Найти тему

ИТехника: Т-16

Оглавление

Т-16 — Малый танк сопровождения пехоты. Первый Советский Танк, полностью разработанный и изготовленный в СССР.

История Создания

31 августа 1920 года состоялись первые испытания танка «Рено-русский» с именем собственным «Борец за свободу товарищ Ленин». Всего на Сормовском заводе было построено 15 таких машин. Они стали первенцами зарождающейся советской школы танкостроения.

Вместе с тем простое копирование зарубежной техники военных не устраивало. Танки французской разработки не в полной мере соответствовали особенностям боевых действий, которые велись на территории бывшей Российской империи. Гражданская война оказалась войной манёвренной, типичные для Первой мировой войны способы использования танков здесь годились далеко не всегда. Гораздо лучше подходили бронеавтомобили, пусть и с худшей проходимостью, но с лучшей подвижностью и с большим запасом хода.

К 1921 году в РККА уже оформилась классификация танков по типам. Трофейные английские танки Mark V относились к категории «В», или танкам прорыва. Английские танки Mk.A Whippet и Mk.B Hornet попали в категорию «С» — манёвренных танков.

Наконец, Renault FT и «Рено-русские» относились к категории «М», или танкам сопровождения. Недостатки этих образцов заключались в неудобстве работы с вооружением, небольшой дальности хода, а также излишней массе, не позволявшей перевозить их на автомобилях с грузоподъёмностью 3-5 тонн.

Попытки начать разработку отечественного танка предпринимались параллельно с продолжением работ по «Рено-русскому». 2 ноября 1919 года Советом военной промышленности (СВП) был объявлен конкурс на разработку проекта танка. Танк должен был быть вооружён двумя пулемётами или одним 37-мм орудием, траншейной пушкой образца 1915 года (пушкой Розенберга) либо автоматической пушкой Максима-Норденфельдта. Оба орудия изготовлялись Обуховским заводом. Экипаж пулемётного танка должен был состоять из трёх человек, пушечного — двух человек. Толщина брони оценивалась в 9-12 мм. Боевая масса не должна была превышать 700 пудов (11 467 кг), при этом в конструкции предполагалось использовать автомобильные агрегаты. Максимальная скорость танка должна была составлять 16 км/ч.

Как ни странно, в конкурсе поначалу не участвовали крупные промышленные предприятия, в том числе Ижорский завод, на котором, к слову, изготовлялась броня для «Рено-русского». О конкурсе правление завода узнало уже после его начала. В декабре 1919 года руководство Ижорского завода обратилось в СВП с просьбой продлить время подачи проектов с 25 ноября 1919 до 1 февраля 1920 года. Суетились на заводе зря, потому что на конкурс ничего путного так и не поступило. Крупные суммы, которые полагались за победу и призовые места, привлекли массу сомнительных личностей, конкурс пришлось продлевать до 15 февраля.

До этой даты от Ижорского завода поступил проект, разработанный инженерами Г.В. Кондратьевым и Д.С. Сухаржевским. Им стал «Теплоход «АН», танк-амфибия боевой массой 10 107–10 156 кг. На нём планировалось использовать двигатель FIAT 60 HP. Выбор объясняется просто: таких моторов на заводе имелось 60 штук. Судя по всему, это те же самые двигатели, что ставились на шасси бронеавтомобиля «Фиат Ижорский». Увы, о проекте сохранились только отрывочные данные. Известно, что предложенная заводом машина должна была передвигаться как по суше, так и по воде, в последнем случае применялся гребной винт.

При разработке инженеры Ижорского завода максимально использовали имевшийся опыт работы по «Рено-русскому», который планировалось строить на этом предприятии. С этим танком «Теплоход «АН» роднили общее устройство ходовой части и отдельные элементы трансмиссии. Как и предусматривало задание, предполагалось два варианта вооружения — пулемётное либо пушечное. Во втором случае танк должен был получить 37-мм автоматическую пушку Максима-Норденфельдта.

