Найти тему
ИА Регнум

Закон об ужесточении правил использования электросамокатов не улучшит ситуацию с наездами на людей

Оглавление

Правительство поддержало законопроект, инициатором которого выступил сенатор Артём Шейкин . Документ, как предполагается, должен ужесточить правила использования электросамокатов и других СИМ (средств индивидуальной мобильности — к которым относятся, например, электровелосипеды).

   Сергей Корсун © ИА Регнум
Сергей Корсун © ИА Регнум

Минюст с учетом позиции ещё нескольких ключевых министерств подготовил благоприятный отзыв — и в итоге кабинет министров предложил «поддержать разработанный мной с коллегами законопроект» , уточнил сенатор Шейкин в комментарии РИА Новости.

Авторы предлагают: ввести штрафы до 30 тыс. рублей за нетрезвое вождение электросамокатов и других СИМ. За превышение скорости предполагается штрафовать на суммы до 5 тыс., а за езду «тандемом» — вдвоём на одном самокате — до 3 тыс. рублей.

Если самокатчик не останавливается по требованию полицейского, то за это в законопроекте предлагается наказание до 800 руб., и до 1 тысячи рублей — за нарушение при перевозке грузов (что, по идее, особенно актуально для курьеров-доставщиков с их рюкзаками).

Езда на электросамокате тяжелее 35 кг по пешеходным зонам и тротуарам будет наказываться штрафами до 3,5 тыс. рублей. А помеха пешеходам на тротуарах, на обочинах или в пешеходных зонах должна стоить нарушителем до 2,5 тыс.

Если документ станет законом, то все эти нововведения должны вступить в силу с 1 марта будущего года.

Масштаб проблемы растёт

На первый взгляд, инициатива сенаторов призвана решить проблему, с которой каждодневно (в буквальном смысле) сталкиваются многие москвичи и жители других мегаполисов.

Но решит ли?

В июле в Сочи человек на электросамокате сбил беременную женщину, которая переходила улицу по всем правилам, по пешеходному переходу. У потерпевшей — сотрясение мозга, закрытая черепно-мозговая травма и перелом носа. При этом виновник аварии изначально проходил по делу как пострадавший, а она — как свидетель.

8 августа прокуратура Москвы опубликовала видео: курьер на электровелосипеде сбил женщину, после чего скрылся с места происшествия. Впоследствии она скончалась в больнице. Виновника ДТП взяли под стражу. Менее чем через две недели в центре столицы курьер-самокатчик сбил пятилетнего ребёнка, после чего сбежал. Через несколько дней уже на окраине, в Южном Бутове, пострадал ещё один ребёнок пяти лет — мальчика, стоявшего на тротуаре, сбили двое молодых людей, ехавших на одном электросамокате — тот самый «тандем», за который сенаторы предлагают штрафовать на сумму не более 3 тыс.

Это только самые недавние и наиболее резонансные примеры. По статистике же, аварий с участием различных СИМ — электросамокатов, гироскутеров и электромопедов — за последние три года стало больше в семь раз. И это только ДТП с пострадавшими, которым был дан официальный ход, ГИБДД учитывает лишь такие случаи.

Для сравнения: в 2019 году было зафиксировано 142 аварии, в 2022-м — уже 941. Число раненых также увеличилось в семь раз, с 147 до 976 человек. Если в 2019-м было зафиксировано семь смертей в ДТП с самокатчиками и электровелосипедистами, то в 2022 году уже 19.

Вид транспорта — который при появлении на улицах воспринимался как «элемент новой урбанистической среды» и примета городской жизни «как в Европе» (когда-то и такой довод воспринимался как должное) — многими теперь расценивается как явная опасность.

Люди уже отчаялись как-то повлиять на резвых самокатчиков, у некоторых сдают нервы. К примеру, в конце августа в управлении МВД по Приморью сообщили о поджоге стоянки для зарядки электросамокатов в Дальнегорске. А недавно, 12 ноября, петербургская пресса рассказывала, как в одном из городских протоков, реке Оккервиль, выловили два электросамоката: «неустановленные лица», по всей видимости, сбросили «средства мобильности», брошенные на тротуаре.

Оговоримся, что это, безусловно, недопустимые способы реагировать на проблему. Но проблема явно есть. Ожидается, что использование электросамокатов и электровелосипедов введут в законное русло власти. Но остаётся вопрос — можно ли то, что предлагают депутаты, считать «необходимым и достаточным».

Три неизвестных

Идея эффективного контроля электросамокатчиков сегодня выглядит непроработанной, считает глава Федерации автовладельцев России (ФАР), директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев .

«У нас уравнение с тремя неизвестными», — говорит эксперт в комментарии ИА Регнум .

Первая задача, которую предстоит решить, если пытаться установить подобный контроль — это идентификация владельца. Без неё невозможно назначать штрафы за нарушения.

Вторая — у этих устройств сегодня слишком большая скорость, чтобы управлять ими без знаний правил дорожного движения, отмечает Канаев. Судя по данным, которые приводят сайты по продаже мототехники и электротранспорта, самокат с электромотором в 500-800W позволят развивать 55 км/ч. Даже перегруженный электросамокат с мощным мотором может «бегать» со скоростью до 35 км/ч. Некоторые модели электрических самокатов и электросигвеев, которые продаются в России, вполне способны разгоняться до 80 км .

