Почти 20 лет назад, в октябре 2005 года, на Первом прошла громкая премьера исторического сериала "Адъютанты любви". Казалось, у него было всё, чтобы затмить свою предшественницу - "Бедную Настю". Намного более увлекательный сюжет - политические интриги при дворе Павла I и во Франции, яркие персонажи, невообразимой красоты музыка. И - провал. Через полгода сериал оборвали на полуслове из-за низкого рейтинга. Почему же "Бедная Настя" гремела в 30 странах, а "Адъютанты любви" оказались неудачным проектом?
Недостаток ярких мужских персонажей
Я давно заметила: чтобы мелодраматический сериал был успешен, очень важны два условия. Во-первых, в нём должно быть много ярких героинь. Таким образом, каждая из зрительниц найдёт близкого себе персонажа и будет ему сопереживать. Это условие в "Адъютантах любви" выполнено: здесь есть и нежная Ольга (Карина Разумовская), и роковая Ксения (Юлия Жигалина), и умненькая Варя (Мария Козлова), и отчаянная Зося (Алла Юганова), и утончённая Елизавета (Кристина Кузьмина).
Второе условие - харизматичные мужские персонажи. И с этим в "Адъютантах любви" получился провал. Нет, Никита Панфилов, сыгравший главную роль - талантливый актёр. Но в 2005 году он только начинал свою карьеру и мастерства ещё не хватило. Ну никак нельзя поверить, что этот мальчик - роковой обольститель и умнейший разведчик.
Другие молодые мужские персонажи в "Адъютантах любви" тоже уступают героям "Бедной Насти". Пётр Толстой (Александр Устюгов) прекрасен, но слишком комичен. Михаил Лугин (Павел Баршак), судя по всему, должен был быть хорошим парнем а-ля Михаил Репнин из "Бедной Насти", но не дотянул по уровню харизмы. Александр Павлович, будущий император Александр I (Александр Ефимов) - это лютый провал сценаристов. Ни внешнего сходства, ни изящества, ни ощущения опасности, которое исходило от этого человека, у сериального "аналога" нет и в помине.
Хороши были маркиз д'Арни (Александр Арсентьев) и Адам Чарторыйский (Алексей Завьялов), но им отвели мало экранного времени. Увы и ах, с таким мужским составом сердца зрительниц не покорить.
Бедные костюмы и декорации
Заметно, что бюджет в "Адъютантах любви" был намного скромнее, чем в "Бедной Насте". А сюжет, наоборот, более масштабен. В "Бедной Насте" события происходили или в пределах небольшого уезда, или в императорском дворце. В "Адъютантах любви" же мы переносимся то в Михайловский замок, то в резиденцию Наполеона, то в поместье под Смоленском, то в загадочные подвалы, где плетут интриги местные масоны. Но почти все помещения выглядят на один манер, улицы европейских городов явно снимали в павильонах... Примерно то же самое с костюмами. Если в "Бедной Насте" у каждой героини был свой гардероб, то тут даже первая петербургская красавица Ксения фон Зак одевается весьма скромно. А правило "бедненько, но чистенько" в исторических сериалах не работает. Здесь нужен размах.
Промах с целевой аудиторией
И главная проблема - непонятно, на какую аудиторию были рассчитаны "Адъютанты любви". На условных домохозяек и пенсионерок? Для них слишком много политических интриг. Может быть, сериал был рассчитан на людей, которые интересуются историей? Для них он слишком прост, даже наивен.
Но всё-таки в "Адъютантах любви" есть что-то, что заставляет пересматривать их снова и снова. Несмотря на все недостатки, фильм атмосферен, у него богатый сюжет. А по красоте саундтрека с ним не сравнится ни "Бедная Настя", ни любой другой российский исторический сериал.