2 апреля 1920 года стало известно, что «Теплоход «АН» выиграл конкурс. Вскоре после этого было решено прекратить подготовку выпуска «Рено-русского» (эти машины называли также танками типа «Лилипут» на Ижорском заводе). Вместо этого появилось новое задание — построить 2 опытных образца «Теплохода «АН», в пулемётном и пушечном исполнении. Также эти машины в документах обозначались как «танки системы «Ижорзавод».

В соответствии с распоряжением председателя Промвоенсовета от 19 апреля 1920 года Ижорский завод приступил к проработке детальных чертежей танка. Сроком изготовления СВП установил 1 мая 1921 года. Над танками работали инженеры Н.С. Власов, Н.Я. Обухов, М.С. Сухоруков и А.А. Марковский. Возглавил работы Обухов, имевший большой опыт в разработке бронемашин.

В начале октября 1920 года чертежи новой машины всё ещё не были окончательно утверждены. Заминка возникла и с поставкой двигателей, которые даже осенью 1920 года не прибыли на завод из Москвы. Сроки изготовления стали сдвигаться. Теперь первая машина ожидалась к 15 мая, а вторая — не позднее 1 августа 1921 года. В конце 1920 года Ижорский завод приступил к сборке танков, в конце января 1921 года степень готовности оценивалась в 25%. Удалось только частично собрать корпуса, так как подводили заводы-смежники — Обуховский, Путиловский и Сормовский. В феврале первый вариант был готов по корпусу на 32%, по движителю на 55% и по приводам на 20%. Аналогичные показатели по второму танку доходили до 28, 50 и 15 % соответственно. Себестоимость танков составляла 20 миллионов рублей.

Работы по танкам затягивались всё больше и больше. Виной была неудовлетворительная работа смежников, да и на самом Ижорском заводе ситуация была сложной, рабочих не хватало. Сроки постройки опытных образцов продолжали сдвигаться. До конца 1921 года танки построить не удалось. А в июле 1922 года сроком постройки первого образца был определён февраль 1923 года. К тому времени стоимость танка из-за изменения покупательной способности рубля «уменьшилась» до 2,8 миллиона рублей. Летом 1922 года первый образец был готов на 50-60%, а второй на 30%.

В августе 1922 года появилась идея сначала закончить первый танк, а второй собирать уже после испытаний. Но к этому времени над проектом «Теплохода «АН» уже нависла угроза отмены. У руководства Главного управления военной промышленности (ГУВП) терпение походило к концу, затягивание сроков означало, что ещё не построенный танк постепенно устаревает. В установленную окончательную дату сдачи 20 апреля 1923 года, разумеется, Ижорский завод не вписался. Судя по переписке, на танк просто махнули рукой, ссылаясь на отсутствие работ со стороны заводов-смежников, прежде всего Обуховского.

В январе 1925 года заказ на постройку «Теплохода «АН», готовность которого составляла 72%, была аннулирована, а высвободившиеся средства были направлены на работы, связанные с артиллерией. Н.Я. Обухов, возглавлявший работу над машиной, позже занимался другими разработками. Ижорский завод всё же построил плавающие боевые машины, но были это опытные броневики БАД-2 и ПБ-4. Самостоятельной разработкой и постройкой танков на Ижорском заводе больше не занимались.

13 января 1921 года Революционный военный совет республики (РВСР) издал приказ №111/20, в соответствии с которым при Главном военно-инженерном управлении была создана специальная комиссия. Её задачей стала разработка конструкций танков и сопровождение их постройки. Возглавил комиссию старший инженер С.П. Шукалов. В августе 1921 года функции СВП перешли Главному управлению военной промышленности Высшего совета народного хозяйства. При нём появился Технический отдел ГУВП, который также возглавил Шукалов. С 1921 по 1923 года работа технического отдела простаивала, поскольку внутри ГУВП всё ещё шли организационные процессы. Только в начале 1924 года появилось финансирование, был составлен список предприятий, которые могли быть привлечены к работам по созданию танков. В него вошли Сормовский, Харьковский, Коломенский, Ижорский, Обуховский и Путиловский заводы.

