Найти тему
Aнастасис Ανάσταση

АГНЕЦ БОЖИЙ

Оглавление
Агнец Божий. Рельеф саркофага. V в. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна
Агнец Божий. Рельеф саркофага. V в. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель называет Иисуса Агнцем Божиим, выражая этим то, что Он есть Тот, Кого издавна ожидали:

«Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1: 29).

Называя Иисуса Агнцем, Иоанн напоминает о пророчестве Исайи:

«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53: 7).

Апостол Петр в Первом послании говорит о том, что верующие искуплены «драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1: 19). Иоанн Евангелист в «Откровении» неоднократно говорит об Агнце Божьем, перед Которым в Небесном Иерусалиме будут стоять искупленные Им люди в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках (Отк.7: 9), а Он будет будет «пасти их и водить их на живые источники вод» (Отк. 7: 17).

Христианское понятие Агнца Божьего соотносится с иудейской традицией принесения в жертву пасхального ягненка. Кроткий, непорочный пасхальный агнец – прообраз жертвы, которую принес Христос. Этот образ напоминал христианам Божественного искупителя, закланного во имя их спасения. Он воскрешал в памяти верующих страдания, которые претерпел Иисус.

Страдания Бога было понятием совершенно новым для мира классического. Страдающий Бог не укладывался в картину мира древних греков и римлян. Поэтому в раннехристианском искусстве нет изображений мученичества Христа. Агнец Божий – символ искупительной жертвы, олицетворение страдающего и побеждающего Христа.

Иконография Агнца Божьего складывается в IV веке. Христос изображается в виде белого ягненка, стоящего на холме, из основания которого вытекают четыре потока. Холм - символическое изображение Голгофы. Четыре потока – это четыре райские реки (Быт. 2: 10-14). Рай - там, где Христос, искупивший своей смертью грехи человечества.

Агнец Божий. Конец IV в. Фреска. Катакомбы Святых Марцеллина и Петра, Рим
Агнец Божий. Конец IV в. Фреска. Катакомбы Святых Марцеллина и Петра, Рим

Где же впервые появился образ Агнца Божьего?

Латеранский баптистерий константиновского времени так же, как и Латеранская базилика, сыграл важнейшую роль в формировании христианской иконографии. В баптистерии находилась огромная купель диаметром 8,5 метров из порфира. Согласно Книге деяний римских пап Liber Pontficalis, c одной стороны купели возвышались серебряные статуи Спасителя и Иоанна Крестителя в человеческий рост, между которыми располагался Агнец из золота . Эта скульптурная группа представляла собой символический образ крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем и тем самым отражала предназначение здания. Иоанн Креститель называет Иисуса «Агнцем Божием, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29). Это означает, что крещение Христа предвосхищает Его смерть.

Латеранский баптистерий. 320–330 гг. Реконструкция:  F. Bisconti, 2001, fig. 1
Латеранский баптистерий. 320–330 гг. Реконструкция: F. Bisconti, 2001, fig. 1

Воды крещения становятся, таким образом, символом смерти и жизни, а Агнец Божий несет на себе как жертвенную, так и триумфальную символику. Искупительная жертва дарует жизнь вечную через крестильные воды возрождения.

Рисунок-реконструкция скульптурной группы Латеранского баптистерия Константиновского времени. 320–330 гг. Реконструкция: O.Brandt. 2005. fig.4. 2
Рисунок-реконструкция скульптурной группы Латеранского баптистерия Константиновского времени. 320–330 гг. Реконструкция: O.Brandt. 2005. fig.4. 2

Золотая скульптура ягненка из Латеранского баптистерия, водруженная над крестильной купелью, по всей видимости, является одним из первых символических изображений искупительной жертвы Христа, прообразом всех последующих изображений Агнца Божьего. С этого момента образ Агнца Божьего, стоящего на холме, из подножия которого вытекают четыре райские реки, прочно входит в церковную иконографию.

Позже этот образ заменится Распятием.

Агнец Божий. Фрагмент мозаики «Парусия». 526–530 гг. Базилика Святых Косьмы и Дамиана, Рим
Агнец Божий. Фрагмент мозаики «Парусия». 526–530 гг. Базилика Святых Косьмы и Дамиана, Рим

❤️Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы нас не потерять. Задавайте интересующие вас вопросы. Будем рады дать на них ответы!