Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель называет Иисуса Агнцем Божиим, выражая этим то, что Он есть Тот, Кого издавна ожидали:
«Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1: 29).
Называя Иисуса Агнцем, Иоанн напоминает о пророчестве Исайи:
«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53: 7).
Апостол Петр в Первом послании говорит о том, что верующие искуплены «драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1: 19). Иоанн Евангелист в «Откровении» неоднократно говорит об Агнце Божьем, перед Которым в Небесном Иерусалиме будут стоять искупленные Им люди в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках (Отк.7: 9), а Он будет будет «пасти их и водить их на живые источники вод» (Отк. 7: 17).
Христианское понятие Агнца Божьего соотносится с иудейской традицией принесения в жертву пасхального ягненка. Кроткий, непорочный пасхальный агнец – прообраз жертвы, которую принес Христос. Этот образ напоминал христианам Божественного искупителя, закланного во имя их спасения. Он воскрешал в памяти верующих страдания, которые претерпел Иисус.
Страдания Бога было понятием совершенно новым для мира классического. Страдающий Бог не укладывался в картину мира древних греков и римлян. Поэтому в раннехристианском искусстве нет изображений мученичества Христа. Агнец Божий – символ искупительной жертвы, олицетворение страдающего и побеждающего Христа.
Иконография Агнца Божьего складывается в IV веке. Христос изображается в виде белого ягненка, стоящего на холме, из основания которого вытекают четыре потока. Холм - символическое изображение Голгофы. Четыре потока – это четыре райские реки (Быт. 2: 10-14). Рай - там, где Христос, искупивший своей смертью грехи человечества.
Где же впервые появился образ Агнца Божьего?
Латеранский баптистерий константиновского времени так же, как и Латеранская базилика, сыграл важнейшую роль в формировании христианской иконографии. В баптистерии находилась огромная купель диаметром 8,5 метров из порфира. Согласно Книге деяний римских пап Liber Pontficalis, c одной стороны купели возвышались серебряные статуи Спасителя и Иоанна Крестителя в человеческий рост, между которыми располагался Агнец из золота . Эта скульптурная группа представляла собой символический образ крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем и тем самым отражала предназначение здания. Иоанн Креститель называет Иисуса «Агнцем Божием, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29). Это означает, что крещение Христа предвосхищает Его смерть.
Воды крещения становятся, таким образом, символом смерти и жизни, а Агнец Божий несет на себе как жертвенную, так и триумфальную символику. Искупительная жертва дарует жизнь вечную через крестильные воды возрождения.
Золотая скульптура ягненка из Латеранского баптистерия, водруженная над крестильной купелью, по всей видимости, является одним из первых символических изображений искупительной жертвы Христа, прообразом всех последующих изображений Агнца Божьего. С этого момента образ Агнца Божьего, стоящего на холме, из подножия которого вытекают четыре райские реки, прочно входит в церковную иконографию.
Позже этот образ заменится Распятием.
❤️Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы нас не потерять. Задавайте интересующие вас вопросы. Будем рады дать на них ответы!