Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Красный террор" в Евпатории (который по сути, не только красный)

Выскочил очередной смешной комментарий: «Вы только аффтару не верьте! Нашу историю не отмоешь...». Ну, не знаю, может ихнюю «потустороннюю» историю, может, и не отмоешь, а нашу и отмывать не нужно. Нужно просто сказать как есть, а не играться в идеологические игры. Автор отлично понимает, что вся истерия вокруг нашей истории связана только с одним: со стремлением «потусторонних сил» ослабить и расколоть стану. Но комментарий позабавил. И показал, что «Аффтар» делает все правильно (просто наступил некоторым "агитаторам" на "пищательные шарики").

Ибо, отчего ж автору не верить-то? От того, что показал, что авторы в «Википедии» пишут «идеологические оперы»? Дык, это факт. Я четко и ясно показал, что это так (и не раз) .

Автор не отступает от доступного ему фактического материала, он лишь иногда позволяет себе обратить внимание на определенные детали, на которые обычно читатели внимания не обращают. Просто поскольку материала у автора много, он может видеть ситуацию чуть объемнее, с разных сторон.

Кому-то может показаться, что автор вообще «комми» (само по себе использование данного слова в лексиконе явно выдает в комментаторе иностранца). Нет, автор не «комми», автор просто видит «альтернативную правду» и вынужден показывать нечистоплотность ее авторов.

Да, писать о Гражданской войне вообще сложно, а о Гражданской войне в России писать особенно сложно, ибо достоверных источников минимум. По этому поводу идут идеологические качели: сначала советские публикации «лакировали» нашу историю, теперь «потусторонние» силы стараются ее извратить, показать, что русские всегда были дикими варварами, и история у нас кровавая…

Это ж как нужно не любить свою страну, чтобы выдавать эмигрантские выдумки за «реальную историю»? Ну, я все понимаю, эмигранты, сбежали из России (пардон, уехали из страны в поисках лучшей жизни), им нужно оправдать свой поступок, они изо всей силы доказывают, что в той стране, которую они покинули, творится Содом и Гоморра. Но, нужно же фильтровать информацию. Нужно отделять «злаки от плевел».

Я не собираюсь писать о том, что все были «белыми и пушистыми», но при этом не нужно демонизировать наш народ и его историю. Сейчас читая исторические статьи из «Вики…» выносишь только один вывод «Русские вообще звери, а комиссары, это звери из зверей, воплощение всех (зачеркнуто) плохих черт народа» . И вообще это все придумали не русские, а настоящие русские вынуждены были бежать за границу, и…

Прабабушка моя имела все шансы и предпосылки, чтобы отплыть из Севастополя за моря, но она сказала: «За морем для меня земли нет!». Да, она вышла замуж за обычного клепальщика с Морзавода.

Периодически они ругались по поводу Советской власти. «Вот если бы не твоя советская власть, мой сын мог бы стать офицером!» На что прадед ей отвечал: «Молчи, старая, твой сын и так стал офицером!». Да, мой дед закончил ВМУ БО и стал офицером, дослужился до подполковника, но… (это совсем другая история).

Слушайте, народ наш очень добр, и чтобы он озверел, нужно было очень долго стараться.

Ладно, вернемся к «красному террору», мы посмотрели Феодосию, Ялту (и выяснилось, что ситуация в этих городах, мягко говоря… мифологизирована).

В Евпатории ситуация сложнее. Нет, совсем не потому, что меня чем-то «не устраивают» произошедшие в те далекие годы события. Я давно вышел из того возраста, когда «болеют» за ту или иную сторону. Что произошло, то произошло. Проблема в том, что современная «история» пользуется тенденциозными документами, не понимая их направленности.

Мы уже говорили о том, что верные Совету Народных Представителей войска захватили Евпаторию. Ну, если точнее, то 6-й эскадрон 1-го Крымского полка, под командованием Б.В. Отмарштейна (тоже чистый татарин), при содействии коменданта Евпатории А.В.Выграна, действительно сумели разоружить гарнизон. Чуть-чуть об этих людях.

