Найти в Дзене

Младенческая депрессия как причина личностных и других расстройств

Как обнаружили психоаналитики в результате наблюдений за детьми до 3-х лет в центрах социальной помощи детям, у младенцев тоже бывает депрессия. 

Депрессией грудные дети реагировали на разлучение с матерью. Если более 5 месяцев ребёнку не удавалось соединиться с матерью или опекуном, изменения в его психике, здоровье становились необратимыми. 

Исследователи подчёркивают, как важен ребёнку, особенно до 3-х лет, когда формируются зачатки его идентичности, стабильный эмоциональный и тактильный контакт. 

Клиенты, которые обращаются ко мне за психологической помощью, нередко говорят о значимости для них тактильного контакта в их отношениях, о том, как им важно получать положительный эмоциональный отклик партнёра, чтобы чувствовать себя в безопасности, понимать, что их принимают. Лишенные этого контакта, они погружены в депрессию, тревогу, не чувствуют ресурса к продуктивной деятельности. Есть те, кто, наоборот, стараются минимизировать тактильный контакт, отстраняются от партнёра, стараясь переключиться с тревоги на работу, соцсети и другие замещающие действия.

И это очень похоже на то, как дети справлялись со своей сепарационной тревогой в наблюдениях М. Малер. Так, например, одна девочка пыталась совладать с фрустрацией разлучения с матерью с помощью поиска замещающего взрослого, много ела, пила и т.д. Мальчик в эти моменты прибегал к аутоэротической активности - мастурбировал, погружался в фантазии. Кто-то из них успешно преодолел сепарационную тревогу к 3-м годам и достиг сепарации, а кто-то нет. Данное исследование хорошо показывает, как важны ребёнку на начальном этапе эмоциональная включенность и тактильный контакт с матерью. Интернализованный положительный, стабильный образ матери - залог устойчивой самооценки ребёнка и его способности к саморегуляции. 

-2

Так же из этих наблюдений можно сделать вывод, что компенсаторные механизмы у ребёнка в ответ на отсутствие матери/замещающего объекта формируются уже с младенчества и проявляют себя в его взрослых отношениях. 

Рене Шпиц в 1945 году открыл такое явление, как госпитализм. Этот синдром у детей обусловливается дефицитом сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствием такого взрослого.

Ребёнок становится апатичным, вялым, не проявляет ни к чему интереса, перестаёт гулить, идти на контакт, у него наступает состояние эмоциональной заморозки, он начинает болеть, перестаёт полноценно развиваться. Его тревога в отсутствии матери или опекуна становится всепоглощающей, не формируются навыки саморегуляции. 

При этом, не обязательно находиться длительное время в каком-нибудь учреждении, лишенным любви, объятий, общения, развития. Достаточно просто невключенности родителя в ребёнка, избегания тактильности, отсутствия интереса к нему, кроме формальной заботы. Не так уж редко отношение к ребёнку построено только на личностной тревожности и чувстве долга родителя: заставить делать домашнее задание, дать ремня, чтобы не вырос оболтусом, накормить, одеть, сводить к врачу - успокоить совесть. 

Если ребёнок не чувствует родительской любви, то он начинает переживать, необъяснимое логически, чувство потери - потери любви матери, потери надежды на удовлетворение важных для себя потребностей, потери мечты, а потом и идей, целей, амбиций, стабильного образа "Я". Такое состояние психоаналитики назвали анаклитической депрессией. "Анаклитический" означает "прилегающий", "опорный" - это слово отражает зависимость грудного младенца от опоры на кормящего его человека, который его защищает и ему симпатизирует. Дефицит родительской любви так же делает его эмоционально зависимым от других людей. Если внутри не сформировано опоры, человек ищет опору вовне. 

-3

Непослушание ребёнка, негативизм, неврозы, заболевания нередко являются способом привлечь внимание к проблеме дефицита любви, заставить родителей прислушиваться к нему, отвечать на его потребности. 

Не исключено, что переживание депрессии в младенчестве становится следствием эмоциональных, тревожных, личностных и даже психотических расстройств в будущем. 

Однако трудное детство - не приговор. Если какие-то функции недоразвились в диаде "мать-дитя", то их можно развить в психотерапии, а так же в контакте с принимающим, любящим партнёром. Идеальных семей не бывает, и все мы, по сути, в той или иной мере испытываем/испытывали те или иные дефициты. 

 

* В статье использованы картинки и фото с Яндекс.ру.