Этой историей поделилась моя хорошая знакомая Виктория (имя изменено).
У нее был очень трудный период времени жизни, когда что она не делала – ничего не шло. В самых разных областях. И работа не работа, и суета суетой в жизни, и напряжения, и худые предчувствия. Все скопом. Бывает такое.
Она человек активный, целеустремленный, работоспособный, и проявляла эти качества сполна.
Но, что такое не везет и как с этим бороться? – не риторические вопросы, а самые что ни на есть насущные. Для Виктории в тот период - весьма.
Что же делать?
Она решила обратиться к церкви, найти помощь в ней. Очень надеясь на помощь церкви. Всеми силами души. Но... помощь эту не получила.
Сильнейшее разочарование.
Научные психологи отмечают тесную положительную связь (корреляцию) между силой мотивации и силой фрустрации.
Переведу термины на простой русский: чем сильнее человек хочет чего-то и надеется на что-то – тем в большее разочарование он впадает, не получив это. Желаемое, важное, искомое для него.
Думаю, что это явление знакомо многим на личной практике.
У Вики то, что она не получила церковную помощь (как изменение ситуации с плохой на хорошую) вызвало сильнейшее разочарование.
В ее уме мелькали мысли: если церковь не помогла – все. Значит, и Бог от меня отвернулся. Все, конец. Наверное, я не нужна Богу. Стоит готовиться к самому худшему, может быть даже к смерти.
Что скажете?
На церковном языке это можно назвать отчаянием. На светском – депрессия от разочарования, на научном – глубокой фрустрацией.
И не важно, что одни это объяснят действием бесов, другие – действием нервной системы, третьи еще чем-то. Важны не разные способы объяснений, а то, что факт оставался фактом. Помощь через церковь, от Бога, ей не пришла. Вика в тупике. Вика в разочаровании. Все плохо.
Эмоциональная реакция на церковь.
Когда человек сильно разочаровывается в чем-то, что он делает? Правильно, он уходит от объекта, который принес это разочарование. Церковь не помогла – прочь от нее.
А ведь она посещала богослужения, читала молитвы, постилась, прибегала к Святым Таинствам: Исповеди, Причастию, Соборованию. И все делала качественно, старательно с великой надеждой и упованием.
Столько сил и ничего.
«Прочь пойду из церкви» - сказала Виктория, и также поступила.
Ничего не приходит.
Ей казалось, что если она откажется от церкви – обманщицы, то ей придет что-то другое, истинное. Но так не произошло. Она попала в пустоту и безнадегу.
К священникам идти не хотелось. Они, по опыту ее наблюдений, умеют утешать и внушать терпение, учат отрешаться от реальности, но ей требовалось не утешение, а решение, как нахождение хорошей реальности. Не чувства, не мысли, не надежды, а именно - самой реальности лучшего.
Неожиданный помощник.
Вике помог не священник, не психолог, а один старый добрый знакомый.
На Западе как: если проблема - идут к специалисту, он помогает. Там развиты сервисы компетентных специалистов. Они помогают на коммерческой основе. Люди хорошо зарабатывают и могут себе позволить оплатить услуги таких специалистов, получив нужный себе результат.
В России роль такого специалиста играет добрый знакомый, который выслушает и поможет. Не потому что русские не готовы платить специалисту, но потому что знакомым больше доверия. Наши психотерапевты – наши знакомые. Даже необязательно, что друзья. Просто те, кому можем довериться.
Случайно встретилась она с Никитой (имя изменено). Когда-то в ВУЗе общались, ходили на студенческие тусовки. Неожиданно в городе встретились.
Оба располагали временем. Решили пообщаться в уютном кафе. Дело было в дождливую осень.
Неожиданный разговор.
Никита, человек чуткий, уловил настроение Виктории и как-то мягко разговор зашел о ней. У самого Никиты все было хорошо в жизни.
Важный момент: нам помочь может только тот человек, которому хорошо, в то время, когда нам плохо. Тот, кому тоже плохо может вместе с нами поплакать, поскулить, но ни в чем не поможет. Мы просто поскулим вместе волками, и все. Смысл? Где результат и изменение реальности к лучшему?
