О том, каких изменений в ПДД требует появление на дорогах новых транспортных средств, говорили эксперты на площадке итогового форума ОП РФ «Сообщество» в Москве в ходе круглого стола «Обсуждение поправок в ПДД, разработанных ОП РФ».
Эксперты отмечают, что процесс корректировки существующих пунктов ПДД нуждается в участии общества. Такую практику ОП РФ опробовала в 2022 году, запустив проект общественных изменений в ПДД. Одним из его результатов стало вступление в силу 1 марта 2023 года новых поправок в ПДД. Тем не менее, по мнению специалистов, сфера все еще требует регулирования, а потому работа по общественным поправкам продолжается. Сегодня ОП РФ располагает черновиком поправок, описывающим правила для пешеходов.
По словам заместителя председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александра Холодова, во время их разработки была взята за основу идея писать ПДД от простого к сложному: сначала главы для пешеходов, затем велосипедистов и так далее.
«Черновик текста для пешеходов мы осознанно сделали провокационным. Специально включили туда самые смелые идеи, чтобы получить как можно больше критики и замечаний», — пояснил член ОП РФ.
Роботы-доставщики также стали предметом для обсуждения экспертов. Так, их появление на улицах и дорогах Москвы вызывает много вопросов к их статусу как участников дорожного движения, подчеркнул Александр Холодов. Он отметил, что пока неясно, кто будет за них отвечать в случаи аварии.
«Говорить о гражданской ответственности проще. Но что делать с уголовной ответственностью, если, например, автомобиль, объезжая его, собьет кого-то насмерть? — задал экспертам вопрос член ОП РФ. — Кто будет отвечать тогда — программист, оператор, владельцы компании, пустившего робота на улицы?»
Новыми ПДД, которые вступят в силу в 2029 году, будут пользоваться дети и школьники, заметил член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Валерий Солдунов.
«От новых ПДД зависит качество подготовки водителей и безопасность на дорогах. Мы, в свою очередь, продвигаем идеи подготовки водителей в системе детско-юношеских школ», — сообщил он.
Статистику новой городской мобильности, среди которой были названы СИМ, автомобили-такси, каршеринг и транспортные средства с электронными устройствами помощи водителю ADAS, привел профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский. По его данным, сегодня на дороги страны выходит более 30 миллионов велосипедов и около пяти миллионов СИМ. Эти показатели ежегодно увеличиваются, вдвое и, по мнению профессора, не за горами то время, когда они превысят количество автомобилей.
Эксперт также отметил проблему незнания ПДД велосипедистами и людьми на самокатах: «Мы провели исследование по пересечению пешеходных переходов. 75 процентов участников исследования не смогли это сделать согласно правилам».
Не закрытый в экспертном сообществе вопрос о том, могут ли ездить СИМ по пешеходным дорожкам, поднял председатель Союза пешеходов России Владимир Соколов. СИМ подвергают опасности пешеходов, когда едут по тротуару, считает эксперт.
«Есть стандарт для тротуаров — метр сорок. Большинство же дорожек в целях экономии еще меньше. Попробуете разойтись с пешеходами — они врассыпную кинутся. Поэтому давайте охранять права пешеходов. Пока 80 процентов аренды СИМ находится в Москве в пределах Садового кольца. Это развлечение, и мы должны обозначить СИМы как источник повышенной опасности», — подчеркнул он.
Спикер высказал предположение, что СИМ как транспортное средство окажутся полезнее в городских агломерациях и малых населенных пунктах при условии, что для них отстроят соответствующую инфраструктуру.
Взгляд на проблему с точки зрения архитектора представил генеральный директор компании «Яузапроект» Илья Заливухин. Он отметил, что СИМ могут существовать только при определенной инфраструктуре либо их не должно быть вообще.
«Если мы построим маршрут для велосипеда по “Яндекс.Картам”, то они проведут нас по тротуарам, чего не должно быть в принципе. Нужно убрать это полностью с карт. Если вообще убрать СИМ с тротуаров, то пешеходам будет легче. СИМ нужна инфраструктура, но ее нет», — добавил эксперт.
Ответ на вопрос, где взять инфраструктуру для СИМ, когда у города нет бюджета, дал руководитель направления по связям с государственными органами сервиса «Юрент» Георгий Зелинский, который предложил пригласить операторов к обустройству велодорожек или обязать застройщиков их отстраивать.
Источник: пресс-служба Общественной палаты РФ