когда это случиться, то силы враждебные нападут, всех перебьют, а богиня уже не поможет, потому что вы от нее, черти драные, отвернулись.
Все, цепочка злых колдунов запустилась, и любой житель в будущем, который будет переходить дорогу шаману, оказывается мракобесом и камнями такого закидывают. Но и тут возникает новая проблема. Потому что каждое действие приносит проблему, которая совершенно никак не решается, просто хавается племенем. А это уже не просто племя, это разросшийся огромный народ, со своей многовековой историей, среди которой непременно маячит шаман.
Так вот проблема такая, что местные жители, по мере того, как их численность растет, становятся другой силой, которую обеспечивать один шаман уже не может. Шаманов появляется много. Сначала два, потому еще два, потом открывают местную школу шаманов. А в таком ключе вырастить всех одинаково не получится. Шаманы будут иметь разные взгляды и задвигать свои идеи, которые в основе будут одной и той же, но с разными нюансами. Жители делятся, кто-то ходит к этому, кто-то к тому. Но все это питает общая идея.
И местное население, которого уже достаточно много, вполне может и самостоятельно заподозрить кого-то в колдовстве. А что мешает? Когда это маленькое племя, вы все друг друга знаете, делить нечего, разве что еду, да и ту вы коллективно ловите и едите. А вот большое общество уже и делит, и обижается, и потасовки устраивает, и просто ненавидит соседа, которого и знать-то знает плохо.
Шаман уже отходит на второй план, потому что общество тут выступает решающей силой, потому что людей много, и даже разделившись, они представляют собой хорошую силу, способную поспорить с другой силой.
Поэтому на данный момент, очень большой проблемой является обвинение в колдовстве в странах Африке. Оно не выглядит, как в средневековье, где обвиняли по определенному принципу тех, кто был неугоден отдельному члену общества, который занимает влиятельное положение. Это в большинстве своем обвиненные дети, женщины, среди которых в основном вдовы или пожилые люди. Есть и мужчины, но реже.
Обвиняют местные жители, кто-то суеверный, кто-то хочет избавиться от надоевшего старика и забрать соседский дом, кто-то просто не хочет, чтобы дети из неблагополучных семей или сироты шныряли поблизости и таким образом избавляется от них. У каждого свои, идиотские причины, испортить жизнь человеку.
Человеческие жертвоприношения, которые на просторах Африки не были популярны в древние времена, по причинам, описанным выше в статье. На данный момент времени, в некоторых странах все еще практикуются. Те же альбиносы, которые становятся жертвами африканских поехавших колдунов, все еще продолжают жить в состоянии страха. Отдельно все эти темы я раскрою дальше, расскажу и о женщинах, и о мужчинах, и о детях, которые стали жертвами таких вот гонений.
Но очень важно понимать, что все эти идеи объединяет вера. И плохая в данном случае не вера, а люди, которые все это хавают, все это делают и всему этому потворствуют. Насколько мне известно, вроде как с этим вопросом боролись в 2010-ых годах, вроде как успешно, но не знаю, насколько успешно в действительности, очень хорошо, если вопрос с обвинениями в колдовстве прикрылся и сейчас все здорово там живут. Вериться, конечно, с трудом. Ибо слишком это все сложное мероприятие, и можно такими методами замыливания сделать только хуже.
В любом случае, опасность магии в том, что люди в наше время придают ей слишком большое значение. За всю свою тысячелетнюю историю, магия всегда была сопутствующим членом общества. Вот только, она как овощи, которые при варке уже триста раз растеряли свои витамины, превратились в невкусную, переваренную кашицу, но нерадивый хозяин еще пытается собрать все в форму овоща. И люди действительно не понимают разницы между древней магией и современными практиками. Магия древности носила вспомогательный характер, не забирая и не калеча жизни. Она не имела власти, зато имела влияние. Не имела достатка, зато имела идею и смысл. Ныне все это утеряно в вехах истории, потому что, то, что сейчас называют магией, не что иное, как побег от реальности, ответственности и признания того, что мир вокруг далеко не идеальный. Он никогда таким не был, и это естественно, но мы же так не можем. Мы должны найти того самого козла отпущения, на которого можно скинуть все грехи, чтобы мы были белыми и пушистыми. Кого волнует, что по правилам нашей же, придуманной игры в магию, белым и пушистым от этого становиться только козел отпущения. Это не важно, так легче, ненадолго, но легче. Так ведь всегда делали, древние жертвоприношения, ритуалы, зелья, проклятья. Зачем копаться и смотреть вглубь, ведь так было, значит и нам так надо. А если копаться, то ненароком можно заглянуть себе в душу и открыть что далеко я не такой уж белый и пушистый, а мне оно надо? Еще проблемы свои решать. Пусть другие решают, это же они виноваты в том, что я не белый и не пушистый. К сожалению, так не работает, и магия тоже не работает, работает только мозг, а он не склонен делать себе больно. Предпочитая, чтобы больно было кому угодно, кроме него. Вот только мозг такая штука, что если он развивается, смотрит на проблему с нескольких сторон, находит в себе силы смотреть на себя, чтобы анализировать все факторы, то он может найти решение, чтобы огромный кусок боли, равномерно разделить между всеми, взяв немного и на себя за другого человека. А в момент, когда у тебя появится огромный кусок, он равномерно поделит его по всем остальным, окружающим. Но если силы смотреть на себя нет, а желание как-то заглушить боль имеется, то куда проще удариться в магию или религию, там оставить крупицы, а потом остаток повесить на домашних, который тебя любят и ценят. Но брать их боль такой мозг не будет, потому что боль страшно, а делить и анализировать в такой ситуации иначе, он не умеет. Спасибо за внимание! Берегите себя!