Найти тему

Оса и Гвидон

Старая знахарка Лада сидела за столом под навесом вблизи дома. Жаркое июльское солнце уже сияло высоко, поднимая от земли густой дух цветущих трав. Небольшая избушка спряталась в самой чаще леса, но даже деревья, обступившие частоколом, давали слабую тень на дворе.

По утренней прохладе ведунья успела сходить на дальнее поле и насобирать несколько корзин цветущего кипрея. Теперь же, спрятавшись в тени, перебирала листья под гулкое жужжание ос, налетевших на аромат цветов.

Она еще издали услыхала детские голоса, звонко разносившиеся по лесу. Значит, к ней идут дорогие гости. Знахарка улыбнулась, но спокойно продолжила заниматься своим делом.

Вскоре на полянке перед домом показались пятеро ребятишек, двое мальчиков и три девочки. Все резвились и хохотали так, что даже старших Сашу и Дашеньку можно было издали принять за дурачливых ровесников своих младших Лёни и Анютки. Единственная, кто не смеялась, была младшая сестричка Настенька. Она шла, насупившись и крепко прижав любимого плюшевого мишку к груди, словно старалась отгородиться им от всего мира.

– Хватит смеяться надо мной! – вдруг крикнула она братьям и сестрам, сердито топнув ножкой, и бегом бросилась под навес. – Бабушка, что они насмехаются надо мной?!

Она бежала так быстро и сердилась так сильно, что не замечала ничего вокруг. Вот и ос, круживших над столом знахарки, она увидела только тогда, когда одна почти села ей на порозовевший от обиды носик.

– Ай! Ой! – взвизгнула Настенька и принялась скакать, отмахиваясь медведем.

– Перестань, Настя, – строго сказала знахарка, – Не маши руками, и никто тебя не тронет. Да стой же ты!

Но девочка от страха ничего не соображала. Не успела бабушка подняться со своего места, чтобы успокоить глупышку, как та налетела на корзину с кипреем, споткнулась, перевернула ее и упала сама на стол, разметав аккуратные кучки из листьев и цветов.

– Ах ты, чадо, без царя в голове! – воскликнула старушка и, усадив девочку на скамейку, принялась собирать листья обратно в корзинку.

Подоспели старшие и принялись помогать.

– Ух ты, сколько иван-чая! На всю зиму хватит.

Тут опять завизжала Настенька, отбиваясь от очередной осы.

– Ох, Натёнка! – покачала головой бабушка. – И что на тебя нашло?

Ответила за младшую сестричку всегда рассудительная Дашенька:

– А это мы прочитали сказку о царе Салтане. Там князь Гвидон перекусал тёток, оборачиваясь насекомыми. Вот Настя теперь и боится всех летающих и жужжащих.

– Ага, вот оно что… – усмехнулась старушка. – Вот уж никогда б не подумала, что сказки Пушкина могут так напугать, – и добавила. – Настенька, сходи, милая, в дом. Там на полу у входа стоит горшочек. Будь добра, принеси его.

Девочка бегом бросилась исполнять поручение, но возвращаться не торопилась.

Когда же она вернулась, под навесом уже был наведен порядок, все расселись вокруг стола и перебирали душистые листья. Дашенька наводила морс из принесенной брусники. Несколько ос лениво летали над головами.

Настя подбежала к знахарке, поставила около нее горшочек и отбежала подальше от стола, будто бы понюхать цветочки медуницы. Бабушка улыбнулась уголками рта и принялась заталкивать в горшочек солому и поджигать ее.

– Там у меня заготовлен нарезанный древесный гриб, – стала она объяснять детям. – Сейчас он начнет дымить и разгонит ос. Может быть, тогда Настенька к нам вернется, – она посмотрела на малышку, одиноко сидящую на травке в сторонке. – Девочка моя, а ты разве не заметила, кого князь Гвидон жалил в сказке?

Лёня и Анютка наперебой стали перечислять:

– Ткачиху! И повариху! И сватью бабу Бабариху!

Настенька же насупилась и сделала вид, что божья коровка на ладошке целиком захватила ее внимание.

Бабушка Лада продолжила, как ни в чем не бывало:

– Он кусал пороки.

– Какие пороки? – воскликнули все дети, и даже Настенька подняла глаза.

– Людские пороки, – отвечала знахарка. – Саша, передай мне вон ту корзинку.

Саша поднес красивую плетенку, а бабушка его спросила:

– Как ты думаешь, Саша, какие пороки были у персонажей сказки?

Мальчик задумался, почесал кончик носа и неуверенно сказал:

– Жадность и зависть.

– Так и есть, – улыбнулась старушка. – За личностями героев кроются удивительные образы. Пушкин в этой чудесной сказке раскрывает читателям истинные и ложные ценности души.

– Как это? – выдохнула Дашенька. – А я думала, это просто красивая сказка.

Остальные дети сидели, раскрыв рты. Даже Настенька, продолжавшая играть с божьей коровкой, зашла под навес послушать новую интересную историю старой ведуньи.

А она неспешно выложила перед собой на столе новую кучку листьев иван-чая, села, расправив подол платья и начала рассказ:

“И так… Сказка начинается с описания неких трех сестриц, которые вдруг решили пофантазировать на тему «кабы я была царицей». И именно в это время «позадь забора» подслушивал царь. Смешно представить, как Царь трется под окнами, выбирая себе невесту. Но это же сказка. Так вот, что выбрали каждая из девиц: первая – ткать красивые полотна на весь мир, другая – устраивать великие пиры, а третья – родить царю наследника. Что же мыслится за этими образами? Три девицы – это жизненные ориентиры человека: тяга к роскоши, веселая, разгульная жизнь и семья, продолжение рода, а также связанные с ними ответственность и благочестие.