Итак, Вика рассказала Никите все как на духу. Она священникам не могла так выговориться, как ему. Почему? С ними она чувствовала себя напряженно. Фигура священника в восприятии человека возвышается над человеком. Амплуа у священника такое, быть выше. Он "сакральный". Даже зовем его отцом. Он сверху, мы снизу. И так всегда.
А Никита не отец, не возвышается. Он хороший знакомый. С ним на равных, расслабленно. И потому - с доверием.
Догадка Никиты.
Умный парень Никита через время догадался о связи некоторых вещей в рассказе Вики.
А именно о том, почему она обратилась в церковь, и почему она разочаровалась в ней.
Догадавшись, он несколько раз в ходе беседы задавал ей вопрос:
"Что для тебя есть церковь?"
Вика сначала отвечала шаблонно. Но потом спонтанно выпалила: церковь есть Бог.
- А так ли это? – задал ей вопрос Никита – разве Бога нет вне церкви?
Никита не был церковным человеком, но был человеком развитым умственно и культурно, поэтому представления имел адекватные, правильные.
Он заметил ей:
- Ты разочаровалась в церковном боге. Давай попробуем разделить церковь, церковного бога и Бога.
Вика не очень поняла его.
Но он продолжил свою мысль.
- Что тогда будет церковью?
Вика задумалось, но ответ пришел сразу: дом молитвы, богослужений.
- Ты недовольна молитвами и богослужениями?
- Нет – ответила она.
- Что еще церковь для тебя?
- Исповедь, Причастие.
- Ты недовольна ими?
- Мне трудно исповедоваться священнику. И я не верю, что приняв Причастие я найду решение. Богословские абстракции больше напрягают меня, чем помогают.
- Может просто тебе это не надо?
- Может быть…
- Когда ты обратилась в церковь тебе нужен был церковный бог или Бог реальный?
- Я не делала между ними различий.
- Попробуй сделать. Может они есть? Какой он церковный бог? Каким тебе его нарисовала церковь?
Вика сказала все по книжному, и как священники говорили. И проговаривая это, она осознала, что книжный бог не более чем персонаж любимой книги. Можно верить в реальность Дон Кихота, д,Артаньяна, Шерлок Холмса, Робинзона Круза. Можно любить этих героев, живо представляя себе их. Но это не более, чем игра воображения. А как воображение могло ей помочь в реальной жизни? Подменить реальность и через это успокоить? Устраивает ее такое решение?
Догадка Виктории.
Для Вики это было сильным озарением. Дзеном, который она словила.
Никита заметил ее реакцию. Наблюдательный. Он продолжил:
- Хорошо. Давай отойдем от церкви и церковного бога. Что есть Бог настоящий? Ты когда-то встречала Его в своей жизни?
Вика вспомнила случаи, которые иначе, как Провидением Божьим назвать нельзя. Это были случаи реальной помощи Бога.
- Ты хочешь, чтобы тебе помог этот Бог, Который тебе уже помогал?
- Очень
-Ты доверяешь Ему?
-Больше, чем себе или кому-нибудь иному.
- Что мешает тебе поговорить с Ним и обратиться к Нему? Если Он был тебе другом, то Он и сейчас тебе друг, поможет. Но я предлагаю тебе сделать это наедине с самой собой и с Ним. В удобное тебе время. Просто настройся на правильного Бога, твоего Друга. А потом подумай о церкви – сделала ли она тебе что-то плохое, чтобы на нее обижаться? Что есть в ней хорошее? Именно для тебя.
Они еще немного поговорили, уже на более общие темы, и разошлись. Каждый в свою сторону.
Истинная молитва к истинному Богу.
Уже в ночи Виктория решила «поговорить» с настоящим Богом. С Тем, Который ей уже помогал. С Тем, о Котором исподволь напомнил Никита.
Она не рисовала Его в своем воображении. Она просто вспомнила Его доброту и обратилась к Нему, как и тому Добру, что она знала.