Полковник А. Н. Выгран (дворянин Тавирической губернии, сын генерала) прибыл после тяжёлого ранения к семье в Евпаторию в конце 1917 года для окончательного выздоровления. В условиях революционной анархии он возглавил, как старший по чину, сформированную на добровольных началах Евпаторийскую офицерскую дружину, в которую записалось до 150 местных офицеров. Правда, возникает наивный вопрос: что делали 150 офицеров (и это только записавшиеся), по сути, штат одной пехотной дивизии в Евпатории, (но это вопрос риторический).

Отмарштейнов в Русской Императорской армии было несколько. Более того, только в Крымском конном полку их было двое. Были три брата: Борис, Глеб и Георгий (и все они дворяне, все сыновья отставного генерала, потомка шведов в Украине). Старший, Георгий, стал украинским националистом: воевал в армии ЦР, командовал эскадроном сечевых стрельцов, воевал потом в армии Украинской державы, с 01.04.1920 года он начальник штаба Украинской бригады в Чехословакии. С 29.09.1920 года – врио начальника учебного управления войск Генерального штаба УНР. С 06.1921 - начальник Партизанско-Повстанческого штаба Юрия Тютюнника. С 10.1921 года – начальник штаба Украинской повстанческой армии Ю. Тютюнника, на этой должности принимал участие во Втором Зимнем походе (04.11. – 19.11.1921). В 1920 – 1921 года, один из организаторов Украинской Военной организации на территории западной Украины. Убит Георгий Васильевич Отмарштейн, 2-го мая 1922 года, при невыясненных обстоятельствах поблизости лагеря интернированных войск армии Украинской Народной Республики, в Щеперно (Щепiорно), в Польше. Похоронен в польском городе Калише, но он нас пока не интересует.

Глеб Васильевич Отмарштейн, В декабре 1917 года – январе 1918 года, младший офицер 6-го эскадрона 2-го дивизиона составе 1-го Крымского конного полка (Вики, видимо специально, называет его «крымскотатарским») в боях с большевиками в Крыму, под городом Евпаторией. Но это не он, а его брат.

Православный. Великоросс. Происходил из обрусевших шведов, потомственных дворян – древнего рода Отмарштейн. Родился Отмарштейн Борис Васильевич 10-го мая 1893 года, в городе Тирасполе Херсонской губернии. Окончил Пажеский корпус. Командир 6-го эскадрона. (С 21.04.1918 года, в гетманской армии Украинской Державы, помощник командира Лубенского конно-казачьего (позже Сердюцкого) полка (с 21.04.1918). Застрелился 11-го марта 1919 года, при переходе полка на сторону ВСЮР.

Итак, цитирую «Вики…»:

"Евпатория стала ареной гражданской войны ещё с двадцатых чисел декабря 1917 года. Большевизированный евпаторийский гарнизон разоружался национальными частями крымских татар — «эскадронцами»". (По поводу «эскадронцев», я ни одной татарской фамилии среди офицеров 6-го эскадрона не нашел, так что не нужно становиться на националистические рельсы). Что касается «разоружения»…

Начинать нужно с него. Давид Лейбович Караев был не единственной жертвой «белого террора» (использует «симметричный» термин). Даже «Вики…» признает: «Офицерская дружина Евпатории между тем разоружала расположенные в городе воинские части и сформированные отряды Красной гвардии. При этом было расстреляно несколько арестованных красногвардейцев». По документам, было расстреляно 19 человек. Некоторых расстреливали прямо у ворот их домов (большую часть фамилий удалось восстановить).

Смотрим еще документы. «В школе противоаэропланной стрельбы расчет 3-дюймовой пушки, стоявшей на станке системы капитана Б.В. Иванова, при двух офицерах, попытался изготовить орудие к стрельбе, но был изрублен тут же у лафета орудия…» Запомним эту фразу. Были двое убитых в отделе воздушной стрельбы в авиашколе воздушного боя.

-2

Потом, действительно нашли Д.Л.Караева, закопанного в песке (не буду пересказывать все подробности). Он шел на переговоры со штабс-капитаном Новацким, с просьбой отпустить 28 человек, арестованных офицерской дружиной. И об этом знали все. Условие было чтобы он пришел один и без оружия. (Кстати, судьба арестованных тоже не очень понятна). Но об этом никто не пишет. Советские источники не писали, потому что все должно быть красиво, «белым» и «эмигрантам» об этом писать не выгодно.