   © Алексей Филиппов/РИА Новости
© Алексей Филиппов/РИА Новости

Третье неизвестное, на которое указал Сергей Канаев, — где в дальнейшем разрешить езду на этих СИМ. У специальных дорожек для электросамокатов, по мнению Канаева, мало перспектив.

«Сегодня электросамокаты ездят по тротуарам, между пешеходами, среди которых зачастую дети, — рассуждает глава Федерации автовладельцев. — Допустим, дети играют, толкаются. Один попадает под электросамокат. А травма может быть очень серьёзной».

Проблема с самокатчиками на улицах городов не столько техническая, сколько законодательная, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета, член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Кирилл Кабанов .

Это уже не первый раз, когда предлагается ввести различного рода ограничения, но не предусмотрен механизм того, как ограничения будут работать — и примером может служить законопроект сенатора Шейкина, считает член СПЧ. Кабанов также задаётся вопросом: за нетрезвую езду предусмотрено довольно ощутимое наказание, но кто будет контролировать исполнение? «Полномочия сотрудников ГИБДД ограничены. Не ясно, как они будут контролировать пешеходные зоны», — указывает Кабанов.

«При всей своей любви к транспортным новинкам я не представляю, как будет работать система штрафов за нарушения при езде по тротуарам», — соглашается научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин . По его мнению, любые штрафы по поводу движения на тротуаре — «это пустой разговор о том, что невозможно администрировать».

Санкции за превышение скорости автомобилистами или штраф за неправильную парковку — это то, что формировалось десятилетиями, и устоялось «на пусть не отличном, но вполне пристойном уровне»: есть аппарат Госавтоинспекции, есть техника фиксации нарушений и т.д. «Теперь формировать такую же систему на тротуарах? Ещё десять лет будем формировать. Причём в Москве на это средств достаточно, но за её пределами ни у одной городской администрации денег не хватит», — отмечает Блинкин.

Попытки сформировать систему ответственности уже предпринимались — был принят ряд поправок в Административный кодекс, касающихся использования электросамокатов, отмечает член СПЧ Кирилл Кабанов. Но на практике они работают далеко не всегда. К примеру, довольно часто нарушается запрет на езду вдвоём на не предназначенных для этого арендуемых (кикшеринговых) электросамокатах.

Как в Сингапуре или Париже

Если просто сделать вид, что проблемы нет, и сохранить за электросамокатчиками право ездить по тротуарам, то это может иметь самые тягостные последствия, считает Блинкин.

«Предположим, крупный мужчина с подругой едут по тротуару с максимальной скоростью, которую позволяет развить это техническое средство, — приводит пример эксперт. — С учётом самой «железки» получается где-то сто пятьдесят килограммов». Столкновение с таким электросамокатом может привести к летальному исходу, замечает собеседник ИА Регнум . И вероятность трагедии будет выше, если жертвой столкновения станет ребёнок, пожилой человек, беременная женщина.

   © Zuma/TASS
© Zuma/TASS

Хорошо, не пустим на тротуар, пусть едут по проезжей части, развивает мысль Блинкин. Но если на проезжей части два автомобиля цепляют друг друга, такая авария покрывается в пределах страховки. Не покрывается — человек разорится на ремонт крыла или разбитой фары. «Если же такая авария случается с электросамокатом, вполне может появиться инвалид или покойник», — констатирует эксперт.

То есть если на тротуаре водитель электросамоката может стать виновником летального исхода, то на проезжей части — жертвой, делает вывод эксперт. Единственное решение проблемы — ограничить езду на электросамокатах специально предназначенными для этого территориями.

«Парки, стадионы, частные территории, оборудованные для этого, очень приятного, кстати, развлечения, которое никак не является элементом транспортной мобильности города», — заявляет Блинкин.

Эту точку зрения разделяет и глава НАК Кабанов. «Я считаю, что есть единственный вариант решения проблемы , — говорит он. — Отвести для самокатов определённые зоны, а улицы оставить обычным пешеходам. Других вариантов нет».

Это, условно говоря, сингапурский вариант — в городе-государстве самокатчикам запрещено ездить по пешеходным дорожкам, только по специально отведенным маршрутам. Иначе наказание куда серьёзнее того, что предлагают российские депутаты: 2 тыс. сингапурских долларов (135,4 тыс. рублей) или три месяца за решеткой.

Если же повсеместно разграничить пешеходов и «водителей СИМ» не удастся, то всё больше будет доводов в пользу полного запрета электросамокатов, или серьёзного затруднения доступа к ним. И здесь как раз примером могут служить некоторые города Запада. В апреле этого года мэр Парижа Анн Идальго пообещала запретить аренду электрических самокатов (по результатам городского референдума, где 98% жителей высказались за такой запрет), и с 1 сентября решение вошло в силу. Можно перемещаться только на собственных электросамокатах или велосипедах. В канадском Торонто электрические самокаты сначала запретили полностью, но поскольку запрет де-факто не работал, ввели ограничения, за которыми следит полиция: езда только с 16 лет, только в защитном шлеме и со скоростью не выше 24 км/ч. За превышение скорости — уголовное наказание: штраф или несколько месяцев лишения свободы.

Впрочем, российские электросамокатчики могут не беспокоиться: в столичном дептрансе 1 сентября заверили, что ограничения проката электросамокатов по примеру Парижа вводиться не будут.

А что касается пешеходов — им остается уповать на везение. Не во всех же, в конце концов, врезаются электросамокаты. В кого-то и не врезаются. А депутаты — те передвигаются на автомобилях.

Еще больше новостей на сайте