Работы по созданию нового танка тормозились не до конца сформированными тактико-техническими требованиями. Поэтому самые первые проекты ГУВП были инициативными. Первый танк типа «М» отечественной разработки мог выглядеть совсем иначе, нежели МС-1. В 1924 году, когда началось экономическое сотрудничество СССР с Германией, были приобретены лицензии на производство гусеничных тракторов Hanomag Z WD-50. Так на горизонте советского танкостроения появилась такая небезынтересная фигура, как Йозеф Фольмер. В 1924 году он уже работал над колёсно-гусеничным танком с использованием шасси Hanomag Z WD-50. Эти работы не прошли мимо Шукалова: в июне 1924 года чертёжники ГУВП подготовили эскизный проект лёгкого танка, здорово напоминавшего танк Фольмера KH-50, или Kolohousenka. Хоть дальше эскиза дело и не продвинулось, это стало первым зафиксированным случаем привлечения «варягов» к советскому танкостроению. Впрочем, проектирование танков типа «М» пошло совсем по другому пути.

Летом 1926 года в СССР принимается трёхлетняя программа строительства танков, в рамках реализации которой в нашей стране начались одновременные работы по созданию большого количества уникальных образцов военной техники. Программа состояла из двух частей: планов минимум и максимум. Согласно первому в каждой пехотной дивизии должен был появиться один танковый батальон, имеющий на вооружении танки сопровождения (т.е. лёгкие) и «пулемётки сопровождения» (т.е. танкетки). Согласно второму варианту должен был появиться ещё и батальон «маневренных» танков.

Но уже в июле 1925 года Танковое бюро ГУВП ВСНХ разработало под руководством Шукалова С.П. в инициативном порядке проект советского танка. В сентябре 1926 года на расширенном совещании представителей РККА, ГУВП и ОАТ проект был принят.

Во исполнение принятой трёхлетней программы принимается решение по существенному расширению объёма конструкторских работ по созданию отечественного танка. В качестве базового варианта для начала работ были рассмотрены три конструкции танков: Рено FT-17, Фиат 3000А и вышеназванная отечественная разработка. Решение было принято в пользу последней, как наиболее полно отвечающей требованиям Красной Армии.

Заводу «Большевик» была поставлена задача изготовить один опытный экземпляр танка. Основными ограничениями были: масса танка не должна превышать 5 тонн и машина должна иметь двигатель мощностью не менее 35 л.с. В результате этих работ появился Т-16 – Первый Советский Танк, полностью разработанный и изготовленный в СССР.

Естественно, в его конструкции хорошо просматривается и итальянский и особенно французский след. Но это не удивительно, так как отечественной школы танкостроения в то время просто не существовало.

Клёпаный из бронелистов корпус каркасного типа, классическая компоновка (отделение управления, отделение боевое. отделение моторно-трансмиссионное) - это Т-16. Доступ к двигателю осуществлялся за счёт наличия съёмных кормовых листов. Экипаж размещался в машине через трёхстворчатый люк, размещённый в передней части танка. Вертикальные створки раскрывались в стороны, а откидной щиток передний – вверх.в этом щитке устанавливался перископический прибор и наблюдательная щель, закрытая заслонкой. Перед люком размещались кронштейны осей колёс направляющих, одновременно выполнявшие роль механизма натяжения гусениц.

Командир танка находился в боевом отделении и должен был вести огонь из спаренных пулемётов (6,5 мм) и пушки Гочкиса (37 мм), которые планировалось установить в шестигранной башне танка, выполняя одновременно функции заряжающего и наводчика. На опытном экземпляре указанное вооружение отсутствовало.