В ответ на эту акцию Севастополь прислал корабли с десантом моряков. 14 (27) января 1918 года, на транспортном судне «Трувор», гидрокрейсере «Румыния», буксирах «Геркулес» и «Данай» на рейд Евпатории из Севастополя прибыл отряд революционных матросов и красногвардейцев.

«Трувор» - пароход РОПИТа зачисленный в 1-й дивизион бригады траления (о нем отдельный рассказ). Всего было доставлено 878 моряков и 250 красногвардейцев.

Части «эскадронцев» и остатки «офицерской дружины» (фактически, незаконного вооруженного формирования) были выбиты из Евпатории. Сложность была в том, что деваться им было уже некуда, ибо Симферополь уже «краснел» (но это отдельный рассказ).

Далее начинаются «ужасы эмигрантских воспоминаний», изобилующие подробностями, коих никто никогда не видел, и видеть не мог, ибо территория Хлебной пристани была оцеплена красногвардейцами. В плен было взято 36 человек. Действительно, по приговору революционного трибунала, пленные были расстреляны на борту «Трувора».

Далее следует опять рассказ про 800 арестованных (цифра уж больно одинаковая везде получается) из коих 300 расстрелянных (якобы все офицеры). Господа, ну, если объективно, то даже 150 офицеров для маленькой Евпатории, это очень много. Все население Евпатории на тот момент, 14 тысяч душ, включая старух и грудных младенцев.

По документам, в ходе проверки были арестованы 28 человек, из коих 19 были отпущены. Остальные 9 человек, задержанных с оружием, были действительно расстреляны в тюрьме 24 января (6 февраля). Фамилии их тоже известны (пятеро из них – офицеры). Потом нашли еще 19 человек (но уже на суше, в том числе 7 в районе свалки). Все остальное домысел.

Да, я знаю, про то, что проводилось целых три расследования. Было расследование при правительстве генерала Магомета (Матвея, Мацея) Сулькевича (о нем чуть позже), Было расследование А.И.Деникина, было еще одно «независимое расследование». С отдельными документами по «расследованию» познакомиться все же удалось. Что можно сказать? Во-первых, речь идет не о 300 «случаях», а о 32 (будем считать, что остальных не нашли). Во-вторых, два расследования (из трех) были проведены крайне тенденциозно (с третьим заключением познакомиться не получилось, не нашел).

Ну, о том, что во всем виноват некий «севастопольский рыбак Павка», (которого, потом, никто не видел и никто не знает, куда он делся) уже писалось. Есть другие странности.

Например, по заключению эксперта минимум в трех случаях был удар шашкой сверху, но…

В десанте кавалеристов как бы… не было. В 11 случаях однозначно был явный криминал с более поздним сроком. Опираться на подобные «расследования» нужно крайне осторожно. В этих «расследованиях» очень многое шито «белыми нитками», очень много натяжек. В общем, все свалили на «красных». Нет, я никоим образом не оправдываю террор, токмо он родится не на пустом месте. Вообще, чтобы было понимание, ситуация в Евпатории даже в 30-м году очень похожа на «лихие 90-е», когда «комбед» пытается отобрать зерно, чтобы накормить людей, а кулаки «закрывают» весь «комбед» у себя в подвале, и пытают его членов. (Ладно, это история отдельная) Просто нужно понимать еще особенность этого района. Но, дело больше даже не с «особенностях». К сожалению, действительно, разворачивалась война, в которой победителей быть по определению не могло.

Очень много негатива выплеснуто на семью Немич, некоторые члены которой были сотрудниками ревтрибунала. Сейчас очень много грязи льется на членов того. Зачем? Никто ж не льет грязь на тех, кто убивал красногвардейцев в Евпатории. Это часть нашей истории, социальный конфликт, о котором можно только жалеть, ибо виновно в этом конфликте то правительство, которое довело страну до революции. Ладно. Раз рассказали о «белых», расскажем и о «красных».

Семья Немич достаточно интересна. Начнем с того, что все они были детьми полицейского урядника. Что такое урядник? Чин сей не маленький, но своеобразный, сельским населением ненавидимый. Почему? «Полицейские урядники предназначались в помощь становым приставам «для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора сотскими и десятскими». Именно они «выколачивали» недоимки.

