Духовное сословие сформировалось к XVIII веку. Как правило, его представители не имели фамилий в современном понятии. По церковной иерархии священнослужителями считались: поп и диакон, церковнослужителями – дьячок и пономарь. Уже в начале XIX века официально бывшие попы стали называться священниками, (часто писалось: сщенник). А с 1889 г. вместо дьячков и пономарей появились псаломщики. Кстати сказать, термин «поп» вновь стал проявляться в дореволюционной и послереволюционной 1917 года литературе, как уничижительное. У всех на слуху «поп Гапон», попы против колхозов, и т.п. Потом было лишение избирательных прав, репрессии представителей религиозного культа.
И так получилось, что изучением династий духовного сословия в XIX веке еще никто не занимался. Духовенству не нужны были наследственные титулы, как у дворянства. Только отдельные представители собирали сведения о своем Роде лично для себя, как, например, отец Михаил Диев. В духовном сословии для определения на службу нужны были документы об образовании, а для продвижения по службе – оценка отношения к служебным обязанностям, личных качеств. Многие священники и диаконы преподавали в земских и церковно-приходских школах, некоторые организовывали школы грамоты для крестьянских детей у себя в доме. Редко, кто из священников того времени становился протоиереем, и нередко, когда псаломщик становился диаконом или даже священником.
В отличие от других сословий духовенство не имело привязки к определенной местности. Представители одного рода проживали в разных местах одной губернии, и могли перемещаться по службе по разным губерниям.
Административное деление Епархий отличалось от административного деления губерний. До 1840-х годов Костромская епархия состояла из 9 Духовных правлений: Костромской окологородской десятины, Галичского, Нерехтского, Солигаличского, Судиславского, Унженского (Макарьевского), Кинешемского, Луховского, Юрьевецкого правлений. Позднее, в г. Костроме и в 12-ти уездах Костромской губернии были организованы благичиннические округа:
- в Костроме – 2 благочиннических округа, в Костромском уезде - 8, в Буйском - 4, в Варнавинском - 3,
- в Ветлужском 3, а позднее - 5,
- в Галичском - 8,
- в Кинешемском - 8, позднее 9,
- в Кологривском – 4,
- в Макарьевском – 5, а позднее 6,
- в Нерехтском - 11, в Солигаличском - 3, в Чухломском - 4, в Юрьевецком – 7.
Описание церквей Костромской епархии зафиксировано в книге Беляева И. «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии». Санкт-Петербург. 1863 г. Распределение церквей по благочинническим округам в уездах Костромской губернии и описание их указано в дореволюционной книге «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии». Справочная книга. Кострома. 1911 г.
Полные списки действительных священнослужителей (священников и диаконов) Костромской епархии к 1871 г. были опубликованы в Костромских изданиях:
1)«Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которой каждый из них состоит на службе», Кострома, 1871 г. – имеется в Костромской областной библиотеке, но без нескольких страниц, а также в Интернете.
2) «Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо», Кострома, 1871 г. – имеется в интернете.
Аналогичные списки на 1879 год также публиковались:
3)«Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо», Кострома, 1879 г. – имеется в библиотеке ГАКО.
А в 1890 г. с утверждением новых штатов причтов церквей были опубликованы списки всех действительных священно-церковнослужителей Костромской епархии:
4)«Штаты приходских церквей Костромской епархии, с указанием положенного при них состава причтов и изложением руководственных правил по введению сих штатов в действие», Кострома 1890 г. – имеется в библиотеке ГАКО.
Уже в начале ХХ века Костромские епархиальные ведомости напечатали списки священноцерковнослужителей по уездам и церквям по состоянию на 1911 год:
5)«Справочная книжка Костромской губернии. Календарь на 1911 год», Адрес-календарь по уездам // Костромские епархиальные ведомости – имеются в Костромской областной библиотеке, в библиотеке ГАКО, в интернете.
