Найти тему

История становления высшей школы и эволюция профессии преподавателя в России

Оглавление

Какой университет был первым в истории человечества? Часто отвечают – Болонский. Очевидное утверждение в свете европоцентрической позиции в науке. А как было в России? МГУ ли был первым? Правда ли, что в Санкт-Петербургском университете обучались только четыре студента? Объясняет Елена Кряжева-Карцева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России РУДН.

Университет в ретроспективе

Некоторые ученые считают, что истоки высшей ступени образования следуют искать еще в Древности – на занятиях Конфуция, в Академии Платона, Лицее Аристотеля, школах повышенного типа Александрии или Высшей риторической школе на территории современной Грузии. Однако становление университетов как особого явления в культуре происходит все-таки в эпоху Средневековья.

Пальма первенства университетов

  • Аль-Карауин (построен в 859 году на территории современного Марокко)

Студенты учебного заведения постигали глубины риторики, логики, медицины, астрономии, химии, истории и других наук.

  • Магнаврская школа (Константинопольский университет), открыта в середине IX века, прекратила существование после завоевания Константинополя турками к 1453 году

Студентам были близки философия, риторика, медицина и юриспруденция.

  • Университет аль-Азхар (основан на территории Египта в 988 году) – самая престижная духовная академия исламского мира

Прославилась своими наставниками и выпускниками, среди которых физик Ибн аль-Хайсам (ХI век), поэт Умар бен аль-Фарид (XIII век), историк Ибн Халдун (XIV-XV века) и другие. В прошлом университет аль-Азхар владел богатейшей библиотекой с двумя миллионами книг и рукописей.

  • Болонский университет был основан лишь в 1088 году, далее Оксфорд – в 1096 году, Парижский университет – в 1150 году.

Открытые европейские университеты – прообраз современных вузов в России с их факультетами, профессорскими лекциями и студенческими диспутами.

Структура университетов напоминала строгое религиозное братство или гильдию ремесленников Средневековья. Ректор – глава гильдии или цеха, а магистры и бакалавры – его мастера и подмастерья. Получив образование на низшем факультете и освоив семь свободных искусств, можно было поступить на высшие факультеты: теологический, юридический, медицинский; получить степень магистра и доктора.

Всех участников образовательного процесса связывали обряды матрикуляции с произнесением клятв при поступлении в университет и по окончании. Наверное, именно тогда сложились современные традиции посвящения в первокурсники и выпускных мероприятий, особенностью которых стали торжественные церемонии со студентами в мантиях и конфедератках.

Но были студенты, которые не стремились получать степени, и путешествовали от одного научного руководителя к другому, из одного университета в другой. К началу XVI века в Европе насчитывалось более 60 вузов. Таких вечных студентов с их тягой к знаниям и свободомыслием называли вагантами. Они объединились в Орден и создали свои Устав, правила этикета и гимн.

Benjy Brooke / GIPHY.COM
Benjy Brooke / GIPHY.COM

«Ученье – свет, а неученье – тьма»

Поэзия студенчества формировала у молодых людей убежденность, что сила разума позволяет человеку быть более свободным и сильным в этом непростом мире. Свет знаний приводил к расширению географии учебных заведений. В 1348 году открылся Карлов университет в Праге, первый славянский университет, а в 1631 году – Киевская коллегия (впоследствии – Киево-Могилянская коллегия; Киево-Могилянская академия).

Какой же университет считается первым в России?

Это спорный вопрос среди историков. Фактически первым классическим университетом и по структуре, и по наполнению учебных планов, стал Московский в 1755 году. Формально же Академический университет в Санкт-Петербурге, основанный при Академии наук в 1724 году, впоследствии закрытый. Возрожден он был уже в XIXвеке. При этом популярные публикации в интернете указывают на Славяно-греко-латинскую академию, основанную в 1687 году в Москве и известную благодаря ее выпускнику Михаилу Ломоносову. Оставим споры для историков.

В 1724 году император Пётр I издал указ о создании Петербургской академии наук, а при ней Академического университета, который охарактеризовал так: «…есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции, медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают».

До середины XVIII века в организации работы вуза наблюдались проблемы:

  • руководили учебным заведением иностранцы;
  • преподавали на латинском и немецком языках зарубежные ученые;
  • бывали периоды, когда совсем не было российских учащихся;
  • для обучения использовались случайные помещения;
  • учебная программа не выполнялась;
  • классов было всего три: математика, физика и «гуманиоры».

Ситуация существенно улучшилась в середине XIXвека, особенно в 1758-1765 годы, когда ректором был Михаил Ломоносов. Университет переехал в дом барона Строганова, был упорядочен учебный процесс в соответствии с европейскими традициями, организованы занятия по русскому языку и российской истории, увеличено количество российских студентов, которые стали получать стипендии. Студенческий состав университета был демократичным: дети городского и сельского духовенства, писарей, лекарей, солдат.

Неизвестный художник. Портрет Михаила Ломоносова. XIX век. Холст, масло. Рест. в ВУИАХМЗ в 1989 году. Реставратор И. С. Юдина.
Неизвестный художник. Портрет Михаила Ломоносова. XIX век. Холст, масло. Рест. в ВУИАХМЗ в 1989 году. Реставратор И. С. Юдина.

В 1766 году университет был объединен с Академической гимназией в Училище Академии, то есть по факту прекратил существование. Только в 1819 году Александр I приказал восстановить университет в Петербурге, который уже в 1821 году был удостоен звания Императорского.

