Найти тему
milost na kurorte

Откуда взялся радио формат "Топ 40"?

Начать говорить о радио диджеях и о форматах, в которых они зачастую выступали, стоит с небольшого отступления.

Сразу после изобретения сего чудного прибора - радио, весь мир постепенно осознал его могущество и значимость. И хотя до окончания войны его использовали преимущественно в военных целях, все прекрасно понимали какие возможности и удобства способен привнести этот прибор в жизни простых людей.

Радио, в привычном понимании этого слова, начало появляться по всему миру в конце 40х. Многие страны сразу же ввели полную монополию на радио вещание, однако такой расклад объективно бы противоречил идеям всего одной страны в мире. Я говорю про Штаты, там радио не было государственным институтом, каждый любитель мог вещать свои мысли прямо из гаража (большинство так и делали). В то время, как крупные радиостанции могли позволить себе нанимать целые живые оркестры, чтобы разбавлять свои эфиры, маленьким студиям приходилось идти на хитрости.

Так, по правде говоря, и появились первые диджеи. Владельцы гаражных радио сообразили, что могут подносить свои граммофоны прямо к радио микрофонам и транслировать музыку с пластинок. Такой формат непременно сопровождался голосовыми вставками и шутками ведущих. Они и стали первыми диджеями.

Я мог бы долго рассказывать про нелегкий путь становления таких программ. Про войны между живыми музыкантами и диджеями (ведь тогда музыканты не получали процент с продаж своих пластинок, а соответственно не могли оценить рекламу, которую диджеи для них делали). Про первые успехи черных музыкантов, ведь у радио нет цвета. Однако, я расскажу про явление названное пайолой.

На фото Алан Фрид - Один из главных диджеев 60х, изобретатель термина рок-н-ролл, а так же участник самого крупного судебного дела связанного со взятками на радио.
На фото Алан Фрид - Один из главных диджеев 60х, изобретатель термина рок-н-ролл, а так же участник самого крупного судебного дела связанного со взятками на радио.

Радио диджеи стали звездами своего времени, по силе влияния их сравнивали с политическими фигурами, некоторых возводили в ранг богов. Но многие из них были куда прозаичнее и конвертировали свое влияние в денежные потоки. Я говорю о покупке мест на радио программах, конечно же. Многие из них могли получать невероятные суммы от лейблов и исполнителей, чтобы продвигать свое творчество, ведь уже на утро, полки с пластинками, сыгранными на успешном радио шоу, разлетались как горячие пирожки.

В Америке начался огромный скандал связанный с пайолой. Многим диджеям пришлось не легко, ведь их судили даже не за сам факт продажи мест на радио, а за неуплату налогов. А как мы все знаем, по этому поводу с дядей Сэмом лучше не шутить.

Хоть диджеи и не исчезли с радио станций, однако руководство этих самых станций приняло серьезное решение. Отныне отбором музыки занимались несколько иначе. Идея пришла из баров и мотелей.

В Америке 50-60х годов были крайне распространены автоматы с заказом музыки. Тодд Сторц, владелец радио KOHW, заметил, что из 40 предоставляемых на выбор пластинок(а именно столько вмещал в себя обыкновенный автомат), люди чаще всего выбирают 2-3 знакомых. Люди хотят слушать самые популярные песни, а платить за неизвестные пластинки побаиваются. Я думаю вы и сами поняли дальнейшую логику.

Они могли выглядеть по-разному, но в глазах поп-культуры останутся в такой виде)
Они могли выглядеть по-разному, но в глазах поп-культуры останутся в такой виде)

Мейнстримные Американские радиостанции вцепились в формат "ТОП 40" как в золотого теленка, ведь для них продажа рекламы и рейтинги всегда стояли на первом месте. И даже спустя много лет, этот радио формат остается самым успешным и узнаваемым, хотя был придуман как очередной маркетинговый трюк.

Я бы хотел поблагодарить вас за то, что вы дочитали до этого момента. Слушайте хорошую музыку и подписывайтесь на мой телеграмм канал, ведь там ее много.

milost na kurorte