Как обнаружили психоаналитики в результате наблюдений за детьми до 3-х лет в центрах социальной помощи детям, у младенцев тоже бывает депрессия.
Депрессией грудные дети реагировали на разлучение с матерью. Если более 5 месяцев ребёнку не удавалось соединиться с матерью или опекуном, изменения в его психике, здоровье становились необратимыми.
Исследователи подчёркивают, как важен ребёнку, особенно до 3-х лет, когда формируются зачатки его идентичности, стабильный эмоциональный и тактильный контакт.
Клиенты, которые обращаются ко мне за психологической помощью, нередко говорят о значимости для них тактильного контакта в их отношениях, о том, как им важно получать положительный эмоциональный отклик партнёра, чтобы чувствовать себя в безопасности, понимать, что их принимают. Лишенные этого контакта, они погружены в депрессию, тревогу, не чувствуют ресурса к продуктивной деятельности. Есть те, кто, наоборот, стараются минимизировать тактильный контакт, отстраняются от партнёра, стараясь переключиться с тревоги на работу, соцсети и другие замещающие действия.
И это очень похоже на то, как дети справлялись со своей сепарационной тревогой в наблюдениях М. Малер. Так, например, одна девочка пыталась совладать с фрустрацией разлучения с матерью с помощью поиска замещающего взрослого, много ела, пила и т.д. Мальчик в эти моменты прибегал к аутоэротической активности - мастурбировал, погружался в фантазии. Кто-то из них успешно преодолел сепарационную тревогу к 3-м годам и достиг сепарации, а кто-то нет. Данное исследование хорошо показывает, как важны ребёнку на начальном этапе эмоциональная включенность и тактильный контакт с матерью. Интернализованный положительный, стабильный образ матери - залог устойчивой самооценки ребёнка и его способности к саморегуляции.
Так же из этих наблюдений можно сделать вывод, что компенсаторные механизмы у ребёнка в ответ на отсутствие матери/замещающего объекта формируются уже с младенчества и проявляют себя в его взрослых отношениях.
Рене Шпиц в 1945 году открыл такое явление, как госпитализм. Этот синдром у детей обусловливается дефицитом сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствием такого взрослого.
Ребёнок становится апатичным, вялым, не проявляет ни к чему интереса, перестаёт гулить, идти на контакт, у него наступает состояние эмоциональной заморозки, он начинает болеть, перестаёт полноценно развиваться. Его тревога в отсутствии матери или опекуна становится всепоглощающей, не формируются навыки саморегуляции.
При этом, не обязательно находиться длительное время в каком-нибудь учреждении, лишенным любви, объятий, общения, развития. Достаточно просто невключенности родителя в ребёнка, избегания тактильности, отсутствия интереса к нему, кроме формальной заботы. Не так уж редко отношение к ребёнку построено только на личностной тревожности и чувстве долга родителя: заставить делать домашнее задание, дать ремня, чтобы не вырос оболтусом, накормить, одеть, сводить к врачу - успокоить совесть.
Если ребёнок не чувствует родительской любви, то он начинает переживать, необъяснимое логически, чувство потери - потери любви матери, потери надежды на удовлетворение важных для себя потребностей, потери мечты, а потом и идей, целей, амбиций, стабильного образа "Я". Такое состояние психоаналитики назвали анаклитической депрессией. "Анаклитический" означает "прилегающий", "опорный" - это слово отражает зависимость грудного младенца от опоры на кормящего его человека, который его защищает и ему симпатизирует. Дефицит родительской любви так же делает его эмоционально зависимым от других людей. Если внутри не сформировано опоры, человек ищет опору вовне.
Непослушание ребёнка, негативизм, неврозы, заболевания нередко являются способом привлечь внимание к проблеме дефицита любви, заставить родителей прислушиваться к нему, отвечать на его потребности.
Не исключено, что переживание депрессии в младенчестве становится следствием эмоциональных, тревожных, личностных и даже психотических расстройств в будущем.
Однако трудное детство - не приговор. Если какие-то функции недоразвились в диаде "мать-дитя", то их можно развить в психотерапии, а так же в контакте с принимающим, любящим партнёром. Идеальных семей не бывает, и все мы, по сути, в той или иной мере испытываем/испытывали те или иные дефициты.
* В статье использованы картинки и фото с Яндекс.ру.