Построить дом, посадить дерево, вырастить сына… Понятно, что дом – это крыша над головой, жилище для семьи. Сын – продолжение рода. А дерево? Дерево – символ. Это и плоды, которыми можно кормиться, и тень, в которой можно укрыться от жары, и олицетворение ежегодного чуда обновления. И память. Недаром генеалогическая таблица зовется древом: корни, ствол, ветви… Помнящий свои корни имеет будущее.
Способность деревьев жить веками, переживая множество человеческих поколений, вызывает восхищение и трепет. Самое древнее на земле дерево растет на юге Чили, это кипарис по имени «Великий дедушка», ему около 5000 лет. Уму непостижимо! Тысячелетнюю историю имеет и традиция сажать деревья в память о людях и событиях. Доказательством тому – дерево Бодхи в Анурадхапуре, в Индии. По легенде, под этим деревом принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Когда дерево погибло, из его семени было выращено другое (в 288 году до н. э.). С тех пор менялись времена, цари, священное дерево уничтожалось – то по воле правителей, то от стихийных бедствий, – но неизменно почитатели Будды выращивали из материнского дерева следующее. Самое долгий период существования дерева Бодхи – 800 лет. Ныне существующее дерево Бодхи было посажено в 1876 году.
Санкт-Петербург – город по историческим меркам совсем молодой, но и у нас есть деревья-ветераны – живые свидетели минувших веков, настоящие хранители памяти. Первенство держат, конечно же, петровские дубы. Страсть Петра I к этим могучим деревьям широко известна, и причина ее была вполне прозаическая: дубовая древесина как нельзя лучше подходила для кораблестроения. Однако царь обладал поистине государственным мышлением, смотрел далеко в будущее, и по его приказу высаживалось огромное количество деревьев для восполнения лесов и парков. В 1708 году, в уже разбитом к тому времени Летнем саду, было высажено 60 взрослых дубов, высотой около 6 метров. Государь лично принимал участие в посадке. Один из этих могучих красавцев стоит в Летнем саду до сих пор. Возраст его – 363 года, высота – 38 метра, обхват ствола более метра. Сотрудники сада уважительно величают его Патриархом. Кто знает, может быть, именно его посадил сам Петр.
Есть 300-летний дуб и в заказнике «Северное побережье Невской губы». Его крона достигает 25 метров в размахе. Неподалеку, в Лисьем Носу, растет еще один дуб петровских времен, а ближе к Сестрорецку расположен знаменитый парк «Дубки», который появился по императорскому велению: тут было высажено около двух тысяч деревьев. Говорят, что 200 саженцев царь посадил своими руками.
Благодаря Петру, появилась и знаменитая Линдуловская роща близ Зеленогорска: в 1738 году по ранее изданному царскому указу бывшая пашня была засеяна семенами лиственницы, привезенными из Архангельской губернии. С тех пор посадки лиственниц разных сортов тут проводились регулярно. Сейчас в роще на площади 23 га сохранилось около 4000 деревьев старой культуры, они достигают высоты 40 м. Вся же Линдуловская роща занимает более 350 га, является памятником живой природы и охраняется ЮНЕСКО.
В великолепных пригородах Петербурга, настоящих жемчужинах мирового садово-паркового искусства, до сих пор живут и другие деревья-великаны – молчаливые свидетели, пережившие смену монархов и крах империи, революции и войны.
Свою лепту в создание парков внес и Советский Союз. Оправившись после Первой мировой и гражданской, страна активно «озеленялась» воплощая идею города-сада. В 30-е годы в Ленинграде было запланировано строительство двух мест отдыха для трудящихся: в Московском районе и на Крестовском острове. Фонтаны, советская скульптура в лучших традициях соцреализма, оркестр на эстраде, шахматисты на скамейках, мамочки с колясками, детвора на аттракционах… Но мирным планам не суждено было воплотиться – грянула Великая Отечественная война.
Страшные испытания, выпавшие на долю ленинградцев и защитников нашего города, были беспримерны. И столь же масштабно после войны возродилась и обрела новое дыхание традиция высадки деревьев: задуманные парки превратились в живые памятники.
В довоенное время на месте нынешнего Московского парка Победы находился кирпично-пемзовый завод №1. С началом войны он был переведен на выпуск военной продукции, но в конце первой и самой жуткой блокадной зимы вынужденно был превращен в крематорий: людей, погибших от обстрелов, голода и холода было так много, что для похорон не хватало ни мест на кладбищах, ни сил, ни человеческих ресурсов. Здесь были обращены в прах тела более ста тысяч жертв фашизма.
