Найти тему

Имена на все времена: Л.Н. Аксеновская о своём преподавателе

О любимом преподавателе сегодня рассказывает декан факультета психологии Л.Н. Аксеновская.

С особой теплотой и благодарностью Людмила Николаевна вспоминает Раису Гавриловну Селиванову.

«У нас было много замечательных преподавателей. И, все-таки, во главе моего «списка» университетских учителей стоит кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Раиса Гавриловна Селиванова (1929-2011).

Раиса Гавриловна Селиванова, фото из архива
Раиса Гавриловна Селиванова, фото из архива

Раиса Гавриловна с 3-го курса курировала мою научную работу и стала научным руководителем дипломной работы. Кроме того, она с симпатией относилась к моим занятиям художественной самодеятельностью. А после окончания университета пригласила меня на работу в свою команду в один из вузов города. Благодаря ей же я вернулась в “альма матер”. Раиса Гавриловна поддерживала мои усилия по защите кандидатской диссертации, потом докторской. Всегда верила в меня, даже когда для этого, казалось, не было никаких оснований. И, конечно, она очень поддерживала меня в период, когда я начала заниматься формированием и развитием факультета психологии.

Раиса Гавриловна преподавала «Психологию личности». Курс очень значимый для формирования мировоззренческих установок молодых людей и в профессиональном плане, и в плане личностного становления. Ее лекции отличались соединением двух, казалось бы, противоположных моментов – хорошей структурированностью, информативностью и аналитичностью, и в то же время ярким и экспрессивным изложением материала. Сочетание интересного значимого содержания с увлечённостью и даже влюблённостью в психологию было для меня завораживающим.

В студенческие годы мы общались преимущественно на лекциях. Кроме того, Раиса Гавриловна посещала иногда выступления моей музыкальной группы и некоторые мероприятия стройотряда «До победы», командиром которого я была. Когда шла работа над дипломной работой, Раиса Гавриловна приглашала своих дипломников на консультации к себе домой. Обсуждение работы проходило за чашкой чая, в домашней обстановке.

После окончания университета мы тоже встречались изредка у нее дома. Я рассказывала, чем занимаюсь, как осваиваю профессию и в практическом плане, и в преподавательском. Она очень внимательно следила за моим профессиональным становлением и подбадривала в сложные моменты. Далее, когда она пригласила меня работать вместе с ней на одной из психологических кафедр города, мы уже шли в профессии “плечом к плечу”: семинары, конференции, совместная статья. Вместе с ней я провела один из первых ордерных тренингов в известной саратовской компании.

Однажды, перед каким-то значимым для меня делом, я сказала Раисе Гавриловне, что боюсь неудачи. На что она, довольно резко, ответила: “Запомни, ты ничего не боишься. Ты просто опасаешься”.

И, конечно, важное для всех нас событие, которое мы создавали и проживали вместе и с Раисой Гавриловной и с другими моими университетскими наставниками – организация факультета психологии. Я счастлива, что работала с Раисой Гавриловной в составе факультета психологии СГУ, начав наше сотрудничество на кафедре психологии биологического факультета.

В нашем общении был один эпизод, который принципиально повлиял на мои научные занятия и, как выяснилось, впоследствии на некоторые мои установки как преподавателя. В студенческие годы, к моменту выбора направления научных исследований в рамках дипломной работы, у меня уже прочно сложились научные интересы – лидерство и искусство в рамках политической психологии. Но на кафедре психологии тогда, в начале 80-х годов, политической психологией никто не занимался. Сама Раиса Гавриловна разрабатывала направление семейной психологии и семейного психологического консультирования. Тем не менее, я обратилась к ней с просьбой стать научным руководителем моей дипломной работы и предложила ей свою тему (политическая социализация молодежи на примере международного движения политической песни). Она задумчиво на меня посмотрела, и я подумала тогда, что получу отказ. Однако она сказала: “Хорошо. Делай то, что задумала. Я тебя поддержу”. И добавила: “Тебе придётся быть очень самостоятельной”. Это в смысле поиска материала, методик и т.п. Однако она смогла мне очень помочь как раз с подбором методик, не пожалев своего времени и вникнув в новую для себя область психологии.

Таким образом, благодаря Раисе Гавриловне, я пошла по пути, которым иду до сих пор. С искусства позднее произошел переход на культуру, которая и является темой моих социально-психологических исследований и разработок.

А как преподаватель, я четко следую образцу реагирования на студенческие необычные научные инициативы, который задала Раиса Гавриловна. Я поддерживаю студентов, у которых есть свои научные интересы, добавляя: “Только Вам придется быть очень самостоятельным”.