Изучением духовного сословия стали заниматься только в ХХ веке, но не очень серьезно, и в основном, как бы вскользь и с иронией. Авторы включали сведения о фамилиях духовенства в издания о русских именах и фамилиях. Так, автор А. Угрюмов в книге «Русские имена». Вологда. 1962 г. упоминает фамилию Черноморепоколенпереходященский в одном из произведений А.П. Чехова и также поповскую фамилию Череззаборнадевок глядященский, упомянутую в статье профессора-языковеда А.М. Селищева. Советский период ХХ века не способствовал изучению этой темы. Репрессии, антирелигиозная политика государства, боязнь ученых и исследователей касаться этой темы лишили их возможности изучать и составлять ономастику духовенства. Время было потеряно, представители семей старого духовенства умерли, не оставив, практически, никаких воспоминаний и документов о прошлом. В настоящее время среди исследователей наиболее популярная книга «Русские фамилии», переведенная с английского, русского эмигранта, ученого-филолога Б.-О. Унбегауна.
А современные потомки хватаются за любую ниточку воспоминаний бабушек, родственников, хранят фотографии неизвестных им людей, бытовые вещицы: коробочки, салфеточки, открытки, награды, ищут однофамильцев, чтобы начать поиски корней своего рода, восстановить историческую память. Я тоже начинала свои поиски практически с нуля.
В Костромском государственном архиве хранится множество документов, по которым можно сполна выявить 5 поколений какого-либо рода духовенства.
Составить же Поколенную роспись и генеалогическое древо какого-либо рода духовного звания достаточно сложно.
Я занимаюсь этой темой уже более 15 лет. Накопила большой материал, систематизировала его и, в итоге имею:
1) Единый алфавитный фамильный список священно-церковнослужителей Костромской губернии за период конец XVIII – начало ХХ вв.,
2) Единый алфавитный бесфамильный список священно-церковнослужителей Костромской губернии за период конец XVIII– начало ХХ вв.,
3) Списки состава причтов по каждой церкви Костромской губернии за тот же период.
Эти материалы не опубликованы, находятся у меня в рабочем процессе работы. Количество изученных персон – ок. 30 тысяч. Так, подсчитав только часть из Единого списка – выпускников Костромской духовной семинарии получилась цифра – ок. 9 тысяч. – «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия». Кострома. 2019 г.
Перечисленные выше опубликованные списки священно и церковно-служителей при их объединении дают в результате фактический Список по состоянию на последнюю треть XIX в. и до 1919 г.
Ревизские сказки причтов церквей конца XVIII в. и до 1834 г. при общей переписи персон священно-церковнослужителей дополнили Единый список.
В ГАКО по духовенству имеются Ревизские сказки начала 1795 года, конца 1815 и начала 1834 годов. (На сайте ГАКО в помощь исследователям размещена таблица с указанием церквей в разрезе уездов с указанием дела и номера листа фонда 200 имеющихся Ревизских сказок по каждой церкви). В фондах 26, 27, 28, 29, 31 из документов Духовных правлений 1-й половины XIХ века дополнился Единый список персонами 1810-40-х годов. Как правило, в сельских храмах фамилии не указывались. Неуказанные в Сказках фамилии духовенства пришлось определять по документам Костромской духовной семинарии и духовных училищ, где представлены:
- именные списки учеников с указанием их прозваний (отзывов), имена, отчества и если было, фамилии и места службы отца,
- прошения отцов о принятии сына в училище с указанием прозвания сыну,
- различные прошения и рапорты родителей о болезнях сынов во время нахождения дома, о назначении казенного содержания, при этом часто указывался состав всей семьи ученика …
В фонде 432 Костромской духовной семинарии имеется много списков учеников Духовных училищ Костромской епархии. Таких училищ было 5: Галичское, Костромское, Луховское (в 1840-е годы перемещено в г. Кинешму), которое стало Кинешемским, Макарьевское и Солигаличское. Отдельно имеются фонды Галичского (фонд 407) и Костромского (фонд 406) духовных училищ. Совсем недолго существовало Нерехтское духовное училище.