Полицейский урядник должен был соответствовать достаточно высоким физическим и интеллектуальным требованиям. Так, урядник должен был уметь составлять протоколы, то есть обладать определенными правовыми знаниями. Прослужившие на этой должности не менее 5 лет и выдержавшие установленные законом испытания, могли быть назначены на более престижные полицейские должности, даже если по общим правилам не имели права вступления в государственную службу. Но в семье, судя по всему назрел «конфликт отцов и детей». Максим Немич – осужден за революционную деятельность, осужден к бессрочным каторжным работам, но в 1908 году убит в тюрьме «стукачами» «при невыясненных обстоятельствах».

Антонина Немич привлекалась за участие в революционных выступлениях 1905 года. Как пишет «Вики» «Вела борьбу за права женщин, организовала кружки и объединения, столовую для рабочих и их детей. В помощь городскому приюту придумала «экспроприацию молока» — вместе с группой соратников в базарные дни подстерегала на дороге крестьян, ехавших на рынок, и «убеждала» их поделиться продуктами питания в пользу приюта». Была в трибунале на «Труворе».

Семен Немич участник Первой Мировой, полный Георгиевский кавалер после возвращения в Евпаторию, командир отряда красной гвардии, тяжело ранен на Перекопе.

Варвара Павловна Немич (? — 18 марта 1919) — работала в семейной швейной мастерской. После февральской революции была вовлечена сестрой Антониной в профсоюзную и советскую работу. Распространяла большевистские листовки в казармах, вела антивоенную агитацию. После Октябрьской революции работала секретарём в совете рабочих и солдатских депутатов. Во время проведения красного террора в январе 1918 года была в составе судебной комиссии, заседавшей на транспорте «Трувор» и разбиравшей дела арестованных[1]. Входила в состав военно-революционного штаба — чрезвычайного органа, созданного для борьбы с контрреволюцией. Погибла при тех же обстоятельствах, что и другие члены семьи Немич, расстрелянные 18 марта 1919 года[4].

Юлия Павловна Немич (? — 18 марта 1919) — младшая из сестёр. Работала в семейной швейной мастерской. В 1917 году познакомилась и вышла замуж за Василия Г. Матвеева, большевика, военнослужащего переведённой в Евпаторию Киевской школы лётчиков-наблюдателей и секретаря ячейки РСДРП(б) этой школы. После октябрьского переворота работала в комиссии по распределению конфискованной у «нетрудовых элементов» одежды и продовольствия. Во время проведения красного террора в январе 1918 года была в составе судебной комиссии, заседавшей на транспорте «Трувор» и разбиравшей дела арестованных. Юлия допрашивала заключённых и оценивала степень «контрреволюционности», её муж определял «буржуазность». Погибла при тех же обстоятельствах, что и другие члены семьи Немич, расстрелянные 18 марта 1919 года[1].

Сергей Павлович Немич — младший из братьев. Также принимал участие в большевистском подполье. Был убит в октябре 1918 года. В момент смерти ему было 19 лет

В живых осталась только одна сестра – Евдокия, которая потом поднимала их детей. Глава семьи повесился в 1919 году, не в силах пережить арест и гибель детей. Остальные члены семьи погибли в том самом вагоне. Каком?

«Добрые белые», (после нового пришествия в Крым) год держали 26 «виновных» в описываемых событиях в тюрьме (при этом 7 человек умерло от истощения), потом 19 «виновных», вину которых так и не смогли доказать… (Ладно, процитирую опять «Вики…»)

«Девятнадцать заключённых, в том числе арестованные по делу об евпаторийских казнях, были 14 марта 1919 года погружены в арестантский вагон и поездом отправлены в Керчь. В ночь на 18 марта 1919 года вагон с арестантами на станции Ойсул был отцеплен от основного поезда, отогнан на запасные пути и расстрелян из пулемётов. Все находящиеся в вагоне погибли. Официальным оправданием стало то, что заключённые «были убиты при попытке разоружить конвой»). Зато все «демократично» и по суду…

Грустно и тяжело писать об этой «смуте» (но, видимо, нужно).

Нужно понимать, что… (да, ладно, кому я объясняю, нормальные люди и так поймут, а остальным рассказывать об этой давней трагедии нашего народа и смысла нет, «потусторонние» над нашей историей только поглумятся).