Поскольку в XVIII веке академик Михаил Васильевич при организации работы университета в Санкт-Петербурге сталкивался с сопротивлением иностранного руководства Академии наук, он инициировал открытие университета в Москве. Фаворит императрицы Елизаветы Петровны Иван Шувалов передал предложение ученого. И уже 12 (25) января 1755 года (в День святой Татьяны по православному церковному календарю) императрица подписала указ об основании Московского университета. Сейчас 25 января отмечают День российского студенчества.

В новом университете профессора читали лекции на латыни и русском языке, было открыто 3 факультета: философский, юридический и медицинский (богословского факультета не было, так как подготовка священнослужителей Русской Православной Церкви осуществлялась в специальных духовных образовательных учреждениях), были образованы первые научные сообщества.

Обучение в Московском университете очень напоминало современную систему. Лекции читались в будни, для желающих – дополнительные курсы. Регулярно проводились заседания кафедр, конференции. Студенты с юных лет могли участвовать во всех научных мероприятиях наряду с преподавателями, пользоваться фондами университетской библиотеки.

На лекциях профессоров и диспутах студентов могли присутствовать жители города. Профессорский и студенческий состав университета был демократичным, как отмечено в указе о его открытии: «для генерального обучения разночинцев», поэтому учились выходцы из всех сословий, кроме крепостных крестьян. Да и среди профессоров были представители разных сословий.

Помимо классических университетов, Россия XVIIIвека знала еще различные школы: навигационную, медицинскую, горную и другие, высшие классы которых давали дворянским детям знания соизмеримые с современным высшим образованием.

Российская империя нуждалась в специалистах. Последующие годы развития нашей страны привели к росту количества высших учебных заведений, которые с 1802 года подчинялись Министерству народного просвещения, а во внутренней жизни опирались на Устав.

Славу России в дореволюционный период принесли такие университеты как Казанский, студенты которого могли выбрать наибольшее количество направлений подготовки (факультеты: математический, химический, медицинский, лингвистический, геологический и ботанический); Дерптский или Юрьевский, Харьковский, Новороссийский, Ремесленное Учебное Заведение, ныне известное как Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана и другие.

Многие студенты вузов Российской империи стали великими преподавателями, наставниками целой плеяды ученых. В историю вошли два Нобелевских лауреата: Иван Петрович Павлов (1904) и Илья Ильич Мечников (1908).

Всего же в дореволюционный период было открыто около сотни вузов, без учета духовных учебных заведений, Высших женских курсов, где девушки могли прослушать полный курс, училищ.

Если говорить о высшем женском образовании, то только под давлением общественного мнения в 1859 году правительство разрешило женщинам посещать лекции в университетах в качестве вольнослушательниц. Благодаря инициативе великих ученых Ивана Сеченова, Андрея Бекетова, Дмитрия Менделеева открыли Арчинские курсы в Петербурге, Лубянские – в Москве. В 1872 году профессор Московского университет Владимир Герье открыл Высшие женские курсы в Москве, и в том же году появились Высшие женские медицинские курсы в Петербурге. В 1878 году открыли курсы, которые возглавил профессор русской истории Петербургского университета Константин Бестужев. А в 1896 году известный общественный деятель Пётр Лесгафт открыл курсы воспитательниц и руководительниц физического образования.

Занятия на курсах вели известные профессора, которые работали безвозмездно. Высшие женские курсы были также созданы в Киеве, Казани, Одессе.

Интересные факты:

  • В 1745 году в Академическом университете в Санкт-Петербурге обучались только четверо студентов.
  • Материальную помощь Московскому университету в XVIIIвеке оказывали меценаты – семьи Демидовых, Строгановых и другие.
  • В 1879 году утвердили правила поступления девушек на Бестужевские курсы. Необходимо было предоставить не только документы об окончании учебного заведения, дающего права быть наставницей (гимназия, Институт благородных девиц и прочее), но и предъявить справку о политической благонадежности и согласии родителей или опекунов.

Учиться, учиться и еще раз учиться

-6

В советский период истории была не только ликвидирована безграмотность в стране, но и расширились возможности получения высшего образования всеми слоями населения.

В первые годы советской власти руководство страны осознавало, что необходимо выстроить совершенно новую систему высшего образования, которое будет доступно широким слоям населения, в равной степени мужчинам и женщинам.

«Недостаточно безграмотность ликвидировать, но нужно строить народное хозяйство, а при этом на одной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громадное повышение культуры», – писал Владимир Ленин.

В 1920-е годы резко увеличилось количество студентов в вузах. Подготовка рабочих и крестьян для обучения на высшей ступени проводилась на подготовительных курсах при вузах, а позднее на рабочих факультетах (рабфаках). Важную роль в подготовке научно-педагогических кадров для вузов сыграл Институт по подготовке Красной Профессуры.

В 1930-е годы сделали ставку не на количественные, а на качественные показатели в высшей школе. В 1937 году учредили специальное ведомство по руководству высшей школой – Комитет по высшей школе вместо главка в составе Наркома просвещения. Подняли престиж высшей школы, преподавательского состава, стали издаваться на конкурсной основе учебники для вузов, подготовленные лучшими профессорами страны.

Совершенствование системы высшего образования продолжалось и в послевоенный период, который также отмечен ростом количества вузов в стране. К 1970 году уже насчитывалось более 800 вузов.

Распад Советского Союза заставил высшую школу России искать новые механизмы организации учебного процесса, расширять вариативность учебных программ. Характерной чертой эпохи стали коммерциализация, массовизация и цифровизация учебного процесса. Однако, по сей день, как и в эпоху Средневековья, студент ищет своего педагога, который посвятит его в тайны Бытия и станет проводником в нашем непростом мире.

#ЗадачаСоЗвездамиРУДН

@minobrnauki