Найти тему
7Дней.ru

От первой российской анимации до современных мультфильмов: история развития индустрии

Оглавление

Проследили путь становления дореволюционной, советской и российской мультипликации.

   «Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма
«Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма

Погружаем наших читателей в очередной исторический экскурс — на этот раз рассказываем о развитии отечественной мультипликации: от игр с мертвыми жуками до современных проектов для взрослых.

Мультфильмы в дореволюционное время

   «Играющие в мяч клоуны», 1906 кадр из кукольного мультфильма
«Играющие в мяч клоуны», 1906 кадр из кукольного мультфильма

Появлению мультипликации мир обязан французскому изобретателю и популяризатору науки Эмилю Рейно. В 1877 году он представил праксиноскоп — необычный для конца XIX века прибор, который создавал оптическую иллюзию движения нарисованных картинок. В России же анимация появилось спустя почти 30 лет после создания праксиноскопа. В 1906 году балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев представил первые кукольные мультфильмы, которые выглядели как балетные постановки, — «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и «Шутки Арлекина». Однако долгое время о них никто не знал: вплоть до 1995 года работы считались утерянными. Лишь в конце XX века киновед Виктор Бочаров нашел архив Ширяева с первыми анимационными фильмами в истории страны.

Также одним из основателей отечественной анимации считается Владислав Старевич, чьим талантом восхищался даже Уолт Дисней. Он с юношества увлекался энтомологией — изучением насекомых, но среди его интересов также была фотография. Однажды ему удалось объединить две своих страсти и снять свой первый фильм. Осознавая, что заставить живых насекомых играть сюжеты на камеру не получится, он воспользовался своими навыками в энтомологии и работал с мертвыми насекомыми, присоединенными к тонкой проволоке. Старевич управлял героями на миниатюрной съемочной площадке и фиксировал каждый шаг на пленку. Первый его фильм представлял собой покадровую съемку сюжета о сражениях жуков, который впоследствии был высоко оценен как в России, так и в Европе.

   «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912 кадр из мультфильма
«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912 кадр из мультфильма

После этого Старевич снял множество других анимационных работ с участием насекомых, а в 1912 году выпустил для кинотеатров короткометражную сказку «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В ней жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты средневековых романов. Фильм пользовался большим успехом — зрители приходили на сеансы вплоть до революции 1917 года.

Зарождение советской анимации

Работы Старевича задали необычайно высокую планку для будущего поколения отечественных аниматоров. Но наработанные техники были на время заброшены: вследствие начавшейся в стране революции многие специалисты оказались в эмиграции, поэтому развивали анимацию уже в Европе и США.

Однако про анимацию забыли ненадолго — становление советской мультипликации чаще относят к середине 1920 года. Тогда же было открыто Экспериментальное бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии. У его истоков стояли сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Владимир Сутеев, Юрий Меркулов и многие другие — всем им предстояло стать классиками отечественной мультипликации.

   «Межпланетная революция», 1924 кадр из мультфильма
«Межпланетная революция», 1924 кадр из мультфильма

В 1924 и 1925 годах они представили первые анимационные работы «Межпланетная революция» и «Китай в огне», для создания которых использовали вырезанных бумажных человечков и технику покадровой съемки. «Китай в огне», кстати, стал самой продолжительной лентой для отечественного кино на тот момент — его хронометраж составил почти 50 минут.

В то же время открылась анимационная студия «Культкино». За два года ее аниматоры выпустили огромное количество фильмов и рекламных роликов, которые представляли собой сатиру на буржуазное общество и западные страны. Увеличить темпы производства студии «Культкино» позволили шаржевый стиль и техника перекладки, которая представляет собой покадровую съемки фигур из бумаги или картона с передвижением отдельных частей персонажа или элемента. Фильмы для этой студии создавали Александр Бушкин и Дзига Вертов — он впоследствии стал одним из самых известных документалистов советской эпохи.

Детские мультфильмы в СССР

Первые советские мультфильмы в основном носили ярко выраженный агитационный характер. Зачастую они прославляли революцию и советскую власть, а также были излишне авангардными. Однако уже с конца 1920-х на экраны выходили первые мультфильмы исключительно для детской аудитории.

   «Сенька-Африканец», 1927 кадр из мультфильма
«Сенька-Африканец», 1927 кадр из мультфильма

В 1927 году режиссер Иван Иванов-Вано снял анимационные короткометражные фильмы «Сенька-Африканец» и «Каток». Именно они и стали отправной точкой для детского направления советской мультипликации: для плавной и живой картинки начали создаваться новые техники рисования, а к новому направлению обращалось все больше специалистов.

   «Мойдодыр», 1939 кадр из мультфильма
«Мойдодыр», 1939 кадр из мультфильма

В период с 1930 по 1940 годы киностудии выпустили огромное количество мультфильмов. Среди них самыми известными стали «Тараканище», «Почта», «Мойдодыр», «Приключения китайчат», «Приключения Братишкина», «Новый Гулливер», «Самоедский мальчик» и многие другие.

Первоочередно авторы закладывали в них мораль и поднимали сугубо воспитательные темы, поэтому о развлечении во время просмотра советских мультфильмов первой половины XX века говорить не приходится. Анимационные короткометражные фильмы были способом донести до детей что-то поучительное и интересное.

Желание делать мультфильмы еще качественнее появилось у советских аниматоров после московского кинофестиваля 1934 года. Там они увидели несколько работ компании Уолта Диснея: «Tри поросенка», «Забавные пингвины» и «Летучая мышь». Плавность движений, характеры персонажей и режиссура приятно удивили зрителей, и отечественные киностудии решили изучить и воспроизвести технологии американских коллег.