Когда мальчик поступал в духовное училище (что считалось обязательным), отец в своем прошении к Правлению училища о принятии сына, обозначал и прозвание (или отзыв) сыну, прикладывая выписку из метрической книги о рождении и справку о привитой оспе. Прозвания в учебных заведениях при большом списочном составе учеников в классах необходимы были для упрощения учета учеников: многочисленных Иоаннов, Василиев, Николаев… Потом эти когда-то ученики, стали служить в сельских храмах, забывали о своем бывшем прозвании, давали уже какие-то другие прозвания своим сыновьям-ученикам. В итоге, к сороковым годам XIX века сложилась ситуация, которая до сих пор мешает исследователям составлять полные поколенные росписи Родов духовного звания. Оказалось, что у одного отца сыновья имели разные фамилии, внуки – другие.
Так на примере моих предков пра-пра-прадеда священника Димитрия Покровского оказалось:
1)В 1-м поколении бесфамильный дьячок Сергей Андреев имел 4-х сыновей, из коих двое – Покровские.:
- Алексея Сергеева, бесфамильного,
- Андрея Сергеевича Покровского,
- Игнатия Сергеевича Покровского,
- Аврамия Сергеева, бесфамильного.
2) Во 2-м поколании:
- у бесфамильного Алексея Сергеева 3 сына Галактион, Стефан и Андрей – Магдалинские,
- у Покровского Андрея Сергеевича 2 сына, из которых Арсений – Преображенский, а Дмитрий – Покровский,
- у бесфамильного Аврамия Сергеева 1-й сын Василий Виноградов, 2-й сын Максим Грацианский, 3-й сын Григорий Виноградов.
3) В итоге получаем, что родные внуки названного Сергея Андреева по мужской линии: Магдалинские, Преображенские, Покровский, Грацианские, Виноградовы.
И только после 1846 г. и до 1850 г. после указа Священного Синода о том, что детям духовенства обязательно давать фамилии их отцов, многие вспомнили свои прозвания, которые стали фамилиями. В то время было возбуждено множество ходатайств о перемене данных раньше фамилий. В большей части, фамилии меняли лица, получившие образование в духовных учебных заведениях, состоящие на государственной службе, где разность их фамилий с отцовской мешала карьерному росту. В Костромской семинарии некоторые ученики писали прошения о перемене своих фамилий на фамилию отца.
Составив списки первых учеников Костромской духовной семинарии, прозвания ученикам давались, чаще всего, с окончанием: - ов, -ев. Позднее большинство фамилий стало оканчиваться на –ский. Прозвания учеников, в основном, определяло место, откуда прибыл ученик, то есть подразумевался ответ на вопрос» «Откуда ты, чей ты?» И понятно было, что Пружининский – из села Пружинино Нерехтского уезда, а Воскресенский – следовало, что отец служил в одной из Воскресенских церквей Епархии. А учитывая то, что выпускники семинарии изучали латинский и греческий языки, историю церкви, они давали прозвания своим сыновьям с использованием иностранных слов и прибавляя окончание на –ский.
Наверное, многие современники, имеющие фамилии, например, Архангельские, Казанские, Рязановские, предполагают, что корни их идут из Архангельской, Казанской, Рязанской губерний, не зная, что у первых двух – это фамилии от названия церквей, а Рязаново – село Костромской губернии. Арменский – это не из горной Армении, а из с. Арменки (Армёнки). Петропавловский – не из города Петропавловск-Камчатский, а по названию церкви. А Воронский – это фамилия от названия с. Воронье, а не «птичья» фамилия. А Дурцовский – это не обидная кличка, а от названия села Дурцово. А Виноградовы – это по церковному, пасуемые, а не южный сладкий виноград. Из церковных определений о личных качествах служителя и его сыновей часто встречаются: смирен, кроток, рачителен… Отсюда: Смирнов, Смирнитский, Кротков, Рачинский.
При составлении Единого списка Костромского духовенства кроме упомянутых Ревизских сказок церквей; документов Духовных правлений; печатных изданий XIXвека, 1911 года со списками священно-церковнослужителей были использованы и другие документы ГАКО: автографы священнослужителей 1863 г. (фонд 130. Оп. 14. ДД. 46-106); Комплектные сказки 1886 г. (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 5); Духовные и клировые ведомости церквей (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9, и ГАКО. Ф. 130. Оп. 11.); Епархиальные ведомости 1885, 1887-1917 гг.; Костромской церковно-общественный вестник 1918 г., и прочие …
Для облегчения поиска исследователям мной 10 лет назад были составлены 4 тома Алфавитных списков Священно-церковнослужителей костромской епархии по состоянию:
- 1-й - на 1890 г.,
- 2-й, примерный, - на 1900 г.,
- 3-й – на 1910 г.,
- 4-й, примерный, - на 1917 г.