Башня через шариковую опору опиралась на подбашенный лист и вращалась командиром танка с помощью специального плечевого упора. Сиденья для командира предусмотрено не было. Его заменял ремень, подвешенный к плечевому упору.

На крыше башни устанавливалась башенка для ведения наблюдения, накрытая грибовидным колпаком. Последний можно было откинуть на пружине и застопорить в открытом положении. Для защиты экипажа от травм башню изнутри обшили кожей, а на щели для наблюдения предусмотрели кожаные налобники. Башня по правому борту имела вентиляционное отверстие, закрытое сдвижной заслонкой, имевшей каплевидную форму.

Боевое и моторно-трансмиссионные отделения разделяла металлическая заслонка, имевшая двустворчатый люк, через который обеспечивался доступ к двигателю. Необходимой мощности и габаритов двигателя на тот момент в СССР не было. Поэтому конструктору Микулину поручили его разработку. Он достаточно хорошо справился с решением этого вопроса, создав 35 сильный двигатель с воздушным охлаждением. КПП и механизм поворота монтировалась с ним в едином блоке. На испытаниях заявленных 35 л.с. двигатель не показал, но зато являлся многотопливным и мог работать практически на любом бензине.

Два топливных бака в надгусеничных коробках вмещали 120 литров бензина. На кормовом бронелисте танка крепилось стандартное, по тем временам, дополнение конструкции -  «хвост», позволявший преодолевать рвы большей ширины.

Ходовая часть (на борт) имела по три катка поддерживающих и по три балансирных тележки с двумя катками опорными малого диаметра в каждой из них. Колёса направляющие и катки опорные были снабжены наружной амортизацией. Заднее колесо было ведущим. Переднее – направляющим. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы танка составляла 300 мм.

Танк, при существенном внешнем сходстве с FT-17, имел перед последним ряд значительных преимуществ. Он был легче, меньше по габаритам и более скоростным.

Сложности производственного характера, обусловленные отсутствием специалистов, инструмента и требуемых материалов в нужных количествах значительно удлинили сроки изготовления прототипа. Он был изготовлен лишь в  марте 1927 года.

Его полевые испытания выявили непригодность машины для серийного производства в связи с регулярными поломками двигателя и выходом из строя ходовой части. Ещё одним существенным недостатком конструкции являлась неспособность танка преодолевать рвы, ширина которых превышала 1500 мм, и его высокая центровка.

Используя знания и технические решения, полученные в процессе создания Т-16, на его базе создали улучшенную машину, получившую наименование Т-18 (второе наименование МС-1 малый танк сопровождения пехоты).

Тактико-технические характеристики

Масса полная (кг): 5050
Экипаж (чел): 2
Длина / ширина / высота / клиренс (мм): 4350 с хвостом (3420 без) /1800/2030/325
Двигатель марка/мощность (л.с.): 4-ех цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения Т-16 / 35
Трансмиссия ( тип): механическая
Скорость шоссе / грунт (км/час): 14,5 / 8
Запас хода по шоссе (км): 100
Угол подъёма, град.: 35°
Высота стенки, м: 0,50
Глубина брода, м: 0,72
Ширина рва, м: 1,50
Вооружение: пушка Гочкиса (37 мм) – 1; спаренный танковый  пулемет Федорова - Иванова (6,5 мм) - 1
Боекомплект: 120 выстрелов и 4000 патронов
Прицельные приспособления: Прицел телескопический
Бронирование противопульное  лоб/борт/корма/ крыша/днище/башня (мм): 16/16/16/6/6/18

Т-16

Имя Танка: Т-16
Страна: СССР

Источники:
https://bronetechnikamira.ru/kotoryih-ne-byilo/2-2-malyiy-tank-soprovozhdeniya-pehotyi-t-16
https://warspot.ru/11309-ot-teplohoda-an-k-ms-1