За полчаса жаждущий крови изверг убил сразу двух женщин - одну на глазах прохожих, вторую - прямо перед маленькой дочерью.
Но и на этом маньяк не остановился. Эта история потрясла Новосибирск в 1976 году. В столице советской Сибири одна за другой начали погибать беззащитные женщины. Сыщики понимали: в городе завелся опасный маньяк. Однако его действия ставили в тупик даже опытных криминалистов. Милиция задействовала все силы, привлекали даже военных, но нападения происходили снова.
Сыщики нашли одну зацепку - женщины были убиты кортиком - прямым тонким кинжалом с двусторонним лезвием. Но все разного возраста и не похожи друг на друга. За что мстил новосибирский маньяк-потрошитель, по какому принципу выбирал жертв? Ответы на эти вопросы искали опытные сыщики, но нашли не сразу.
Историю одного из самых громких и страшных преступлений в Новосибирске рассказали в выпуск программы «Следствие вели...», назвав эту серию "Особо заразен".
Две жертвы за полчаса
В 1976 году в Новосибирске поздним зимним вечером за полчаса убили двух женщин - 40-летнюю мать двоих детей и 19-летнюю студентку.
Тело первой жертвы - 40-летней женщины, обнаружила молодая пара, когда возвращалась с позднего сеанса кино в районе 22 часов вечера. Они шли домой мимо гаражей, где не было освещения. Вдруг парочка услышала детский голос: девочка плакала рядом с лежащей на земле женщиной. Ее мама была мертва, хотя ребенок этого не понимал. Тело погибшей увезли в морг, а она все спрашивала парня с девушкой: "А мамочка поправится?". Но женщина была мертва.
Погибшей оказалась 40-летняя Нина Васильева. Женщина работала на заводе и жила с мужем и двумя детьми - сыном и дочкой - в общежитии.
В тот же вечер произошло еще одно убийство - еще более дерзкое. Его свидетелем стала компания родственников новосибирец Константин Сиротин, его жена, которая была беременна, и теща. Идя вечером по улице, они увидели, как к девушке подошел мужчина в зимней шапке. Она начала падать, и очевидцам показалось, что неизвестный пытался поднять ее потому, что она поскользнулась. Однако в следующее мгновение Константин заметил нож в руках мужчины. Он хотел поймать злоумышленника, но жена и теща удержали его. Убийца убежал и запрыгнул в такси.
Когда Константин вернулся на место преступления, раненая женщина уже не дышала. От перенесенного стресса у беременной жены Сиротина начались сильные боли в животе, и он поспешил вызвать скорую — ей и запоздало пострадавшей женщине. В итоге супруге помогли и женщина родила здорового ребенка, а вот девушка, на которую напали на улице, уже была мертва.
Ее личность установили в тот же вечер - погибшей оказалась незамужняя 19-летняя студентка Людмила Каткова — дочь начальника одной из новосибирских колоний, полковника внутренней службы.
Разница между двумя убийствами составила полчаса, но с первой жертвой ее ничто не связывало. Милиционеры первоначально отрабатывали версию, что девушку могли убить из мести ее отцу. Они проверили всех, кто мог бы мстить таким образом но не нашли улик.
Важные показания дал тот самый свидетель, Константин Сиротин. Он припомнил, что после нападения мужчина тщательно вытер лезвие.
Милиционеры предположили, что он делал это потому, что нож вставлялся в ножны. Выяснилось, что в обоих случаях орудие убийства было одним и тем же, и характер ранений очень напоминал удар кортиком. Тогда сыщики предположили, что убийца — офицер флота. Но в Новосибирске военно-морских училищ не было — скорее всего преступником был приезжий.
Милиция развернула целую спецоперацию: милиционеры подсаживали пассажиров в такси, под видом самих таксистов колесили по городу, в надежде, что убийца снова попробует скрыться с места преступления подобным образом, но убийца залег на дно. Впрочем, ненадолго.
Через пару недель его новой жертвой стала Галина Паршикова. Она возвращалась вечером в общежитие с работы, поднялась на второй этаж по лестнице, и вдруг ее сзади обхватил мужчина и ударил ножом. В это время в подъезд зашла женщина и спугнула преступника. Кровожадный изверг сбежал, а Галину успели спасти врачи. Придя в сознание женщина описала нападавшего — высокий и худощавый мужчина с выступающим подбородком.
Это были важные показания, но дело сдвинулось с мертвой точки благодаря другой, новой зацепке.
Граф-уголовник
Однажды две сибирячки услышали в автобусе странный диалог двух мужчин.
"Граф рассказывал, что будут трупы", — говорил первый приятелю
"Да этот Граф убьет кого угодно, и глазом не моргнет", — отвечал второй.
Женщины среагировали молниеносно - вышли на ближайшей остановке и позвонили в милицию, пересказав услышанное.
В полиции установили всех уголовников по кличке Граф — таких в городе на тот момент было трое. Владимир Комаров, раскоронованный вор в законе, месяц был в запое. Другой — Владилен Щеголев — отбывал наказание в исправительном учреждении. Ни тот ни другой вряд ли бы пошли на кровавые преступления.
