Те исторические государства, которые находились в Иране и Азербайджане имели сильную континентальную ориентацию, и о создании собственного военного флота даже не задумывались. У них были только рыбацкие лодки и купеческие корабли, которые вели торговлю по Волге. Такая ситуация всех вполне устраивала: остальные государства, имеющие выход к Каспию также не имели морской культуры.
Но создание Каспийского флота Россией все изменило. Первоначально он базировался в Астрахани, и оказывал царской армии значительную помощь во время ее кампаний в Средней Азии, Иране и на Кавказе. Долгое время эта флотилия была единственной: международные договоры запрещали Персии создание собственных военно-морских сил.
В 1867-м году Баку становится главной базой российского Каспийского флота – забегая вперед, можно сказать, что такое положение сохранится вплоть до распада СССР. В то же время в Российской империи появляется несколько гражданских пароходств. Но азербайджанцы редко там служили, преобладали русские моряки и технический персонал.
Тем не менее, после революции Азербайджанская Демократическая республика приступает к созданию собственного флота на основе царских военных судов, оставшихся в ее ведении, и ряда кораблей, предоставленных англичанами. Но опять же: за исключением главкома и нескольких высокопоставленных офицеров, их экипажи были славянские. Поэтому в бурных событиях Гражданской войны этот флот не сыграл никакой роли и в дальнейшем влился в состав советских ВМС.
В то время судоходство на Каспии стремительно развивалось, поскольку для всего Союза Азербайджан стал почти монопольным источником нефти. Многие корабли были специализированы на выполнении нефтяных проектов. Что касается военного профиля, то в Баку на месте старой базы русского императорского флота были выстроены более современные сооружения, в том числе, судоремонтный завод и склад боеприпасов. В 1939-м году было создано училище для военных моряков. Там получали образование и азербайджанцы.
После распада СССР вся береговая линия и расположенные на ней объекты были переданы Азербайджанской Республике. Советский каспийский флот был разделен между странами, имеющими выход к этому морю, и Азербайджану досталось, по разным данным, от 25 % до 30 % состава. Это было тяжелое для страны время, поэтому корабли и катера поставили на консервацию, а их экипажи приняли участие в Карабахской войне.
Но уже в середине 1990-х годов азербайджанский флот стал возрождаться. Причина состояла в том, что даже в самые тяжелые годы на Каспии продолжалась добыча нефти, и свою береговую линию стране было нужно охранять. Все имущество, полученное от СССР, бережно сохранили, поэтому приведение его в надлежащее состояние не потребовало много денег и времени.
Сейчас ВМС Азербайджана состоят как из советского наследства – кораблей, построенных в самом Союзе либо же на верфях социалистических стран, в основном, Польши, так и из судов, полученных от Турции и Соединенных Штатов. Были сведения о закупке военной техники, включая легкие подводные лодки, в Южной Корее.
Сейчас численность людей, несущих службу на азербайджанском флоте, оценивается в интервале 2500-3000 тысячи человек, включая моряков и технический персонал. По своей численности и качеству он занимает 2-3-е место на Каспии после России и, возможно, Ирана.
ВМС страны состоят дивизиона охраны акватории, дивизиона десантных кораблей, дивизионов тральщиков, военно-спасательных и учебных судов. Номинально сильнейшим является сторожевой корабль проекта 159, который в советское время именовался «Бакинец», а ныне носит название «Бакили». Он был построен еще в 1967-м году на верфи в Калининграде, пятнадцать лет назад прошел глубокую модернизацию, в результате чего были установлены современная электроника и системы вооружения.
Штабным является Т710, бывший учебный корабль «Ока», построенный на Гданьской судоверфи, той самой, где некогда трудился простым электриком президент Польши Лех Валенса. В свое время он тоже был переоснащен. Также, на ходу патрульные катера в количестве около десяти, три ракетных катера, шесть десантных кораблей.
Азербайджанские офицеры-моряки проходят обучение в Турции, рядовой состав постигает флотские науки в собственной морской школе. Старую советскую базу в Баилове ликвидировали, в настоящее время там находится музей. Но в 2010-м году начала строиться новая база в Путе – это поселок в составе Баку. Сейчас он является крупнейшим военно-морским объектом на Каспийском море.
Основными задачами азербайджанского флота является охрана береговой линии, предприятий нефтедобычи, нефте- и газопроводов. В военных действиях он не участвовал.