Вернусь в мексиканские "прерии и пампасы" , т.е. к экскурсии Чичен-Ица 5+ ( https://www.ekskursiivmeksike.ru/obedinennaya-prog... ). Правда, окружающая нас сельва никак не напоминала ни пампасы, ни прерии. Но из песни слов не выкинешь, разве, что своих добавишь, слегка фальшивя. (или не слегка). Итак, помахав рукой плантации агавы и "живительному источнику" текилы, мы отправились в город индейцев майя Коба. Дорога от текилы до города заняла около 40 минут. Коба встретила нас башней, с которой можно было прокатиться вниз по тросу. Но сие нас не сильно привлекало, тем более, что нас впереди ждала поездка в парк Эксплор, где этого развлечения... Но об этом позже.
Немного о самом городе. Тут привлеку интернет ресурс https://ekskursiimeksika.ru/coba-meksika/
"Коба в Мексике развернулась в 47 километрах от Тулума и занимает приблизительную площадь в 10 кв.км. Основное ядро составляют ветхие кварталы, с присвоенными наименованиями Коба, Нохох Мул, Чумук Нул и Маканксок. Город населялся майянцами от доклассического до постклассической фазы. Рассвет произошел с 800 до 1000 г. н.э. В промежуток 600 и 800 г. н.э. была построена транспортная дорожная сеть, связывающая Кобу с Яксуном, дислоцированном в 100 тыс. метрах, и с Иксилом, примерно 19 км. Протянувшиеся до настоящего времени исследования дозволяют определить, что древнейшая Коба имеет долгую историю в период доиспанской оккупации, кой началась около 200 — 100 г. до РХ. Тогда посреди сооружений красовались низкие платформы, деревянные и пальмовые сооружения.
С течением времени они не сохранились. Единственные доказательства — керамические фрагменты с изображением древнейшего цикла. В 100 г. н.э. пристанище Коба заметно растет демографически, социально и политически. Мегаполис явился крупнейшим и наиболее влиятельным на севере Юкатана с 200 по 600 г.н.э. Муниципалитет осуществлял обширный территориальный контроль, что позволило доминировать в нынешнем штате Кинтана-Роо и в частях восточного Юкатана. Очевидно, что мощь основана на управлении крупными сельскохозяйственными, крестьянскими и водяными районами, а также на межхозяйственных рыночных маршрутах. Внутрирегиональная Коба в Мексике контролировала несколько серьезных портов, таких как Xel-Ha, Xcaret. О тех давних временах понятно не много и поэтому предполагается, что античная Коба поддерживала тесные контакты с великими селениями Гватемалы и южной части Кампече. Посреди них Тикаль, Дзибанче или Калакмуль. Для поддержания властности в мегарегионе верховные владыки создавали военные и супружеские элитарные альянсы. Все изменилось, с момента становления ритуального центра Чичен-Ица. Региональный авторитет перешел к нему. Развитие итцайцами региона и изменило статусность громадных городов. Коба не исключение.
Развитие экономических и политических связей способствовало развитию и независимости. Запасы природных ресурсов питали обывателей. Древняя вера, каноны сообщества Майя прослеживаются и здесь. Существуют и иероглифы, повествующие его историю. Нонче, весомые обособления не похожи на прежние. Большинство зданий таится под природными насыпями. По милости Кобы родилось мнение, о сокрытии незыблемых комплексов в компоненте миграции и оставлении города. Теоретически миф не подтвержден, а находки не позволяют утвердить или разрушить легенду."
Должен сказать, что из четырех вышеназванных кварталов мы посмотрели только Нохох Мул с одноименной пирамидой. Фотография взята со страницы ФБ моей московско-мексиканской коллеги по сайту "Непутевые заметки" Галины.
Ранее на эту пирамиду, высотой 42 метра можно было подняться. Но оказалось, что сейчас подъем на нее запрещен. Причем, самое смешное, запрет обоснован ковидом. Какая связь между этими двумя мероприятиями??? Понять сие трудно, но ... Что есть, то есть. Дорога к пирамиде началась с пешеходной аллеи,
заканчивающейся у невысоких пирамид.
Возле них роились многочисленные местные "рикши" - как они именуются в Мексике - ???
Александр рассадил группу в "кибитки", а сам оседлал велосипед и помчался вперед.
Наш рикша оказался "азартным Парамошей". Они мчался вперед со скоростью местного ветра, соревнуясь с коллегами в скорости доставки наших тел к цели. С одной стороны это было весело. С другой, это несколько мешало фотосъемке строений, пролетавших мимо. Но все равно, что-то в объектив попало. Правда, строения стояли на месте - пролетали мы.
Довольно быстро мы оказались у подножья пирамиды.
У пирамиды была высокая конкуренция фотомоделей, пытавшихся оказаться в единственном числе на фоне объекта. Это мало кому удавалось. И меньше всего это удавалось самой пирамиде. Но все таки ей это удалось.
Тут же подкатила группа импозантных чернокожих американок, которые с удовольствием позировали перед камерами.
Причем, не только индивидуально, но и с нами. Видимо- в целях укрепления российско-америконегритянской дружбы.
