2022-й и 2023-й годы стали сложным периодом для кино о супергероях. Значительную часть проектов разгромили многие критики, а реакцию зрителей далеко не всегда можно было назвать позитивной, не говоря уже о восторженной. Ну и главное – сборы, которые в ряде случаев оказались значительно ниже, чем рассчитывала индустрия.
Все это заставило говорить об усталости от киноадаптаций «веселых картинок». А вероятный провал фильма Marvel Studios «Марвелы» стал еще одним доводом в пользу мнения о завершении эпохи экранной супергероики.
Но действительно ли пора хоронить кинокомиксы? Давайте разберемся!
DC на дне
Начнем с многострадальной DC, потому что здесь все почти однозначно. После пандемии единственным хитом по комиксам издательства стал 185-миллионный «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном, в 2022 году собравший в кинотеатрах планеты $772 млн. Последовавший через восемь месяцев после него 260-миллионный «Черный Адам» смог достичь в бокс-офисе лишь отметки в $393 млн.
В 2023-м в прокат вышли три киноленты DC:
- «Шазам! Ярость богов»: предполагаемый бюджет – $125 млн., мировые сборы – $133,8 млн.;
- «Флэш»: предполагаемый бюджет – $200 млн., мировые сборы – $270,6 млн.;
- «Синий Жук»: предполагаемый бюджет – $104 млн., мировые сборы – $129 млн.
Как говорится, комментарии излишни. Причем только с «Синим Жуком» провал был очевиден с самого начала. На внутреннем рынке картина нацеливалась на очень активно ходящую в кино латиноамериканскую аудитории. Но мало того, что героя выбрали максимально неизвестного, в касте не было достаточно популярных среди широкой публики имен, а исполнитель главной роли не выглядел по-настоящему харизматичным.
При этом сиквел в целом понравившегося и зрителям, и прессе «Шазама!» (касса в мире добралась до $365,9 млн. в 2019 году) и в особенности «Флэш» с кучей звездных камео из предыдущих экранизаций DC казались гарантированными хитами. Некоторые аналитики даже не сомневались, что «Флэшу» покорится миллиард. Однако когда три тентпола с супергероями собирают в сумме всего $533 млн., это ли не признак кризиса?
Вселенная Marvel от Sony показывает противоречивые результаты
У Sony есть права на множество персонажей Marvel, связанных с Человеком-пауком – одним из самых известных персонажей поп-культуры. Вокруг этого супергероя корпорация с переменным успехом строит свою Вселенную. Последним на данный момент кинопроектом, вышедшим в ее рамках, стал 75-миллионный «Морбиус» с Джаредом Лето, в 2022 году принесший в мировом прокате лишь $167 млн.
Также Sony снимает анимационные фильмы о Человеке-пауке, под маской которого скрывается не Питер Паркер, а Майлз Моралес. И здесь у компании все отлично: если первый мультик, 90-миллонный «Человек-паук: Через вселенные», в 2018 году освоил $384 млн., то второй, 150-миллонный «Человек-паук: Паутина вселенных», в 2023-м заработал в кинотеатрах уже $690,5 млн.
Конечно, речь идет, повторюсь, об одном из самых знаменитых персонажей поп-культуры. Но даже культовые герои могут наскучить, если зрителям надоел жанр в целом. Однако, как показывает пример анимационного Спайди, кинокомиксы Marvel по-прежнему привлекают публику.
А как обстоят дела в Киновселенной Marvel?
Именно слабый дебют в мировом прокате «Марвелов», принесших в свой первый уик-энд всего-навсего $110,3 млн. и таким образом записавших на свой счет худший старт в истории КВМ, вновь привел к разговорам об усталости широких народных масс от экранной супергероики.
В США и Канаде космические приключения Капитана Марвел, Моники Рамбо и Мисс Марвел принесли всего $47 млн. – даже меньше, чем «Невероятный Халк» с Эдвардом Нортоном, который в 2008 году дебютировал с $55,4 млн. Но означает ли это, что забит последний гвоздь в крышку гроба кинокомиксов? На самом деле, нет, и вот почему.