Сказала как на духу все о себе. Слова лились из сердца сами. Все, что ее волновало, что не получалось, что ей жизненно необходимо. Заключила она все одной фразой: да будет Воля Твоя, Господи.
Безмятежный сон.
В ту ночь, впервые за долгое время, Вика спала как ребенок. Ей ничего не снилось, но всему ее существу было хорошо.
Поданное по прошению.
Чудо это или не чудо – мне сложно сказать, я не специалист по чудесам. Но через пару недель жизнь Виктории стала улучшаться. Пошло – поехало.
Она была безмерно благодарна и Никите, и Богу. Тому самому, Настоящему.
Мысли Вики.
Вика думала: вот спорят люди разных религий о том, какой Бог истинный. Пустое все это. Истинен Тот Бог, Который любит конкретного человека, помогает и спасает его. Вот она обратилась к Такому Богу и Он подал ей не утешение, а нужное решение, нужную реальность. Зачем ей спорить православный Христос лучше ли католического или протестантского? Или Аллаха, Будды, Кришны, Вишны, Иеговы? Все это очень абстрактно. А вот этот Бог реален.
Дружба с церковью.
Но у Вики оставался один вопрос, который она пока не могла разрешить.
Что делать с церковью? Посчитать, что она лжет, а ее бог не настоящий? Он говорит по книжному? Он говорит, как это нужно патриарху Кириллу или Путину, или Ткачеву, Осипову и другим проповедникам? А почему "их бог" правильный для меня, а Мой, Который мне реально помогает - неправильный? Потому что эти проповедники давят своим авторитетом? Отойду в сторону, чтобы не раздавили - подумала Вика. Нет, Мой Бог, помогающий мне, лучше для меня.
А церковь? Как к ней отнестись?
И тут она вспомнила тот разговор с Никитой. И то, как он спрашивал у нее, что доброе она встретила в церкви.
Богослужения, молитвы, просто сама обстановка, но не когда толпа народа в праздник, а когда мало людей, можно просто побыть в храме, насладиться им. Почему себе отказывать в этом?
И зачем от церкви ожидать большее, чем она может дать?
"Моя ошибка - подумала Вика - в том, что я слишком сильно понадеялась на нее, больше, чем она реально может дать. Но это моя ошибка, а не церкви".
Не надо слушать никакие пропаганды церковные и напоминания о морали - еще подумала она. Ей, Вике, нужно то, что именно ей нужно в церкви. Не морализм или борьба с собой, вечный самогрыз с чувством недостоинства, а настрой и гармонизация с собой и Богом.
Осознав, она стала и постигать это.
Она в таком настроении стала ходить в церковь. Не всегда. Иногда, когда ей этого хотелось. Без заставления, борьбы и надежд. Душа просит - пошла в церковь. Не просит - не пошла. Свободной волей, а не заставлением под влиянием церковной пропаганды.
Теперь она не бежала из церкви, не ожидала от нее слишком многое, а находила в ней то, что в церкви есть хорошего именно для нее. Вики.
На исповеди и причастия она ходила редко. Исповедовалась в основном в том, как у нее идет молитва и что на сердце мешает. Такие исповеди были очень короткие, не "грузили" священника и помогали ей. Она не думала о священнике исповедуясь, не смотрела на него как на возвышенность. Ушла эта внушенная униженность из сознания и души Вики. Священник - просто специалист, который выполняет свою работу, именуемую церковным служением. Не понравился этот специалист - обратилась к другому.
Послесловие.
Церковь помогала ей прийти в гармоничное и спасительное состояние души через богослужения, молитвы, редкие Таинства и общей обстановки храма. Особенно, когда он был неполон людей.
Бог же был с ней всегда. И на работе, и дома, и в любых других местах. Был Другом, Которому доверяешь. Который может помочь и поможет.
Церковь утешала и настраивала, а Бог помогал. Духовная картина мира у Вики пришла в полную гармонию.
Вот такой историей поделилась она.
Что думаете?
Пишите, если хотите в комментариях.
Мой публичный телеграм канал: t.me/igor_orlov2