   «Муха-Цокотуха», 1941 кадр из мультфильма
«Муха-Цокотуха», 1941 кадр из мультфильма

Для этого аниматоры объединились в предприятие «Союзмультфильм». Их главной задачей стало освоение технологий студии Уолта Диснея и создание похожих мультфильмов. За первые годы существования «Союзмультфильм» выпустил несколько работ, которые стали довольно известными: «Лимпопо», «Бармалей», «Дядя Степа», «Муха-Цокотуха» и многие другие.

В дальнейшее развитие советской анимации вмешалась Великая Отечественная война, из-за которой стало невозможно продолжение деятельности мультипликаторов.

Послевоенная мультипликация

   «Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма
«Снежная королева», 1957 кадр из мультфильма

Постепенно после Второй мировой войны киностудии приходили в себя и старались наладить выпуск фильмов, эту тенденцию подхватили и аниматоры. Послевоенное время требовало духоподъемных перемен даже в мультфильмах, и мастера изменили свое направление в техническом плане — отошли от основ Уолта Диснея и добавили в работы больше народности, лубочности и реализма.

В 1950 годы появилось огромное количество адаптаций народных сказок. Среди них — «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Золотая антилопа», «Непослушный котенок», «Волшебный магазин», «Снежная королева», «Каштанка» и многие другие.

   «Аленький цветочек», 1952 кадр из мультфильма
«Аленький цветочек», 1952 кадр из мультфильма

Главная особенность работ «Союзмультфильма» в 1950 и 1960 годы — реализм. В проектах широко применялась технология ротоскопирования, когда отрезки фильма создавались путем покадровой перерисовки отснятой кинопленки с настоящими актерами и декорациями. Использовалась и специальная многоплановая камера, а также эффект «пушистости» рисунка, что придавало «сказочности» анимационным работам студии.

   «Ну, погоди!», 1969 кадр из мультфильма
«Ну, погоди!», 1969 кадр из мультфильма

В начале второй половины прошлого века начало стремительно развиваться телевидение. Дети больше проводили времени дома, пока родители работали на заводах и предприятиях, и теперь студиям было необходимо выпускать мультфильмы под телевизионный формат. Гостелерадио СССР стало чаще обращаться к студиям для производства анимационных лент. Примерами такого сотрудничества стали показы мультфильмов «Приключения Мюнхаузена», «Приключения капитана Врунгеля», «Баба Яга против!», «Веселая карусель», «Котенок по имени Гав», «Приключения Незнайки и его друзей», «Ну, погоди!» и других.

   «Котенок по имени Гав», 1976 — 1982 кадр из мультфильма
«Котенок по имени Гав», 1976 — 1982 кадр из мультфильма

Для мультипликации периода 1970 и 1980 годов характерны положительные посылы по отношению к политическому строю и социальной жизни. Главными темами стали уважение к природе, товарищам, стремление к дружбе внутри коллектива и взаимовыручка друзей. Детские мультфильмы должны были помогать в воспитании младшего поколения, демонстрируя им правильные модели поведения.

После распада СССР

Отечественной анимации вновь пришлось искать собственную идентичность, но теперь еще и источники дохода. В 1990 постепенно стали появляться новые мультипликационные студии, в которых объединялись бывшие работники «Союзмультфильма» и других киностудий.

   «Незнайка на Луне», 1997 кадр из мультфильма
«Незнайка на Луне», 1997 кадр из мультфильма

Некоторые из них продолжали выполнять государственные заказы, но их было довольно мало по сравнению с «золотыми» годами времен СССР. Поэтому мультипликаторы обращались к заказчикам из западных стран, которые могли профинансировать. Одной из таких стала студия «Пилот», которая к концу девяностых уже играла на равных с крупными западными студиями. Некоторые из аниматоров «Пилота» впоследствии даже перешли в другие компании и создавали зарубежные мультфильмы, которые многие смотрели в детстве — например, «Дикая семейка Торнберри» и «Ох, уж эти детки!»

Современная российская анимация

   «Смешарики», 2003 — настоящее время кадр из мультсериала
«Смешарики», 2003 — настоящее время кадр из мультсериала

Уже к 2000 годам отечественная анимация полностью восстановилась: наладилось финансирование, начали появляться заказы на производство и выпуск мультфильмов. Мультсериалы и полнометражные мультфильмы, которые выходили в нулевых, стали олицетворением новой — уже российской — школы анимации.

   «Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004 кадр из мультфильма
«Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004 кадр из мультфильма

«Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» от студии «Мельница» впоследствии образовали целую франшизу «Три богатыря». Студия «Петербург» начала выпускать популярный и по сей день мультсериал «Смешарики» про шарообразных животных, а студия «Анимаккорд» создала «Машу и Медведя», покоривших весь мир.

   «Объяснялкины», 2023 кадр из мультсериала
«Объяснялкины», 2023 кадр из мультсериала

Современная российская анимация продолжает развиваться — на стриминговых сервисах, телевидении и экранах кинотеатров появляются уникальные мультфильмы. Причем создают их не только для детей, но и для взрослых. Так, у нового анимационного сериала Кинопоиска «Объяснялкины» стоит рейтинг 18+, ведь в нем поднимаются довольно непростые темы — от рабства и плагиата до самой смерти и вариантов погребения. Даже образ семьи не слишком радужный, ведь Объяснялкины — герои, которые устали строить из себя идеальных персонажей шоу и жить по контракту. Они решают показать зрителям, что их семья на самом деле не предел мечтаний, и таким образом саботировать проект. Современная анимация предлагает множество тем на любой вкус: от легких историй до серьезных сюжетов.