ВНИМАНИЕ, МНОГО ТЕКСТА!!
Пока все, кто осознаёт необходимость освоения космоса (колонизации Марса в первую очередь), ждут второго тестового полёта Старшипа, дизайнеры и даже обычные энтузиасты уже во всю продумывают как мог бы выглядеть интерьер корабля и так же его внутреннее техническое устройство (один из многочисленных примеров в видео).
А так как полного понимания, в данном вопросе, пока что нет даже у самой компании "SpaceX" (сначала, банально, нужно заставить ракету хотя-бы летать), то существует весьма не иллюзорный шанс, что получится предугадать некоторые элементы. Или же даже, предложить идею, которая войдёт в одну из финальных версий корабля. Для этих людей, это, как минимум, отличный способ показать свои дизайнерские и технические навыки, а использование их идей, в таком амбициозном проекте, будет являться высшей степенью признания.
Но вот некоторые люди заходят ещё "немножечко" дальше и начинают считать себя даже умнее инженеров "SpaceX",
с чуть ли не требованиями полностью изменить Старшип или вовсе отказаться от него. Без лишних разглагольствований просто оставлю ссылку на размышления подобного "умника".
Ну что же продолжу, разбирая тему опасностей, которые будут подстерегать людей в межпланетном перелёте, появилось осознание, что основные из них- это негативные эффекты от нахождения в невесомости и от воздействия радиации.
Способы уменьшения негативного воздействия невесомости на тело человека мы уже разбирали, самым действенным из которых оказался- просто не находиться в этой самой невесомости, ну или хотя-бы находиться в ней как можно меньше времени. Что в итоге перетекло в концепцию "вращающихся спальных капсул".
И тут есть 2 момента:
- для расположения этих капсул придётся выделить место на корабле (рассматриваем версию марсианского корабля на ≈100 человек) высотой от 4 до 6 метров в максимально широком пространстве- между верхней частью "обтекателем" (сужающаяся к верху часть) и нижней частью (содержащую большие баки корабля и двигательный отсек). Как видно в одном из чертежей Старшипа из интернета,
корабль легко может себе это позволить. Так же несколько увеличатся затраты энергии на вращение капсул и понадобиться это дело обслуживать;
- влияние на здоровье, постоянного перемещения из невесомости в капсулы с силой тяжести и обратно, реально ещё негде не проверялась и это, в теории, может вызывать негативные эффекты. Однако, схожее влияние будет оказывать и "центрифуга короткого радиуса", которую таки планируют использовать на "РОС", а может даже и на "МКС". Посему, будем считать концепцию "вращающихся спальных капсул"- условно безопасной.
Предположим, с невесомостью мы разобрались, а что же на счёт радиации?
Не так давно у "Naked Science" выходила интересная (но местами не очень точная) статья о на тему радиации, главная суть которой заключается в том, что опасность радиации, во время межпланетного перелёта, не слабо так преувеличена.
Реальная же опасность в полёте к Марсу будет исходить от солнечных вспышек и потому, очень желательно иметь некое защищённое от радиации убежище на борту корабля, а ещё тонны топлива и окислителя, расположенные в малых посадочных баках, между солнечной вспышкой и экипажем.
На данный момент малый кислородный бак расположен в носу корабля, в основном для выравнивания центра тяжести. И это не самый рациональный подход, куда как практичнее было-бы если два малых бака располагались внизу, давая дополнительную защиту от солнечной вспышки, примерно как в одной из старых версий корабля.
Предположу, что в одной из будущих версий корабля, малый кислородный бак таки переместится вниз.
Закончим с предисловием и наконец таки перейдём к теме нашего сегодняшнего вопроса, а именно- альтернативного старшипа и "диванного инженера" в моём лице).
После перемещения малого кислородного бака вниз, в носу корабля получится свободное место, что же можно туда поместить? Немного поразмыслив вспомнилось радиационное убежище и находиться оно должно максимально далеко от Солнца и нос корабля- это идеальное место для такого убежища. Помимо топлива и окислителя в малых посадочных баках, все переборки, грузы и механизмы будут давать дополнительную защиту от радиации.
