Найти в Дзене

Кто отвечает за качество маникюра на сложных ногтях?

Ко мне обратилась собственник ногтевого сервиса с вопросом: возможно ли с клиентов с проблемными ногтями брать согласие, что они самостоятельно несут ответственность за качество маникюра. Давайте разберемся.

При оказании услуг гражданам важно соблюдать требования действующего законодательства, которое довольно детально регламентировано и защищает права граждан - потребителей услуг. Ваша деятельность должна соответствовать Закону РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (далее Закон), а также санитарно-эпидемиологическим требованиям (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг").

Пунктом 1 ст. 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Пунктом 2 ст. 1096 ГК РФ установлено, что вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. N 17, при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Соответственно, если у клиента после услуги будут проблемы со здоровьем и будет установлено, что эти проблемы появились после оказания вами услуги, то ответственность наступит независимо от какого-либо согласия клиента. Целесообразно отказывать в оказании услуг клиентам с явными проблемами со здоровьем.

Кроме того, закон регламентирует качество оказываемой услуги (п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В соответствии со ст. 29 указанного Закона при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Кроме того, в соответствии с "МР 2.1.0247-21. 2.1. Коммунальная гигиена. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021):

«8.2.11.1. Потребители, получающие услуги маникюра, педикюра, татуажа, пирсинга, пилинга, скраб-пилинга, косметологических услуг являются здоровые люди без представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний (при отсутствии доказательства обратного). Таким образом, необходимость дополнительной дезинфекции сточных вод от подобных объектов отсутствует».

Важно понимать, в случае предъявления претензий от потребителя бремя доказывания факта оказания качественных услуг будет лежать на студии ногтевого сервиса. Чтобы доказать наличие недостатков товара (работы, услуги), установить момент и причину их возникновения, часто необходимо провести экспертизу, которая будет являться надлежащим доказательством. Поэтому получив дополнительное доказательство в виде предварительного Информирования клиента под подпись о возможном недостижения определенного уровня качества услуги (снижения уровня качества) из-за особенностей ногтевой пластины клиента до процедуры может в будущем снять ответственность и помочь доказать вам качество оказанной услуги.

Кроме того, в соответствии со ст. 36 Закона о защите прав потребителей исполнитель даже обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

Требований к такому Информированию для услуг маникюра и педикюра пока нет. Но в соответствии со ст. 10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Уголок потребителя должен содержать все необходимые документы и информацию для ознакомления.

Таким образом, подписание информационного согласия клиентов целесообразно, оно упростит факт доказывания качества оказанной услуги, но оно не освободит вас от ответственности за вред, причиненный здоровью клиента.

Подробнее можно узнать на консультации, запись по телефону через мессенджеры @JulieGimanova

Больше полезной и интересной информации о наших правах и законодательных инициативах в телеграм канале - @propravogimanova.