В 2022–2023 годах Marvel Studios, помимо «Марвелов», выпустила еще пять фильмов:
- «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»: предполагаемый бюджет – $200 млн., мировые сборы – $955,7 млн. (на $277,9 млн. больше первой части);
- «Тор: Любовь и гром»: предполагаемый бюджет – $250 млн., мировые сборы – $760,9 млн. (второе место в подфраншизе после собравшего $855 млн. «Рагнарека»);
- «Черная Пантера: Ваканда навеки»: предполагаемый бюджет – $250 млн., мировые сборы – $859 млн. (на $490 млн. меньше первой части);
- «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: предполагаемый бюджет – $200 млн., мировые сборы – $476 млн. (третье место в подфраншизе);
- «Стражи Галактики. Часть 3»: предполагаемый бюджет – $250 млн., мировые сборы – $845,5 млн. (второе место в подфраншизе после собравшей $863,7 млн. «Части 2»).
С одной стороны, спад во всех случаях, кроме «Доктора Стрэнджа», налицо. С другой – он не может объясняться усталостью зрителей, так как цифры остаются вполне внушительными (сравните с показателями DC). Конечно, части аудитории супергероика набила оскомину. Но после пандемии поменялся и кинематографический ландшафт. Сейчас поклонникам КВМ (а тем более случайным мувигоерам) не обязательно повторно ходить на каждый проект своей любимой франшизы: появился Disney+, где многие диснеевские релизы выходят в среднем уже через два месяца после кинотеатральной премьеры вместо прежнего окна в три месяца.
О явном упадке можно говорить разве что в отношении «Человека-муравья», да и тот никогда не был фаворитом огромного количества людей и имел худшие кассовые показатели среди сольных линеек Киновселенной. Вдобавок в домашнем прокате третья часть «Муравья» всего на $2 млн. уступила самой кассовой в серии второй.
Но «Марвелы» – это же явный коммерческий провал?
Вероятно, да! У космических приключений трех супергероинь из разных проектов (Кэрол Дэнверс из «Капитана Марвел», Моника Рамбо из «Ванда/Вижн» и Камала Хан из «Мисс Марвел») действительно нет никаких оправданий. Достаточное количество зрителей фильм (пока что, по крайней мере) просто не заинтересовал.
В американском бокс-офисе падение сборов по сравнению с предшественником, «Капитаном Марвел», оказалась худшим среди всех кинолент, первая часть которых заработала в премьерные выходные более $100 млн. Предыдущий антирекорд принадлежал диснеевской же «Алисе в Зазеркалье», стартовая выручка которой составила $26,8 млн. после $116 млн. «Алисы в Стране чудес».
Так есть на самом деле кризис жанра с финансовой точки зрения или нет?
Разве финансовые показатели «Марвелов» – не лучшее доказательство того, что супергероика действительно всех достала? Нет, публика не захотела пойти конкретно на эту картину. Потому что сейчас в Топ 10 самых кассовых фильмов 2023 года в мировом прокате входят три кинокомикса: «Стражи Галактики. Часть 3» (4 место), «Человек-паук: Паутина вселенных» (6 место) и «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (10 место). Даже «Муравей» при относительно низком бокс-офисе попал в Топ 10!
О сохраняющемся интересе к кинокомиксам говорит бешеный ажиотаж вокруг «Дэдпула 3». И это за восемь месяцев до премьеры и даже до выпуска каких-либо официальных промо-материалов! На руку супергероике сыграет и то, что в 2024 году выйдут лишь два крупных кинопроекта такого рода – «Дэдпул 3» и «Джокер: Безумие на двоих» от конкурентов из DC. К 2025 году, когда лент по комиксам вновь станет больше, зрители могут еще сильнее по ним соскучиться и сделать приличную кассу многим из них
И еще один аргумент в пользу того, что о полной усталости говорить рано
Мы говорили о большом кино, но экранизации комиксов выходят и на малых экранах. Конечно, там цифры отследить сложнее. Однако, согласно различным данным, супергеройские сериалы становятся крупнейшими хитами на стримингах.
По различным исследованиям, сейчас в топах как на своих площадках, так и среди всех платформ «Локи», «Поколение "Ви"», «Неуязвимый», плюс вышедший онлайн «Человек-паук: Паутина вселенных».
Фото для статьи взяты с сайта IMDb