Царь, олицетворение разума, выбрал семью и благочестие, т.е. путь духовного роста. Но и роскошь с пирами не отринул, оставил их в услужение: «будь одна из вас ткачихой, а другая – поварихой».

Следом у нас появляется баба Бабариха. Она сватья, значит можно предположить, что это она предложила царю на выбор невест. Мне в этой героине видится этакий демон-искуситель, что живет в каждом человеке и сманивает его на греховные и неправедные поступки. Вот и получается, что пороки Роскошь и Праздность во главе с самим демоном-искусителем хотят отвернуть душу царя от благочестия и приверженности семье. Как там у Пушкина звучит? «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…».

Тем временем родился у царя сын. Но продолжительная удаленность от семьи на войне поспособствовала преобладанию порочных наклонностей над благочестием. Однако злые помыслы полностью уничтожить добро не в состоянии, поэтому просто засмолив царицу с сыном в бочке, «пустили в окиян, так велел-де царь Салтан». Вот и остался царь при роскоши, праздности, но с полным одиночеством в душе. И ничто его в жизни не радовало. Сын с купцами видели могущественного правителя «на престоле и в венце с грустной думой на лице».

А кто же он, сын царя? Союз царя-разума и жены-духовности произвели на свет чудо – дитя, которому подвластно управлять стихиями, получать все, что ни пожелается, созидать мир вокруг себя. Дитя нарек сам себя Гвидоном и стал княжить в уединенном городе, где всего вдоволь и все счастливы. В его мире нет нужды, но он полон удивительных диковинок. Имя Пушкин выбрал ему не случайно. С одной стороны имя переводится как "дерево". И ведь островок, на котором очутились Гвидон с матерью, был приметен единственным росшим на нем дубом. Это крепкое, раскидистое дерево издревле почиталось людьми за его долгожительство и могучесть. Другое значение его имени "великий воин". И хотя Гвидон не ведет войн и не имеет врагов, тем не менее он проучил своих недобродетельных тётушек.

Все блага царевич получает от Царевну Лебедь. Это одухотворенность его созидающей силы. Через нее он может воплотить в жизнь любой замысел: власть, богатство, достаток и крепкую армию. Кстати, характерная черта царевны Лебедь – месяц под косой, это символ не ночного светила, а дневного. Да-да. Это рисунок восхода солнца в течение года. Значит, месяц под косой говорит нам, что персонаж обладает некими законами мироздания и вселенской мудростью. Звезда во лбу указывает примерно на то же: это так называемый третий глаз, способность к ясновидению и предсказанию. Гармоничность союза творца и одухотворенности под покровительством духовности и благочестия, то есть матери царевича, создают удивительно счастливый и богатый мир.

Купцы, побывав в таком месте, взахлеб пересказывают мрачному, печальному Царю Салтану о всех чудесах и диковинках нового острова. И Салтан рвется туда, разум тяготеет к духовности и свету. Но «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его пустить чудный остров навестить». Греховность и праздность крепко сковывают разум, сдерживая его порывы к освобождению. Они поют ему сладкие песни о заморских чудесах, которые находятся невесть где. Купцы же показывают, что все чудеса там – в месте духовного роста разума.

И царь вырывается из черных оков растления. Он собирает волю в кулак и поступает по-своему, возможно, впервые за долгое время пребывания в дурмане, насылаемом роскошью и праздность. Салтан едет к Гвидону в гости. Там царь обретает семью, разум обретает духовность, а за одно и все богатства, которые способен сотворить такой союз. Демонов он изгнал, да вот только не далеко – всего лишь домой. Это нам говорит, что есть вероятность вернуться к старым грехам, если дать слабину воли своей.

Вот как изящно и во истину сказочно Пушкин учит нас быть творцами своей судьбы. Очень важно, чтобы царь в голове каждого жил в мире и гармонии с душой, одухотворенной богом и имеющей мудрость мироздания».

Знахарка замолчала, улыбнулась и оглядела задумчивые личики детей. И хотя они сидели здесь, мяли и скручивали листья иван-чая, видно было, что мыслями унеслись в далёкие чудные дали.

Раньше всех очнулась маленькая Настенька. Она серьезно посмотрела на ведунью и спросила:

– Бабушка, а почему ты про меня сказала, что я без царя в голове? Мой царь не уехал на войну.

Знахарка ласково потрепала девочку по головке и сказала:

– Да, он не отправился на войну, но, вероятно, крепко заснул. Потому что бодрый разум тебе подсказал бы, что махать на ос опасно. Ведь напуганные осы могут ужалить. И вообще, всегда стоит сохранять спокойствие, чтобы не натворить глупостей и бед.

Девочка подумала и просияла:

– Я поняла! Надо сначала думать, потом пугаться, и снова думать.

Все рассмеялись над таким простым детским объяснением. А Саша вдруг спросил:

– Я вот никак в толк не возьму, зачем было давать сказке такое сложное и длинное название?

Знахарка направила на него пристальный взгляд ясных и умных глаз и ответила:

– Разве ты еще не понял, Сашенька? Посмотри, ведь в названии заложены три основные составляющие человеческой сущности – разум, ставший творцом, имея вселенскую (или божественную) мудрость. Автор нам самим названием говорит, что в его произведении самое важное.

Над головами опять стала летать оса. Все, кроме старой знахарки, следили за ее полетом. Настенька не выдержала и отбежала подальше от стола:

– Я подумала, и мой царь в голове подсказал, что здесь безопаснее, – уверенно сказала она в ответ на немой вопрос всей компании.

©Романова Тайна

___________________________________________________________________________________

P.S. Благодарю тебя, дорогой читатель, что заглянул в гости и поставил пальчик вверх ;-) 100К вам в карму )))