Третий подозреваемый, Николай Карп, дважды судимый за разбой, полгода назад вышел из колонии. Он был худощавым и высоким — подходил под описание выжившей жертвы.
Дом, где проживал Граф-Карп, оцепили. Милиционеры постучали в дверь, но вместо того, чтобы открыть, хозяин стал стрелять из обреза. Пока он перезаряжал оружие, оперативники выломали дверь и попали в квартиру.
Выяснилось, что Карп с дружками собирался ограбить сберкассу, и милиции удалось предотвратить налет и возможные жертвы. Но к убийству женщин все трое оказались не причастны.
Новая жертва
Дело зашло в тупик. Несколько месяцев был период затишья - маньяк залег на дно.
Настал 1977 год. И тут появилась новая жертва, причем на этот раз - мужчина.
Александр жил в рабочем общежитии. Однажды из его комнаты уборщица почувствовала неприятный запах. Когда дверь в комнату вскрыли внутри в окружении пустых бутылок в луже засохшей крови нашли труп Александра Скляренко. С предыдущими жертвами маньяка его роднила одна деталь - у погибшего были такие же раны от кортика, как у женщин, убитых в 1976 году.
Выдал себя сам
Оперативники поняли что мотивом убийства тут могла быть какая-то ссора или иная причина, но убийца - тот самый зверь с кортиком.
Они долго опрашивали жил цов общещития. Первое время зацепок не было. Но вскоре перативникам удалось выяснить, что незадолго до смерти Александр поругался с Юрием Ивановым — 35-летним передовиком производства, которого даже представляли к званию «Герой социалистического труда». Доказать, что он причастен к смерти Скляренко, без главной улики - орудия убийства сыщики не могли. Однако в комнате Юрия кортик не нашли, а сам он в это время был в командировке — в 300 километрах от города, работал в подшефном хозяйстве на уборке картошки в полях.
Милиционеры решили не терять времени и быстрее допросить подозреваемого, Юрия Иванова, отправились за ним на самолете-кукурузнике. Его забрали прямо с поля и доставили в Новосибирск. В разговоре Юрий не отрицал того, что поругался с Александром, но в убийстве не сознавался и кортика при нем не нашли.
И тат милиционеры решили пойти на хитрость. В присутствии Юрия один сказал другому, что на следующий день проведут обыск в его общежитии, чтобы найти кортик, отпустили подозреваемого и спрятались на этаже.
Около часа ночи, когда жильцы общежития уснули, Иванов вышел в общий туалет — казалось бы, дело житейское. Но из помещения сыщики услышали приглушенный шум, а зайдя внутрь, застали мужчину на стремянке под потолком — за решеткой вытяжки оказался тайник, где Юрий Иванов и прятал кортик.
За что мстил маньяк
Юрий Иванов родился в многодетной семье в Беларуси. Рано потерял отца и после его гибели в поле однажды нашел тот самый кортик.
Когда вырос, парень устроился на завод, получил комнату в общежитии, познакомился с девушкой Алёной. Парочка задумывалась о свадьбе, но были еще слишком юными. Затем Юрий получил повестку в армию. Им грозило расставание на два года, и парень потребовал у девушки «доказать ее чувства». Алена была не готова к интимной близости, и тогда Иванов воспользовался кортиком впервые: пригрозив девушке убийством, он изнасиловал ее. Алена заявила о случившемся в милицию, и Юрий получил срок — 7 лет в колонии. Все это время кортик лежал в тайнике в общежитии.
Отбыв срок, Юрий приехал в Новосибирск, устроился в работу. Мужчина был на хорошем счету, стал передовиком производства, устанавливал трудовые рекорды, его приводили в пример и однажды премировали путевкой в Сочи.
Там мужчину накрыл с головой курортный роман. А после близости девушка призналась, что была больна сифилисом. Узнав об этом, Иванов пришел в бешенство. Он убил подругу, а наутро сел в поезд и вернулся в Новосибирск.
Лечиться мужчина не стал, боялся что если узнают о его заболевании - карьере конец.
Однажды на вечеринке Иванов встретился со скандалистом Александром Скляренко. Завязались ссора и драка. После этого Юрий дождался, пока Александр уйдет в свою комнату, пошел следом за ним, постучался, вошел в комнату и убил мужчину тем самым кортиком.
После убийства он как ни в чем не бывало вернулся на вечеринку и сказал присутствующим, что зарезал Александра. При этом пригрозил, что если кто-то об этом расскажет, то он расправится и с ним.
Все испугались и молчали. Знакомые отзывались о передовике Иванове только положительно, поэтому и милиция не взялас за него ранее, когде отрабатывала версию о бывшем худощавом уголовнике, о котором шел разговор в автобусе.
Но когда за Иванова взялись после того как поймали с уликой, один из свидетелей все-таки прервал молчание и рассказал милиционерам о произошедшем.
Все пять участников вечеринки, которым Иванов сообщил об убийстве, получили несколько лет колонии за свое молчание. Сам Юрий Иванов пытался изобразить психически нездорового: говорил, что голоса в голове приказывали ему убивать. Потом он уверял, что раскаялся в содеянном. Но ему уже никто не поверил. Убийцу приговорили к расстрелу.
Оксана Соболева