Найти в Дзене
Параллели истории

Кому мешал Мамай?

Оглавление

Как это кому? Все же прекрасно знают, кто вышел на Куликово поле и мешающего устранил. Вроде бы понятно. Дмитрий Донской, при поддержке идеологических институтов в виде православной церкви и её иерархов, стал признанным главой антиордынской политики в русских землях и собирателем этих самых русских земель, ну, и так далее и тому подобное, вплоть до возникновения на поле битвы русской нации.

Но тут у меня вопрос возникает. А что случилось-то? Как-то раньше уживались же. Дмитрий Иванович вот даже лично с визитом к Мамаю Алышевичу ездил в 1371-ом году, если официально, конечно, то к его хану, Мухаммеду Булаку. Предварительно перед этим, не пустив мамаева посла во Владимир*, не говорю уж о Тверском князе.

*- так то, конечно, "путь чист" послу был, но мы всё понимаем...

И ничего, жив здоров вернулся, с ярлыком на Великое княжение, да ещё и сына Тверского князя прикупил по случаю в Орде. Так ещё, вроде, и о уменьшении выхода против прежнего договорился. Что ж ссориться-то? Ан нет, в 1374 году стало у них почему-то "розмирье". Не понравились друг другу на смотринах, долго крепились и вот через три года прорвало? Так себе версия. Может церковь решила из-под ига выбраться? Так она не под ним. Митрополит Алексий озаботился отношениями в свой визит к ханше Тайдуле. Не только же офтальмологией он там занимался. Нужный ярлык у него имелся. Зачем ссориться? Все довольны. Бизнес мутится нормально.

Тут из зала подсказывают, может какие внешние силы воздействовали? Очень на это похоже.

Попробуем зайти со стороны левобережья Волги, откуда постоянно накатывали претенденты на место мамаева хана.

Естественно, им всем этот Мамай мешал. Расселся понимаешь во весь Сарай, к трону не подойти... И вот, эти претенденты, один за одним, шлют посольства в Москву с ярлыками? Кто-то требует немедленно собрать войско и не позднее трёх недель принести голову цепкого до власти беклярбека? Может кто-то пытается скоординировать свои действия по захвату Сарая с Московским князем? Вроде бы, кое-какие основания так думать есть. Вот, например, хан Мурад, один из противников Мамая, присылал ярлык в Москву. Дескать, княжьте там, но не забывайте с кем вы, если что. Ну так и Мамай, не будь дурак, такой же ярлык Дмитрию прислал. И Мурад свой "переподарил" Суздальскому князю. Вот и вся координация... Да и было это задолго до "розмирья". Или, уже теплее, Тохтамыш. Многие прямо так и говорят, дескать, по велению Тохтамыша московские рати вышли на Куликово поле. Слушались и повиновались, одним словом. Только было это всё несколько позже начала "розмирья". А в 1374-ом году молодой Тохтамыш тусил на восточном побережье Каспийского моря, в районе Мангышлака, у него там папа был главой местной администрации. Сидел, я так понимаю, в Кетиккале* на торговом маршруте из Ирана.

*-Кетик - щербина, выбоина, кале - крепость. Щербатая крепость? Кто в курсе - поправьте, если как-то не так.

-2

В общем, море, пляжи, щербет, тюнингованные верблюды, и гарем. Пока папу Урус-хан за, очень похоже, растраты не казнил, ни о каких политических притязаниях Тохтамыш не помышлял. Так что и тут не подходит.

Может Литва?

Давил Ольгерд на Москву неслабо, но не до такой же степени, чтобы московские рати в дикое поле выгнать против Мамая. Да и не сильно Мамай Алышевич Ольгерду Гедиминовичу мешал. Они, конечно, поглядывали друг на друга пристально, но сцепиться особо не спешили. У Мамая претенденты проклятые, так и сыпятся, как из рога изобилия. Успевай только Сарай обратно отвоёвывать. А у Ольгерда своя головная боль, даже две. Орденские немцы и поляки, не до Мамая. Да и старенький дедушка уже, прыть не та.

