Найти в Дзене

Фильм "Звук свободы": Не всё информирование о торговле людьми одинаково полезно

Оглавление

В этом году неожиданным для киноиндустрии блокбастером стал американский фильм «Звук свободы» (Sound of Freedom), рассказывающий о реальном американском активисте, который борется с торговлей людьми. По сюжету он героически освобождает двух детей, которых похитили и вывезли за границу траффикеры.

Фильм стал одним из самых коммерчески успешных за всю историю кино. Только в американском прокате он собрал 242 млн долларов, при этом его бюджет составлял 14,5 млн. Безусловно, он привлек внимание множества зрителей к этой социальной проблеме.

Несмотря на это, фильм встретил волну негативных реакций не только со стороны кинокритиков, но и со стороны антитраффикинговых организаций. Более того, 41 эксперт по проблеме торговли людьми написал открытое обращение, в котором критикуют фильм за слишком упрощенное изображение проблемы и призывают зрителей изучить более достоверную информацию.

Все художественные фильмы о социальных проблемах в той или иной степени упрощают их. С чем же связана такая реакция на этот фильм? В первую очередь, с тем, что создателей обвиняют в игнорировании голосов переживших реальную торговлю людьми.

Пережившие торговлю людьми столкнулись с недоверием

Активистки и активисты движения против траффикинга, которые сами пережили торговлю людьми, начали говорить об опыте недоверия, оскорблений и даже преследований в тех случаях, когда они говорят о расхождении фильма с реальностью.

Так, например,
Кэт Вихант (Kat Wehunt), основательница и руководительница американской общественной организации Formation Project, в детстве пережила секс-траффикинг. Сейчас она регулярно ведет вводные тренинги для новых волонтеров организации, что давно стало для нее рутиной. Однако она заметила изменения, когда на тренинг начали активно записываться люди, которых впечатлил просмотренный фильм.

Однажды, когда она говорила о мифах и заблуждениях о том, как выглядит торговля людьми в их городе, один из волонтеров категорически не хотел соглашаться с ее описаниями. Он начал спорить с ней, доказывая, что людей часто похищают с целью эксплуатации, хотя в реальности это редкость.

Волонтера убедил именно фильм, который заканчивается тем, что герой побеждает преступника в рукопашном бою, побеждает его и плывет в джунглях вдвоем со спасенной похищенной девочкой. Вся фабула фильма посвящена спасению детей, которых похищают для продажи в другие страны.

«Я уверена, что такое действительно бывает, — говорит Вихант. — Но это не относится к большинству случаев, особенно в нашем городе».

«Если я хоть что-то публично говорю против этого фильма, я получаю тонны оскорблений, очень много негатива, — говорит Хосе Льюис Альфаро (Jose Lewis Alfaro), который пережил секс-траффикинг и принудительный труд, и который сейчас работает консультантом по вопросам торговли людьми. — Меня поражает, насколько люди предпочитают супергеройскую сказку про богача, а не истории тех, кто реально через это прошел».

«Мне часто говорили: “Тебя не подвергали торговле людьми, ты этого хотел, раз ты гей, тебе наверняка это понравилось”, — рассказывает он. — То же самое происходит, когда я выступаю против этого фильма. Мне говорят: ”Да ты сам наверняка траффикер. Ты педофил”. Существуют все эти теории заговора, и люди тут же тебя обвиняют, если ты хоть в чем-то не соглашаешься с этим фильмом. А вы хотя бы знаете, что я сам пережил?»

Бет Боуман (Beth Bowman), основательница организации для пострадавших, прямо говорит, что в движении против торговли людьми очень многие злятся на этот фильм.

«Сенсационная история о том, что тебе грозят только плохие незнакомцы на грузовике, — говорит она. — Очередная страшная история в духе “одинокий белый мужчина против всего мира”. В большинстве случаев никого не похищают. Это вопрос бедности, домашнего насилия, а траффикером может быть твой родной дядя. Чаще всего это кто-то близкий семье».

Боуман подозревает, что настоящий посыл фильма в том, что траффикинг — это где-то далеко, в экзотических джунглях, а не рядом со зрителями. «Они свято верят в моральную, этническую и социо-экономическую сцену вокруг них и их собственных детей».

Туризм ради борьбы с траффикингом

«Звук свободы» основан на истории американца Тима Балларда (Tim Ballard), который создал организацию «Операция подземная железная дорога» (Operation Underground Railroad, OUR). Организация проводит рейды по освобождению пострадавших от торговли людьми, преимущественно в развивающихся странах.

В фильме Баллард, «типичный американец» с женой и шестью детьми, увольняется с работы в обычной компании, и с помощью богача, которому «нравится играть в полицейского», начинает заключать сделки с траффикерами, чтобы задержать их с помощью местной полиции. Когда же обычные методы не срабатывают, он превращается в настоящего героя боевика, побеждает главного траффикера и сбегает с похищенной девочкой из-под прицела. Это привычный и успокаивающий сюжет, и, вероятно, зрителям было приятно осознавать, что это основано на реальной истории.

