Найти тему

Пословица: артефакт исторических событий.

Пословица - малая форма народной мудрости. Но как говорят «Мал золотник да дорог». О чём могут нам поведать порой шутливые, на первый взгляд до абсурда глупые, без смысла пословицы. О каких пословицах пойдет речь, приведу ниже.

А начну, с другого жанра народного творчества, со "старины", которые с лёгкой руки И. В. Сахарова мы знаем как былины. Былина - Русский народный богатырский эпос.

Святогор - один из могучих, богатырей земли Русской. Святогор настолько велик и могуч, что земля его не держит. Странно то, великан, обладающий огромной силой, так легко и глупо позволил себя похоронить. С какими событиями и о каком времени повествует сюжет былины? Не идет ли речь о Ариях. Исследователи былин связывают смерть Святогора, с сменой старой веры, в лице Святогора, на новую, в лице Ильи Муромца. Смена религии, возможно, и стала причиной исхода Ариев.

Согласно исследованиям С. В. Жарниковой, не все арии покинули Русскую равнину, а только часть ушла. Выходит что действительно произошел раскол в обществе. Смена религии, а как говорит история, самые жестокие войны, это религиозные войны, и вызвало раскол и исход Ариев.

Есть ли еще какие артефакты из устного народного творчества подтверждающие эти события?

Да, обещанные пословицы, про которые В. И. Даль сказал «это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах;».

Одна из них:

"Жди когда рак на горе свистнет"

Смысл пословицы ясен и понятен: жди не жди не настанет и может никогда. А вот откуда пошла пословица, смею предложить вам свою версию.

Кого народ мог назвать раком, который может свистеть?

У Бал Гангадхар Тилак в его знаменитом труде "Арктическая родина в Ведах" есть эпизод как жрец, очевидно он стоял на возвышенности, на горе, читает, в течении долгих дней, мантры в ожидание когда появится над горизонтом первый луч солнца. Народ ждал, ждал долго. Жди.

Свершилось, благодатный лучик засиял над горизонтом, свистом жрец оповещает благую весть, созывая народ на вселенское моление. А как ещё? Свист разносится очень далеко, а какие еще возможности оповещения были в то время. Свист.

Теперь кто такой рак? Арии солнцепоклонники, служить солнцу, походить на солнце. Маска из красной охры, идеально подходит. Согласно археологии в обиходе наших предков охра используется более ста тысяч лет. Аборигены ею пользуются и сегодня. Что мы говорим про человека зардевшего от смущения или от стыда, красный как рак. Рак он и есть жрец в красной маске.

Ожидание, страх чувства знакомые нам всем. События связанные со страхом, живут в памяти человека долго, но со временем мы начинаем произошедшее воспринимать по другому, и порой с долей юмора и иронии. Страх, который, не сомненно культивировали жрецы, народ со сменой мировоззрения стал воспринимать можно сказать с юмором посмеяться над самим собой, особая черта русского народа. Через века, истинное значение каждого слова, стерлась в памяти народа, а суть пословицы осталась.

Вот ещё одно подтверждение. Тоже время, те же события.

Жаба у рака гнездо отбила.

Какой смысл этой пословицы? Мы судим опять опираясь на современный наш менталитет: корысть, жадность ну и так далее. Так ли думал тот кто первым произнёс эти слова.

Кто рак мы выяснили. А кто такая жаба?

Жаба-гад рода лягушек; Толковый словарь Даля.

Гад-гадами называли жрецов-прорицателей, гадатели, предсказатели судеб и волю богов. Жаба-гад, гад-гадатель он же и жрец, жрец и рак, один у другого намоленное гнездышко и подсидел. Смена религии вот смысл данной пословицы.

Остров Рюген, здесь находился главный культовый и религиозный центр славян Аркона. Аркона славилась своими оракулами, дающими точные прорицания. Для важных событий в частности войны, главный, жрец храма Аркона, гадал с помощью белого коня. Выводил его из храма и как ступал через копья, конь. гадатель предсказывал грядущее,

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

Мы можем только догадываться о чем пословица, если отталкиваться от того чьими устами она произнесена. От верующего христианина в памяти которого сохранились оба течения: - Истинная вера Христова а конь с копытом , да рак с клешней все от лукавого.

Возможно и проще в любой общине были и будут раскольники.

Хрен редьки не слаще. Что в лоб что полбу.

Масленица: широкая, раздольная, кто ты?.

Обратимся вновь к Тилаку. Вовремя чтения мантр, а длилось, как уже было сказано, очень долго, жрец все эти дни для поддержания сил, вкушал топленое масло. Не отсюда ли и пошло слово и сам обряд "масленица". Зори победили, темные силы отступили, народ ликует и празднует. Помогая не загаснуть солнцу жгут костры, поливая маслом для интенсивного горения. С расколом, причину раскола мы можем только предполагать. Возможно изменился климат стало холоднее, народ был вынужден переселится южнее, но здесь нет тех природных явлений которые наблюдались в северных широтах, Появились новые течения, новое мировоззрение, отсюда раскол и исход. Народ очень консервативен и гибок. При внесении нового он тяжело расстается со старым. Живой пример, на смену языческим верованиям пришло христианство, как не боролась церковь, двоеверие существовало долго, и дошла до наших дней, а это более тысячи лет. Тоже и с масленицей, празднуем, но мы не знаем что именно празднуем толи встречу весны, толи начало нового года?

«Ой ты гой еси, дурак!»

Дурак неординарный персонаж русских народных сказок: глупый и умный, простофиля и хитрец, кто ты на самом деле дурак?

Смоделируем как мог проходить обряд встречи солнца. После долгого ожидания первого луча, натерпевшись страха, народ молился, молился истово, умоляя не затухать, не гаснуть лучик и помогал. Помогал как? Как мы пытаемся разжечь кастер, что делаем? Дуем. Возможно так поступали молящиеся помогая лучу разгореться, дули, раздувая, распаляя восходящее солнце.

Раскольники насмехаясь над молящими соплеменниками обзывали их.

"Дуешь, не лопни, красный как рак, пытаешься всё раздуть, распалить, темный, дикий ты человек, дурак". Предположительно такой монолог мог состоятся, между представителем новой веры со старым. Дующий рак, дурак.

Дуть. Зажигать. (свет, лампу)
Уж темно стало, пора дуть-огонек.
Волог. Перм.
Словарь русских народных говоров. Ф.П. Филин.

И последнее, о охре, о применении её в погребальном обряде. Выше уже было сказал, охру за её цвет, как символ солнца, использовали солнцепоклонники. О чем может символизирует охра в захоронениях, версий много повторять не буду, скажу свою. Хоронили в землю усопших не только солнцепоклонники, хоронили и лунопоклонники, и чтобы бог солнца отличал кто есть кто, охра и служила своего рода, опознавательным пропуском, оберегом. Охрана.