Попробуем Константинополь

Вот вы скажите, где Константинополь, а где Мамай? Там императорам не до этого, их турки подпирают, аж дышать тесно. Генуэзцы с Венецианцами мутят воду постоянно. Хотя... не сильно это императорам мешает за власть резаться да предаваться разврату гедонизЬму. А вот церковные начальники, во главе с патриархом, об этом крепко призадумались. Они хоть, уверен, и были знакомы с учением Аристиппа, но предавались удовольствиям, ни на секунду не забывая, что их с намоленных насиженных мест могут турки спихнуть. Вот, постоянно держа эту неспокойную мысль в голове, стали они ситуацию пытаться выправить. В 1367-ом году Константинопольский патриарх Филофей попробовал было забросить удочку на счёт объединения церквей, в надежде на помощь папы против турок. Дескать, давайте созовём собор, утрясём разногласия, подпишем документы, уния, так уния. Попытка, как я понимаю, сделана была исходя из следующих обстоятельств.

Папа Урбан V "проживал" в Авиньоне (См. Авиньонское пленение Пап), а тут решился именно в этом году сменить дислокацию на каноническую, в Риме. Что в самом Вечном городе не многим нравилось.

-3

Французик какой-то... Пришлось, кстати через три года обратно уезжать. Вот на фоне неуверенности можно унию на своих условиях продавить. Это раз.

Да и папой он стал совершенно случайно, даже не будучи епископом. Просто, как это частенько бывает, кандидаты, в данном случае кардиналы, дабы какой соперник вперёд не вылез, согласились на фигуру компромиссную, устраивающую всех. Что тоже не должно было предполагать уверенности в себе. Это два.

Но папа, крестясь слева направо, патриарха, крестящегося наоборот, ожидаемо послал подтянуть экклезиологические расхождения в догматике. А именно место из блаженного Августина о видимом главе Церкви, что Филофея, естественно, не устроило. Зато через пару лет турецкая угроза хорошо прожаренным петухом так клюнула императора Иоанна V Палеолога, что пришлось мчаться кабанчиком в Рим и перекрещиваться в католики. Но не помогло.

Тогда у патриарха родилась идея побороться с турками руками православных братýшек.

Вообще-то Филофей пытался заниматься этим ещё лет так пятнадцать назад. В смысле не давал дробить Киевскую митрополию. Дабы православные единым строем заносили деньги к патриаршему престолу противились экспансии мусульман Золотой Орды. Но, власть в Константинополе сменилась, сменился и патриарх. Новый, Каллист, просьбу Ольгерда уважил и утвердил митрополитом Литвы и Малой Руси Романа, к ба-а-альшому неудовольствию митрополита Киевского и Всея Руси Алексия. И вместо того, чтобы чинно, благородно собирать копеечка к копеечке, митрополиты стали за Киев собачится. Алексия даже в этом Киеве в кутузку упекли, еле ушёл.

Но Каллист, как и всё в этом мире, оказался не вечен, и патриархом снова стал Филофей. Пришло время проводить план по спасению патриаршества, императора и империи в жизнь. Основные моменты были таковы.

  • Удалить все разногласия между Константинопольским патриархом и Сербией, которая Византию с Балкан выталкивала.
  • Объединить в одну метрополию Литву и Русь, а потом, совместными усилиями всех православных, "крестовым походом" выкинуть турок за границы империи.
-4

С Сербией замирились, сняв анафему с уже умершего к этому времени сербского короля. А к "нам" с особой миссией поехал Киприан. Алексий, хоть и считался "Всея Руси", в земли, принадлежащие Ольгерду, а уж тем более в Киев, ездить зарёкся, но денежки требовал свозить к нему. Ольгерду Гедиминовичу такой расклад нафиг не был нужен. Он прекрасно понимал, что Алексий не только, а вернее, не сколько митрополит, сколько глава Московского правительства. А усиливать конкурента, себе дороже. Потому, Ольгерд постоянно выпрашивал у патриарха своего митрополита, в противном случае угрожая перейти в католичество. Вот Филофей и отправил на север компромиссную фигуру Киприана, который после смерти Алексия должен был всё объединить.

