Предстоящая на этой неделе встреча президента США с председателем КНР — наиболее ожидаемое политическое событие уходящего года. Байден встретится лично с президентом Китая Си Цзиньпином впервые за год в среду во время саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско. Это будет всего лишь вторая личная встреча двух лидеров с тех пор, как Байден вступил в должность в январе 2021 года.
Точки над i
Эксперты, политологи и политики всего мира надеются, что именно она расставит точки над i в понимании стремительно формирующегося американо-китайского клинча и приоткроет завесу над будущим всего неспокойного мира.
Это неудивительно, учитывая, что к настоящему моменту мир стоит на грани (а скорее, уже переступил ее) новой глобальной реальности, переход к которой сопряжен с войнами, кризисами и катастрофами.
Многие наблюдатели уверены, что только нынешние «капитаны вселенной» могут пролить хоть какой-то свет на то, что ждет мир в самой ближайшей перспективе, и сделать так, чтобы это будущее не оказалось для него фатальным.
Ожидается, что на встрече Байдена и Си Цзиньпина будут обсуждаться глобальные вопросы — от войны между Израилем и ХАМАС, конфликта России и Украины, связей Северной Кореи с РФ, Тайваня и Индо-Тихоокеанского региона до климатических изменений, прав человека, искусственного интеллекта и «социальной справедливости».
К сожалению, если принять во внимание широчайший список тем и формат встречи, заявленный как «на полях», нет уверенности, что сторонам удастся прийти к конкретным решениям хотя бы по одному из этих пунктов. С другой стороны, любой контакт между хозяевами мира, отношения между которыми все дальше от идеальных, можно считать достижением и шагом в сторону от пропасти.
США и Китай будут дружить армиями?
Завесу тайны над некоторыми аспектами предстоящих переговоров приоткрыл советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан. Вчера он заявил, что Джо Байден намерен восстановить военные связи с Китаем.
«Президент полон решимости добиться восстановления связей между военными, поскольку он считает, что это отвечает интересам национальной безопасности США. Нам нужны эти линии связи, чтобы не было ошибок, просчетов или недопонимания»,— сказал Салливан в интервью программе CBS «Face the Nation».
По его словам, восстановление военных связей может иметь место на всех уровнях — от высшего руководства до тактического оперативного уровня, а также «на воде и в воздухе в Индо-Тихоокеанском регионе».
В ходе передачи «Состояние страны» на CNN Салливан заявил, что Байден будет стремиться «продвигать мяч» в военных связях во время встречи с Си, но воздержался от раскрытия каких-либо подробностей.
«Китайцы фактически разорвали эти связи. Президент Байден хотел бы восстановить их. Это главный пункт повестки дня»,— сказал Салливан.
Отношения между двумя странами стали ухудшаться после того, как в феврале Байден приказал сбить китайский шпионский воздушный шар, пролетавший над Соединенными Штатами.
Китай исчерпал себя?
Основой позиции американской стороны в предстоящих переговорах может стать постулат достижения пика действующей в Китае экономической модели и предстоящего неизбежного ее кризиса с неизвестными перспективами. Этот подход автоматически делает переговорную позицию США более выгодной по сравнению с китайской, и эта точка зрения весьма популярна среди многочисленных экспертов.
По словам эксперта по китайской политике в Городском университете Гонконга Дуншу Лю, желание Пекина снизить напряженность в отношениях с США является частью явной тенденции.
«Я думаю, что это отчасти связано с тем, что в Китае наблюдается экономический кризис. Китай сталкивается с огромным давлением, и ему необходимо, по крайней мере, убедить иностранных инвесторов и зарубежные страны в том, что Китай по-прежнему готов быть открытым миру»,— говорит Дуншу Лю.
Действительно, все больше усиливается ощущение, что лучшие годы Китая остались позади. Это отчасти подтверждается волной ностальгии, которой была встречена недавняя кончина сторонника либерального экономического управления Ли Кэцяна. В последнее время он был единственным человеком у власти, который бросал вызов методам Си в проведении экономической политики.
Последствия деятельности китайского лидера уже сегодня проявляются в виде долгового кризиса, обрушения рынка недвижимости, сокращения зарплат в ряде регионов и 20-процентной безработицы среди китайской молодежи.
Все это объясняет, почему саммит готовится так тщательно: китайские чиновники обеспокоены имиджем Си, который будет создаваться дома, и о любых возможных протестах.
В США
В Штатах предстоящая встреча тоже вызывает много вопросов, включая обвинения республиканцев в том, что Байден и его команда стали мягче по отношению к Китаю. Впрочем, большинство аналитиков утверждают, что Байден, во всяком случае, был жестче по отношению к Китаю, чем его предшественник и вероятный соперник на выборах в следующем году Дональд Трамп.
«Администрация Байдена на самом деле довольно последовательна и ясна в части взаимодействия с Китаем по вопросам, в которых у нас есть взаимные интересы, и в том, как мы планируем с ним конкурировать. Китаю эта встреча нужна с внутренней точки зрения больше, чем США»,— говорит бывший главный советник и торговый представитель президента Барака Обамы Майкл Фроман.
Тайвань
Острейшим вопросом, который неизбежно будет обсуждаться на встрече двух лидеров, остается Тайвань. После начала российско-украинского конфликта в Вашингтоне возросла обеспокоенность тем, что Си намерен осуществить военное объединение острова с материком. Этому способствуют и прозрачные намеки Пекина на то, что применение силы в этом вопросе не исключено.
Китай сегодня обеспокоен тем, что США отказались закрыть глаза на давнюю политику «единого Китая» и что поддержка независимости Тайваня усиливается. Несмотря на заверения Вашингтона в том, что ничего не изменилось, эти опасения усугубились после обещаний Байдена защитить остров в случае вторжения Китая.
По мнению китайских аналитиков, Си хотел бы публичных заверений в том, что США по-прежнему придерживаются политики «единого Китая». Однако сегодня становится все более очевидно, что США не готовы мириться с силовым присоединением острова, каким бы «единым» ни представлял Китай Си Цзиньпин.
«Некоторые американские политики пытаются сформулировать это как проблему, касающуюся различных политических систем и ценностей, или сделать это вопросом доверия к лидерству США в регионе. Подобные представления очень опасны»,— считает президент Шанхайского института международных исследований Чэнь Дунсяо.
Вполне вероятно, что китайская и американская стороны попытаются обсудить и темы Ближнего Востока и Украины. Однако, учитывая ограниченное время и чрезмерно широкий круг заявленных вопросов, последняя тема, вероятно, будет обсуждаться по остаточному принципу.