Конечно, ключевое слово «основано», это не описание реальных событий. И в реальности Баллард уже давно был известен очень преувеличенными заявлениями, которые неоднократно подвергались сомнению экспертами и журналистами. Баллард действительно проводил операцию в Колумбии, которая привела к нескольким арестам по обвинению в торговле людьми, но детали истории трудно проверить.

Организация OUR была основана в 2013 при финансировании крайне консервативного американского телеведущего Гленна Бека (Glenn Beck) ради «христианской миссии» по освобождению людей из рабства. Организация заявляет, что они спасли 123 пострадавших от траффикинга, из них 55 детей, в Колумбии во время одного рейда совместно с Министерством внутренней безопасности США.

Однако рейды организации считаются крайне противоречивыми. В необходимости спасения детей от торговцев людьми или в миссии организации никто, разумеется, не сомневается. Вопросы вызывают сомнительные отчеты и тот факт, что Баллард фактически превратил эти рейды в туристические туры.

Баллард прямо предлагает богатым бизнесменам и знаменитостям почувствовать себя героями. В обмен за очень крупные пожертвования Баллард позволяет присоединиться к рейду в какой-нибудь бедной стране, или он позволяет посмотреть стрим с рейдом из собственного дома. В обмен за меньшие пожертвования можно получать текстовые сообщения о том, что какие-то дети были спасены. Кроме того, актеры средней величины принимали участие в рейдах. Один раз Баллард взял с собой в рейд «экстрасенса».

Рейды, которые проводились по большей части неопытными энтузиастами, увлеченными миссией Балларда, вызывали много критики в движении против торговли людьми. Кроме того, организация подвергалась критике из-за того, что сосредоточилась только на единовременном освобождении, и не уделяла внимания тому, что происходит с освобожденными детьми потом. Обычно они просто передавали их местным организациям, у которых зачастую не было достаточно ресурсов, чтобы предоставить необходимую им помощь, бывало, что дети «исчезали» вскоре после рейда, и дальнейшая их судьба была неизвестна.

Теории заговора и реальность

Возможно, сама по себе вера в похищения детей ради эксплуатации не так уж плоха. Ведь такие случаи бывают, просто гораздо реже, а искаженное представление о проблеме — это не то же самое, что полностью ложное. Однако еще одна проблема состоит в том, что в американском обществе уже существует паранойя и множество ложных мифов о торговле людьми, что связано с популярной сектой QAnon.

Согласно идеологии QAnon, существует заговор либеральных политиков-сатанистов, которые поддерживают огромную сеть торговли детьми. Они утверждают, что «более 300 000 американских детей в год» похищают для секс-эксплуатации и добычи из тела маленьких мальчиков таинственного вещества для продления молодости. Единственный, кто может остановить заговор, по мнению приверженцев QAnon — это бывший президент США Дональд Трамп.

Официально ни организация Балларда, ни авторы фильма не поддерживают QAnon, и режиссер категорически отрицает связь с этим движением. Однако исполнитель роли Балларда публично заявлял, что он верит в «адренохром» — мифический эликсир молодости, который якобы добывают из крови детей. И сами адепты QAnon восприняли фильм с большим энтузиазмом и устраивали специальные кинопоказы именно с целью иллюстрации своих причудливых идей.

Проблема еще и в том, что появившийся в 2015 году QAnon привел к распространению устойчивых мифов и городских легенд про торговлю детьми среди миллионов людей, которые ни в какой «адренохром» не верят. То и дело в соцсетях распространялись ложные истории про похищения детей и женщин, например, о том, что их похищает сеть пиццерий или о том, что один известный производитель мебели перевозит похищенных детей в своих шкафах.

Американские организации, которые борются с реальной торговлей людьми, были вынуждены тратить ресурсы и время на то, чтобы опровергать паническую дезинформацию, и пытаться вернуть внимание общества к настоящим рискам и признакам траффикинга.

Возможно, именно это объясняет болезненную реакцию многих организаций на «Звук свободы», который поддерживает эти мифы из-за акцента на похищениях детей крупными преступными синдикатами.

В любом случае, какой бы противоречивой ни была история в основе создания фильма, она остается всего лишь одной историей. А проблема торговли людьми — это комплексная, сложная, многогранная проблема, которая требует таких же многогранных решений и подходов.

Хотелось бы, чтобы фильм вдохновил людей не только присоединиться к движению против торговли людьми, но и узнать больше о его реалиях и задачах, и, самое главное, об историях переживших траффикинг. Ведь в отличие от голливудских боевиков, героя, который с легкостью всех спасет в финале, в жизни не существует. Есть только множество очень разных обычных людей, которые пытаются побороть одну из самых тяжелых социальных проблем в мире.

Перевод Фонда «Безопасный дом».