«Давать своей аудитории только то, что она хочет, нереально и даже вредно. К читателям стоит прислушиваться, но не идти у них на поводу. Иначе текст станет пресным, его содержание наскучит подписчикам, да и самому автору. Делайте то, что органично и интересно вам».
Это цитата из рекомендаций портала Дзен, на котором мы находимся. Цитата Дзена отражает реальную проблему выбора, с которой сталкиваются все авторы. Идти по пути свободного искусства или идти на поводу у аудитории. Тут нужно помнить, что аудитория не одна. Их множество. Маркетологи много книг об этом написали: аудиторий великое множество даже в рамках условно общих интересов.
Тут нужно понимать, что Читатель и Публика – вещи немного разные. Публика это эскапически-настроенный не обязательно подкованный в литературе сегмент аудитории, которой приемлет разную степень художественности и даже кайфует от ее отсутствия, чего частенько и требует. Читатель же это сегмент аудитории с высокими стандартами и большой начитанностью, который терпеливо ждет книг и авторов-смельчаков, доказывающих, что литература это всё же искусство.
Писательская стратегия
1. Практичный подход прост: есть авторы, которые придерживаются стратегии посвящать свой талант тому, что ближе к народу, писать для прощупанной и нагретой аудитории, даже если приходится сочинять какие-то харамно-некошерные вещи. Если улов идет, то почему бы не кормить рыбку тем червячком, который она знает. Занишеваться там, где проще и развлекать публику тем, что она хочет — это не столько вынужденный выбор, сколько чувство автора, что он может пойти на это, и ему не будет дискомфортно.
Но всё равно, на этом пути поджидает очевидный минус: со временем можно страшно выгореть, чувствуя, что расходуешь свой потенциал не на то.
2. Идеалистический подход: есть авторы, которым в каких-либо рамках тесно, дискомфортно, им хочется писать о том, о чем хочется именно им так, как видят именно они. Иными словами, душа требует полета искусства, но лететь в неизведанность страшно. Что им делать? Тут стратегия ещё проще: всем не угодишь, а с собой вам еще жить и жить! На самом деле, то, что интересно вам, интересно еще много кому. Поэтому можно писать то, что хочется именно вам. Вы – и есть портрет вашей ЦА. Творите свободно.
Здесь тоже не без минусов: гарантий меньше, тоже можно выгореть в поисках и построении своей собственной ЦА.
На этом минорном моменте можно было завершить статью и сказать: да, писательство дело вообще неблагодарное. Если бы не одно но!
3. Авторы матёрые, расслабленно попивая лавандовый раф или настой из сока березы, попросту комбинируют и находят баланс: у них есть серии и псевдонимы, которые их кормят, а есть книги для души, которые им нравится писать больше всего. Одно для финансов, другое чтобы не поехать кукухой на запросах публики. И это отличное решение. Подходит оно тем, у кого много идей и кто умеет писать большими объемами.
Но так просто от темы я не отцеплюсь.
Мне бы хотелось, чтобы в любом случае мы чаще вспоминали, что литература это искусство. Это не грубое обслуживание публики. Это работа с идеями и смыслами, которые лежат выше будничного общественного мышления. Как и любое искусство, литература развивается только тогда, когда авторы ставят высокие планки, справляются с трудными творческими задачами и неуклонно следуют своим путем. Своим, а не чьим-то еще.
Об этом нынче не любят вспоминать, сейчас учат завоевывать читательское внимание уловками, писать по шаблонным формулам, разрабатывать художественные миры за пять минут на коленке и прочее непотребство. Писательство мешают с маркетингом, выбивая из писательства саму литературу. Но читатель всё равно отдает сердце тому, что сделано действительно с душой, с любовью и с мозгами.
Закончу статью еще одной цитатой:
«Смерть искусства наступает тогда, когда ты позволяешь людскому мнению и требованиям менять то, что ты делаешь. Есть разница между тем — творец ты или слуга. Есть разница между тем, даешь ли ты людям то, что они хотят, или то, что считаешь нужным давать, и она огромна». Мэрилин Мэнсон