Найти тему
Учитель сегодня

Почему важно записать ребенка на кружки и секции

Оглавление

Школьник должен заниматься в кружках и секциях, что будет ему только на пользу, или дополнительные занятия вредны, потому что лишают ребенка детства и юности?

Внеурочная занятость стала предметом активных споров между родителями, учащимися и педагогами. Как же быть? Можно ли постоянно развиваться, не тратя лишнее время и силы? Подробно об этом рассказала преподаватель факультета дошкольного, начального и специального образования Государственного университета просвещения Таисия Кравченко.

«Обилие учреждений, предлагающих услуги по организации внеурочной занятости школьников, впечатляет разнообразием: от онлайн-школ и услуг репетиторов до спортивных секций и творческих объединений любого профиля. Но действительно ли необходимость в них настолько велика?
За последние несколько лет внимание к организации досуга ребенка очень возросло. У современного школьника, пожалуй, действительно есть все условия для разностороннего развития с ранних лет. Школы предлагают программы дополнительного образования и внеурочной деятельности на любой вкус – от углубленных курсов по предметам до театральных кружков. Однако среднестатистическому школьнику бывает тяжело найти время на их посещение: почти всегда он после основных уроков идет либо в музыкальную школу, либо в художественную, либо просто к репетитору. Давайте же рассмотрим все плюсы и минусы активной внеурочной деятельности для ребенка.

Ребенок должен развиваться!

С одной стороны, обучение – это, безусловно, важный фактор формирования личности. Оно должно быть разносторонним по ряду причин. Вот две самые важные из них: индивидуальные потребности ребенка и быстро развивающееся общество, в котором постоянно обнаруживается востребованность специалистов с новыми навыками. Детство – это лучшая пора для обучения, поскольку именно в этот период информация усваивается и закрепляется быстрее и прочнее всего. Кроме того, кружки и секции дают возможность как освоить новые виды деятельности, так и научиться грамотно взаимодействовать со сверстниками.

-2

А с другой стороны, поток информации, который получают современные дети, несравнимо больше того, что получали поколения до них. Источник этого в основном, конечно, интернет с его безграничными возможностями. Но дело не только в нем.

Изменились программы в школах, формат экзаменов и способы приобретения новых знаний. Сегодняшний ученик получает информацию в классе, в рамках кружка или у репетитора, из соцсетей и мессенджеров, делает уроки, ищет информацию в интернете, готовит работы для кружка или репетитора, общается, воспринимает визуальный, аудиальный и аудиовизуальный материалы. Изменилось все, кроме одного – биологических законов развития мозга ребенка. Наш главный орган иногда просто не справляется с обилием получаемой информации. Как следствие, усталость, раздражительность и нежелание учиться, которые так легко принять за лень, несобранность и отсутствие способностей к учению.

-3

Посещение кружков и секций дисциплинирует

Наличие расписания приучает ребенка следить за временем. Он привыкает держать в уме, что уроки в школе заканчиваются в 15:00, а занятие по игре на гитаре начинается в 16:30, а в промежутке надо зайти домой пообедать. Это помогает сформировать навык планирования, научиться рассчитывать время на дорогу или выполнение домашних заданий, выработать привычку приходить без опозданий. Безусловно, это качество станет большим подспорьем во взрослой жизни.

Однако постоянное следование расписанию создает дополнительный стресс, вызванный боязнью опоздать или осознанием того, что сделать нужно много, а времени в запасе мало. Кроме того, в расписании ребенка не всегда можно найти время на отдых, а между тем оно должно быть оговорено или прописано так же четко, как и урок математики с репетитором. В противном случае ученик будет видеть неделю, полную занятий, без надежды перевести дух. А это может привести к целому ряду негативных последствий, из которых апатия и снижение интереса к учебе – самые безобидные.

-4

Лишь бы не на улице!

Один из основных мотивов вовлечения детей во внешкольную деятельность – это стремление оградить их от возможного пагубного влияния уличной среды: небезопасных развлечений, вредных привычек и сомнительных знакомств.

Действительно, наличие хобби, будь то искусство, спорт или программирование, может сработать как некий сдерживающий фактор. Если у ребенка есть увлечение, которому он готов посвящать свое время и в коем хочет достигать личностно важных целей, то связываться с заведомо опасными альтернативами у него желания не возникнет.

Но дело в том, что в определенном возрасте даже у самых увлеченных творчеством или спортом детей и подростков возникнет интерес к запретному, например, попавшему под табу тренера фастфуду. В большинстве случаев этот интерес все равно будет удовлетворен: кто-то ограничится простым вариантом «попробовать», а кто-то приобретет пагубную привычку. И дело здесь даже не в наличии или отсутствии досуговых занятий в жизни ребенка – на опасные развлечения толкает не отсутствие хобби. К такому побуждает недостаток внимания и любви. Школьник проводит половину дня в учебном заведении, а вечером делает уроки. На качественное, душевное, теплое общение с семьей у него просто не хватает времени. А потребность в этом общении есть: она с рождения, она не исчезает».

Дополнительные занятия могут помочь ребенку раскрыться. Но также важно, чтобы у школьников оставалась возможность побыть детьми и провести время с дорогими для них людьми.

Было полезно? Подписывайтесь на наш канал и вступайте в сообщество педагогов со всей страны!