Найти тему
Мысли вслух

Правильная копия данных (Backup) на Windows

Оглавление

| Хочешь сделать хорошо - сделай это сам

Причины создания бэкапа

У многих пользователей Windows возникает желание или необходимость создать резервную копию своих данных. Причины могут быть разные:

  • смена компьютера или ноутбука
  • сохранение данных на случай их утраты из-за возможных поломок или случайного удаления
  • крупное обновление или переход на другую версию системы

С последним пунктом на днях столкнулся и я. Тогда и задался вопросом, как сделать правильную резервную копию системы

Почему создание точки восстановления - плохо

Создание точки восстановления в Windows не подходит для полноценного бэкапа данных по нескольким причинам.

1. Точки восстановления не защищают от физического сбоя диска. В случае поломки жесткого диска все данные, включая точки восстановления, могут быть утрачены.

2. Точки восстановления не заменяют резервное копирование. Они не создают копию всех ваших данных и настроек, а только системных файлов и программ.

3. Они занимают много места на диске, что может привести к его переполнению.

4. Восстановление из таких точек с большей вероятностью вызовет ошибки в системе.

Моё решение

Просмотрев некоторое множество статей, я сделал вывод, что везде говорится про точки восстановления. Возник вопрос, как сделать резервную копию, которая не будет вызывать ошибок, сохранит все необходимые файлы и будет защищена от потери из-за посторонних факторов (например, технические поломки). Сейчас я расскажу про собственный способ, который немного затянутый в реализации, зато он точно убережёт ваши данные.

Шаг 1:

Нужно определить, какие из установленных приложений вам действительно необходимы, а какие можно не устанавливать при следующей смене системы. Записываем всё в список примерно следующим образом:

-2

где всё разбито по категориям, которые соответствуют группам на начальном экране windows (меню, которое открывается на клавишу win), а приложения, которые можно не устанавливать идут в подкатегорию опционально.

Шаг 2:

Для каждого приложения, для которого нужно сохранить данные (например, настройки для VS Code, данные браузера, сохранения для игр и подобное), отдельно нужно искать информацию, где хранятся данные этого самого приложения.

В большинстве случаев они находятся в папке C:\Users\(имя_пользователя)\AppData\Roaming. Эта папка скрыта, а чтобы в неё попасть воспользуйтесь вызовом функции “выполнить”, для этого нажмите win+R, в открывшемся окне впишите %appdata% и нажмите “Ок”. Далее копируем данные нужных нам приложений.

В редких случаях, данные могут храниться в директории самого приложения или в ином месте. Поэтому для каждой программы стоит находить информацию, например “где находятся настройки vs code”.

Все эти данные вручную копируем в отдельную папку.

Шаг 3:

Создаём ещё один список, в котором будут записаны папки с личными данными, которые нужно сохранить. Проходимся по всем личным данным (фотографии, списки, учебные материалы и т.д.) и отбираем те из них, которые действительно важны и записываем в список. Выглядеть должно примерно так:

-3

Затем, все папки из списка также, как и в предыдущем пункте, копируем в одну отдельную папку на рабочем столе.

Заметка:

Обратите внимание, в моей схеме нет сохранения настроек самой системы. Это значит, что при переустановке, персонализацию windows (тема, обои, шрифты) придётся настраивать каждый раз заново.

Шаг 4:

Архивируем созданные папки с настройками приложения и папки с личными данными.

Для того чтобы создать архив, можно воспользоваться встроенной возможностью windows “Сжать в zip-файл” или скачать отдельное приложение, (например, winrar или 7-zip).

Шаг 5 (Заключительный):

Все полученные архивы нужно сохранить в такое место, которое защищено от потери данных.

Вот варианты, куда можно сохранить данные:

- облачное хранилище

- жёсткий диск, используемый только для хранения данных

- ИЛИ облако + сторонний жёсткий диск

Восстановление:

При восстановлении данных из бэкапа, личные данные можно просто разархивировать в корневую папку диска. Затем нужно установить все приложения, список которых вы создали. После установки, разархивировать данные самих приложений и переместить их по тем папкам, из которых они были взяты.

Кратко:

Бэкап может понадобиться для восстановления важных данных.

Для создания бэкапа нужно:

  1. создать список необходимых приложений
  2. сохранить настройки приложений
  3. создать список важных личных данных
  4. заархивировать все данные
  5. отправить копии данных в облако и/или на внешний жёсткий диск

Этот способ затрачивает некоторое количество времени, зато позволяет отделить действительно важные данные от тех, которые можно удалить, а также данный способ позволяет избежать ошибок при восстановлении.

А в одной из следующих статей я расскажу про сборку Windows для студентов и её преимущества.

Если у вас есть более удобный способ, поделитесь им в комментариях.

Автор статьи: Пережог Степан

Редактор статьи: Кузьмина Светлана