7 октября 1945 года на этом месте был заложен парк и проведен первый субботник под лозунгом: «Пускай каждый ленинградец своими руками посадит дерево Победы». Под присмотром специалистов Лесотехнической академии горожанами было высажено 17 тысяч деревьев и 8 тысяч кустарников: от кизильника и спиреи до голубой ели и маньчжурского ореха.
В этот же день, одновременно с Московским, в западной части Крестовского острова был заложен Приморский парк Победы – в честь морских побед, одержанных СССР в Великой Отечественной войне. Здесь проходил не менее массовый субботник – несмотря на пережитые тяготы, ленинградцы с энтузиазмом выходили возрождать город, сажать деревья в память о близких: в Ленинграде не осталось семей, не опаленных войной. Потери страны исчислялись миллионами. Сплав боли и гордости за каждого павшего породил такую мощную энергию, что, думается, это чувство передается на генетическом уровне, по наследству.
В Приморском парке Победы продолжилась прекрасная традиция высаживать деревья в память о важных событиях или в знак признательности. Не зря здесь в 60-х появилась стела с изображением девочки, сажающий росток. Так, на аллее Дружбы растут дубки, подаренные делегациями от городов-побратимов Петербурга. А у японского фонаря весной зацветает сакура, привезенная из Осаки, которая тоже является побратимом нашего города.
В 60-е годы, к 20-летию Победы, вокруг Ленинграда началась реализация проекта «Зеленый пояс Славы». Автор идеи Михаил Дудин – поэт, военный корреспондент, работавший в блокадном городе. Этот проект стал поистине народным, в нем приняли участие и крупные организации, и простые жители-энтузиасты. «Зеленый пояс Славы» объединил рубежи обороны Ленинграда, где были остановлены немецкие войска. На протяжении 200 км в разных точках появились зеленые насаждения и монументы в честь героических сражений (свыше 80 памятных знаков, стел, обелисков, объединенных в мемориальные комплексы). Нередко на монументах выбиты строчки из стихов ("Вы, живые, знайте, что с этой земли / Мы уйти не хотели и не ушли. / Мы стояли насмерть у темной Невы. / Мы погибли, чтоб жили вы." Роберт Рождественский, надпись на мемориале "Рубежный камень"на Невском пятачке). В «Зеленом поясе» деревья также стали настоящими памятниками. В память о погибших моряках-балтийцах на Ораниенбаумском плацдарме появилось 350 туй. А на мемориале «Кировский вал», что тянется через границу Кировского и Красносельского районов, высажена Аллея Славы из 900 берез. Каждая из них символизирует один день блокады.
Память о войне и сегодня продолжается в символичной посадке деревьев. Так, 8 сентября 2021 года, к 80-летии со дня начала ленинградской блокады была создана аллея в Крыму: молодые ребята, участники форума «Россия – страна возможностей», посадили 80 туй.
В наше непростое время, когда сдвинулись тектонические плиты и привычный мир затрещал по швам, самое главное – это осознавать, что только наша память о прошлом, опыт дедов и прадедов, подобно древесным корням, помогут удержаться, сохранить равновесие, не утратить почву под ногами. И поэтому особенно отрадно, что традиция сажать деревья как практика сохранения памяти сегодня набирает обороты.
11 лет существует проект Русского музея «Всероссийская дубрава». По осени в Летнем саду из-под знаменитого петровского дуба-Патриарха собирают желуди и проращивают. Окрепшие саженцы рассылают по разным городам и весям. Около 320-ти «деток» Патриарха растут теперь в Сочи, Владивостоке, в городах Сибири, в Нидерландах, Великобритании и Узбекистане. Около 500 юных «высокородных» дубков высажено в Петербурге.
29 апреля 2023 года Аллею памяти у Пискаревского мемориала пополнили новые саженцы. Это именные деревья, которые были посажены в память о российских солдатах, матросах и офицерах, погибших во время специальной военной операции на Украине. В торжественной посадке приняли участие родные и близкие героев со всех уголков страны.
В моей жизни тоже есть деревья хранители памяти. Моя бабушка посадила под нашими окнами каштан, который ей привезли из Ставрополя, где она провела свое детство. Мне было года четыре. Я недоверчиво смотрела на гладкий блестящий орешек, который бабушка закопала в землю: неужели из такой малости может вырасти целое дерево? Но выросло. Сначала совсем росточек, потом – прутик... Давно нет на свете бабушки, и мамы с папой, и из того дома мы давным-давно переехали. А каштан стоит! Несколько лет назад я его навестила. Обняла, прижалась щекой. И столько всего вспомнилось… Словно с близкими поговорила. Рассказала им, что лет двадцать назад сама посадила дубок на память. Он уже стал высокий, кудрявый. Минут десятилетия, и, даст Бог, мои взрослые внуки вот так же придут к моему дубку и вспомнят обо всех нас.
Галина Илюхина