Времени на осмотр было крайне мало. Удалось лишь слегка побродить по окрестностям пирамиды. Засняв стелу с надписями.
Правда, с прочтением "манускрипта" возникли большие проблемы. Разобрать написанное не удалось по двум причинам. Первая, главная, часть надписи оказалась уничтоженной. И вторая, полное не знание мною майянского языка и письменности. Поэтому мы поверили Александру, который сказал, что это история правления одного из местных вождей. Компьютеров у майя тогда не было. С бумагой была напряженка, вот и приходилось писать историю на камне.
Далее мы "оседлали" рикшу и помчались обратно, обгоняя конкурентов. За что рикша был вознагражден некоторой суммой.
А нам на встречу к пирамиде везли новую "порцию" амеронегритянок.
Покончив с эксплуатацией местного населения, мы пересели в свой автобус и за очередные 40 минут "телепортировались" город майя Тулум. Где нас встретило предложение пройти тест на ковид. Предложение было не навязчивым и не обязательным. Просто попалось на глаза.
В Тулуме рикш не предвиделось и аллею по сельве мы преодолевали самостоятельно.
Фотоколлекцию рептилий, ранее представленных многочисленными игуанами, разбавила ящерица Линдгольма. Не уверен, что определил правильно, но судя по всему это именно этот вид.
Немного о городе Тулум, опять-таки из НЕТ-а. - "Древний город майя Тулум — одно из наиболее известных археологических мест на побережье штата Кинтана Роо, расположенное в 120 км к югу от Канкуна и в 80 км от Плайи-дель-Кармен — главных курортов Мексиканского побережья. Это уникальная крепость майя, сохранившаяся до наших дней. Уникальность Тулума — в географическом положении. В отличие от остальных городов майя, спрятанных в сельве, Тулум расположен на берегу Карибского моря и частично на обрыве. Он привлекает туристов не только древними руинами, но и роскошными пляжами и тропической природой. Тулум — относительно небольшой город в сравнении с аналогичными археологическими зонами полуострова Юкатан. Город ведет свою историю с 564 года н. э. Его основной функцией являлась оборона со стороны воды, поэтому и обнесен он крепостной стеной, а основные здания стоят на 12-метровом обрыве, уходящем в море. Город был полностью самостоятельным: на случай осады в нем имелось все для жизни, включая собственный сенот, дававший жителям пресную воду. Сейчас он пересох и закрыт, но в свое время это был настоящий природный колодец. Туристов встречает Храм ветров — небольшое сооружение на берегу моря. Оно спроектировано таким образом, чтобы оповещать индейцев о приближении грозы или шторма. Когда надвигалась непогода, порывы ветра, попадая внутрь помещения, издавали специфические звуки. Из достопримечательностей археологического центра Тулум выделяется Храм фресок. Он имеет два этажа в высоту и известен сохранившимися фресками майя. Но наиболее значимая постройка города — Эль-Кастильо (Дворец). Это самая узнаваемая достопримечательность: именно Эль-Кастильо виден на всех панорамных снимках у берега моря. Он выполнял также роль маяка для тех, кто плыл к берегам майя. Также в археологической зоне есть обсерватория, религиозные помещения и сторожевые башни, расположенные по бокам крепостной стены. В центре комплекса расположен один из самых необычных храмов — Дом Чултун (Casa de Chultun) в переводе с языка майя означает «место для сбора дождевой воды», в нем размещалась ёмкость для этой цели. Помимо архитектуры майя, Тулум богат и местной фауной: здесь туристы знакомятся с большими варанами и коати (носухами). Они встречаются на всей территории комплекса в большом количестве и позволяют себя сфотографировать, почти не боятся людей." https://www.tourister.ru/world/america/mexico/cit...
Должен заметить, забегая вперед, что с игуанами у нас было все хорошо, а вот с коати не сложилось. Видимо мы попали в их "выходной день".
Местный сенот был расположен довольно высоко по отношению Ит-Киль, что и вызвало у меня сомнения в версии о расположении сенотов на одном уровне.
Эль-Кастильо (Дворец).
Бутылочная пальма
Дом математиков и астрономов.
Дома, обрабатывая фотографии, обнаружил еще одну игуану, гревшуюся на камне.
Храм Ветров
Дорожку пересекла симпатичная змейка. Если верить фотографиям в интернете - сие симпатичное создание именуется мексиканской королевской змеей. Кстати, весьма ядовитой. Последнее мы не проверяли. Правда, создание было весьма юным (если я правильно определил вид). Да, и убегала она быстро. Поэтому отснять её детально не удалось. Правда, по иной версии эта гадючка была местным безобидным ужиком… Но на кус и цвет … гадючкам НЭТ.
Все хорошее заканчивается очень быстро. Иногда слишком быстро. Закончилась и наша экскурсия. На выходе нас ждала еще одна вышеупомянутая ящерица, имени вышеупомянутого Линдгольма.
До Плайя дел Кармен было около 70 км, которые пролетели довольно быстро. Следующий день у нас был посвящен пляжу. Мы отходили от трех экскурсий подряд. Хотя, не могу сказать, что мы как-то устали.