Ещё кораблю необходимо место для нахождения людей в скафандрах во время взлёта/посадки корабля. А из-за наличия манёвра финального разворота корабля перед посадкой, самые наименьшие перегрузки на тело человека будут в самом ближайшем месте к точке разворота, которая будет в носу. Там и необходимо располагать сидячие места. Так же, расположено это место должно быть максимально далеко от больших баков и двигателей (которые могут "быстро незапланированно разобраться", ну или взорваться)- то беж, опять таки, нос корабля опять выходит самым безопасным местом корабля.
И если с посадкой всё предельно ясно, то вот с ситуацией "быстрой незапланированной разборки" не всё так гладко. Всё дело в том, что корабль просто не оборудован "САС" (системой аварийного спасения) и где бы люди на корабле не находились во время взрыва, им это не поможет. Ведь, по своей сути, корабль это и есть система аварийного спасения, но только для ситуаций, в которых что-либо происходит с ускорителем.
Сделано это с учётом того, что если взрыв на корабле произойдёт далеко от Земли, всё равно помочь людям будет нельзя. И степень безопасность корабля, в итоге, хотят довести до уровня самолётов- не без жертв конечно, однако это самый безопасный транспорт из всех существующих на сегодня. И кто знает, может Старшип окажется ещё безопаснее?
Но, что если бы у Старшипа была бы система аварийного спасения?
И так, у нас есть радиационное убежище в носу корабля и там же сидячие места для взлёта и посадки. А что если объединить эти две функции под обтекателем с ещё одной с "САС", что для этого потребуется?
Для герметизации этого дела понадобятся две переборки со шлюзом (а лучше с двумя или даже тремя шлюзами для подстраховки) между пространством под обтекателем и пространством с прямыми стенками и "вращающимися спальными капсулами".
Что бы эта концепция работала, в пространстве под обтекателем должны будут находиться запасы продовольствия и воды, системы электропитания и жизнеобеспечения (внешний шлюз для пристыковки к другому Старшипу, пока под вопросом).
Итого получается, что корабль теперь функционально будет состоять из трёх частей:
1) нижняя часть- топливно-двигательная, содержащая баки и двигательный отсек, а ещё, она будет неразрывно связана со средней частью;
2) средняя часть- расширение жилого пространства с "вращающимися спальными капсулами" вдоль стенок и другими функциональными помещениями, создающими комфортные условия для людей во время перелёта (этакий герметичный жилой сервисный модуль);
3) верхняя часть- отделяемая, по необходимости, часть от средней/спасательная капсула, дополнительно берущая на себя функции радиационного убежища и сидячих мест для взлёта/посадки.
В каких ситуациях спасательная капсула сможет помочь?
Если что либо произойдёт с кораблём:
- при взлёте/посадке с Земли/Марса, тогда капсула отделяется, уйти от средней части помогают двигатели в верхних крыльях, эти же двигатели позволяют совершить реактивную посадку (есть вариант с встройкой парашютов, так как и на Земле и на Марсе есть атмосфера, но вариант спорный);
- на орбите Земли/Марса, тогда капсула отделяется, уйти от средней части помогают двигатели в верхних крыльях, а затем просто находится на орбите пока с Земли/Марса не взлетит другой Старшип и не подберёт выживших, при необходимости двигатели в верхних крыльях корректируют орбиту;
- при перелёте к Марсу/Земле, тогда капсула отделяется, уйти от средней части помогают двигатели в верхних крыльях и продолжает лететь по траектории к пункту назначения, двигатели в крыльях используются для корректировки траектории полёта и помогают тепловому экрану притормозить об атмосферу, что бы выйти на орбиту Марса/Земли, от куда выживших уже заберёт другой Старшип;
Вот такая вот вышла концепция "альтернативного Старшипа" со "спасательной капсулой" и "вращающимися спальными капсулами". Пока что без картинок, но в будущем возможно будут. Примерял, так сказать, на себя роль тех самых "диванных инженеров").
Первую версию (черновик) данной концепции можно будет найти в Телеграме.
А что считаете вы, мар_сиане, по поводу данной концепции, будет ли оно работать, где ошибки (уверен они точно есть), а может у вас есть своё видение, что и как могло бы быть размещено внутри Старшипа?
Ещё больше околокосмических и игровых интересностей в ВК: vk.com/mar_tians
Телеграм: t.me/mar_tians
Так же подписывайтесь на ютуб канал, цель 100 подписчиков, для начала публикации новостей и там: youtube.com/mar_tians