Названные списки размещены на сайте ГАКО.
Начиная с 4-го тома, по сост. на 1917 г. исследователи, углубляясь до 1890 г. определяют, как по вехам, места службы своих искомых персон, для определения по Клировым ведомостям послужные списки и сведения о членах семьи. Параллельно есть возможность поиска сведений в Метрических книгах церквей. А глубже – можно перейти к Ревизским сказкам.
Метрические книги Костромской архив предоставляет исследователям по заказам по интернету.
Много материала размещено на форуме сайта Ярославского историко-Родословного общества, тесно сотрудничествующего с Костромским государственным архивом.
В 2019 г. вышла книга, изданная Костромской епархией «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия». Там помещена моя работа «Список воспитанников Костромской духовной семинарии 1762-1918 гг." В списке семинаристов представлено около 9 тысяч учеников и выпускников Костромской духовной семинарии, а на самом деле, с учетом того, что упоминаются отцы большинства учеников, их места службы, то фактическое количество представителей духовенства Костромской епархии значительно больше, чем 9 тысяч.
В настоящее время Список воспитанников Костромской духовной семинарии составлен впервые, он - единственный по всем существовавшим в XVIII - XX вв. учебным заведениям духовного ведомства в России.
Также, впервые зафиксированы авторские биографические находки по известным ранее персонам:
1)Выпускник семинарии 1870 года - Махровский Геннадий Иванович (1857 – 1919 гг.), уроженец с. Контеево Буйского уезда. Окончил Казанскую духовную академию. Священник в г. Саратове и преподаватель Саратовской духовной семинарии. Расстрелян без суда и следствия. Его корни произрастают из с. Махрово Галичского уезда.
2)Выпускник 1904 года Троицкий Николай Алексеевич (1883 – 1963 гг.), уроженец погоста Пеньки Галичского уезда. Окончил Казанскую духовную академию. Архиепископ Сан-Францисский Тихон. В «Списке» уточнено его настоящее имя по рождению. В американских архивах он значился Александром. По метрическим книгам, хранящимся в ГАКО, - это все же Николай.
3)Выпускник семинарии 1909 года – Лаговский Иван Аркадьевич (1889 – 1941 гг.), причисленный Священным Синодом Константинопольского Патриархата к лику святых. До настоящего времени значилось только, что он уроженец города Костромы. В «Списке» уточнено, что он – сын священника Преображенской церкви города Нерехты, но крещен при земской больнице г. Костромы, видимо при каких-то жизненных обстоятельствах. Его братья все крещены, естественно, в г. Нерехте.
4)В приложении к «Спискам» впервые представлена Поколенная роспись рода Васильевских духовного звания, где определено, что корни маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского, выпускника Костромской духовной семинарии 1915 года, в нескольких поколениях идут из Нерехтского уезда Костромской губернии села Шохна от Васильевской церкви.
Не надо забывать, что все документы Костромского архива прошли огонь и воду. Они обожженные, слепые, с выгоревшими чернилами. Но упорный исследователь старается прочитать такой документ и не ропщет на неудобства. Спасибо тем Архивистам, которые в 1880-е гг. собирали, сушили, систематизировали разбросанные при пожаре документы, потом перевезли их на новый адрес, и сейчас восстанавливают, сканируют и представляют их исследователям. Мы, постоянные исследователи, работающие в читальном зале архива, благодарим коллектив за ваш патриотизм и верность своему делу.
Издавна в России сложилась практика составления генеалогий дворянских родов. Там применялось и применяется нисходящее родословие, которое начинают с самого первого знатного предка и переходят к потомкам с одной и той же фамилией.
В Генеалогии действует правило, что род – это одна фамилия во всех поколениях. Практика изучения Костромского духовенства, как видим, противоречит этому правилу. Здесь легче применять восходящее родословие. Древо удобней составлять по принципу: от корней – к листикам, снизу - вверх. Род духовенства может иметь много фамилий.