Все сколько-нибудь духовно развитые люди стремятся к тому, что бы в душе было тихо и спокойно. Однако же мало кто из нас хорошо себе представляет, что это такое, и как достичь этого состояния.
Обратимся за помощью к святителю Тихону Задонскому.
Вот как он рассуждает на эту тему:
«Как видим, есть покой телесный, есть покой и душевный. Тело успокаивается, когда после пути или трудов почивает. Так и душа успокаивается, когда в чистой и непорочной совести почивает и от нее ничем не смущается. Это пресладкий душевный покой».
Святитель Тихон всегда находит точные параллели между невидимым духовным миром и миром видимым – материальным. В данном случае между душой и телом.
Итак, тело трудится, устает и затем отдыхает. Так и душа…
Впрочем, здесь есть некоторые особенности.
Душа тоже работает. И ее работа заключается в том, чтобы постоянно с помощью совести следить за тем, чтобы между добром и злом всегда выбирать добро и не впадать в зло.
На самом деле – это тяжелый труд, от которого тоже устаешь, и от которого тоже нужно время от времени отдыхать.
Так вот – если после долгих трудов на этом поприще различения добра и зла и борьбы и со злом, ты хочешь душевно отдохнуть – держи свою совесть в чистоте и непорочности.
И тогда, оставшись один, ты будешь действительно отдыхать и «ничем не смущаться».
Итак, вокруг нет людей, ты наконец один – можешь отдохнуть…
Но если ты впал в зло и согрешил, никакого отдыха не будет. Тебя начнет обличать совесть. И ни о каком душевном покое уже и речи быть не может.
Да, это, если уж продолжить телесные аналогии, как заноза в теле. Она все время будет тебя мучить, пока ее не вытащить.
А вот если ты после тяжелой душевной борьбы, все-таки выдержал ее и не согрешил – да!.. Тогда у тебя появляется блаженная возможность вкушать «пресладкий душевный покой».
«Сладко успокаивается тело, когда после трудов почивает, в пресладком покое находится и душа, когда чистую и непорочную имеет совесть. Имеет свое беспокойствие тело, имеет и душа. Тело лишается покоя, когда находится в трудах, душа лишается покоя, когда ее злая беспокоит совесть».
Вот – это подтверждение вышесказанному.
Правда, святитель Тихон не касается еще худшего варианта.
Когда из-за многочисленности грехов и большого количества зла, сделанного человеком совесть вообще перестает работать.
Это наверно можно сравнить с уже бесчувственным телом, когда, изнеможенное, оно перестает что-либо ощущать. Или вследствие начавшегося разложения и некроза, разрушающиеся нервы перестают проводить какие-либо сигналы.
Увы – ситуация типична для большинства наших современников.
Они могут совершать самые злые грехи, не почувствовав ни малейшего укола от их совести.
Что это означает? А означает только одно - что у них уже мертвая душа.
Выделим этот вывод.
Мертвая душа не чувствует укоров от совести.
Именно потому, что она уже мертвая.
Увы, увы, увы!.. Мы живем в Гоголевской стране. Стране, которая заполнена мертвыми душами.
Гоголь ужасался этой картиной почти двести лет назад. Но, похоже, ситуация сейчас еще страшнее.
Он поражался с бесчувственности Чичиковых, Ноздревых, Коробочек и Собакевичей, прозревая в них мертвые души.
Чтобы увидеть современные мертвые души, не нужно даже ничего прозревать. Достаточно взглянуть на статистику разводов или абортов.
Увы – нам, людям, с мертвыми душами!