Ну, и оставался Мамай, через которого шёл товар из Москвы в Константинополь и дальше. Проверенный торговый партнёр Московского княжеского дома и близких к телу тогдашних олигархов. Контролирующий бесперебойный транзит через свои владения. Ссорится с ним в Москве желали не очень. А вот в Константинополе он представлялся главным препятствием планам по возвращению былого величия. Вместе с пресловутыми генуэзцами, которые у империи бизнес отжимали.

Для начала, Киприан подкатил к Ольгерду, где в личной встрече расписал в красках, какие перспективы его ожидают. Создание православного союза, если он его примет, это православие. Где он, Ольгерд, естественно будет лидером, не Московский же князь в самом деле.

Следом, в Москве, Киприан рассказал аборигенам о прекрасном православном союзе во главе с великолепным Московским князем, с намёком, что правобережная Орда с этим, как его, Мамаем, естественно не выдержит удара таких бравых молодцов, а Ольгерд уже в возрасте, дети его за власть перессорятся и Московский князь будет в лидерах. Здесь его тоже слушали с открытыми ртами, смахивая слезу умиления, когда речь заходила о святой горе Афон. Духовные отцы, типа Сергия, долю в товарообороте не имели, а потому эти речи воспринимали в нужном Киприану ключе. Что не смогло не отразиться на дальнейших событиях.

И, вроде бы, всё стало получаться. Русские князья съехались "мириться" на день рождения сына будущего Донского. Не отходя от кассы, убили мамаева посла Сарайку в Нижнем Новгороде. Даже Литва ходила воевать какого-то Темирязя. Казалось, ещё немного, пойдут и северо-восточные князья под руководством Владимирского и Московского воевать с Мамаем. Тем более в Орде мамаевой, раздрай.

Но, с той стороны тоже не дураки сидели. Из Москвы в Тверь, а потом к Мамаю бегут Иван Вельяминов и Некомат Сурожанин с криками, ой что делается, клиент уезжает. Мамай тут же шлёт ярлык на Великое княжение в Тверь. И всё здание, так тщательно возводимое Киприаном, рушится в одно мгновение. Вместо того, чтобы гонять по степям Мамая, князья дружно ломают через колено Тверь. Людям, которые гнали через мамаевы земли товар, все эти империи и их спасение не упёрлись вообще. Я так понимаю, что и сам Дмитрий Иванович не сильно-то был увлечён этой идеей, вернее, может и "мечтал о немыслимом", но очень опасался. Киприан, видя такое дело, просит патриарха поставить его митрополитом. Ну никак не вывозил Алексий объединения.

Тем временем в Константинополе происходит переворот, и Филофея, всё же успевшего Киприана омитрополитить, отправляют на подвал, где он и умер. К власти приходит император, поставленный генуэзцами. Вслед, в 1378 году умирает митрополит Алексий и Киприан отправляется в Москву, на своё, как он считал, митрополичье место. Но в Москве его видеть не желают, все прошлые разговоры остались в прошлом, а готовят своего, Митяя. Уже одобренного новым "генуэзским" патриархом. Параллельно туда же мчится "человек Сергия", Дионисий. Пришлось и Киприану ехать в Константинополь доказывать свою правоту.

Митяй, не доехав до митрополитства умер.

-5

Вместо него на митрополию вскочил Пимен**.

**- вот она, роль личности в истории.

Киприана оставили митрополитом Литвы и Малой Руси. С чем он и едет восвояси. Но "задания" своего по объединению русских земель не забывая. Московского князя, с этой же темой против Мамая, настропаляет Сергий. И, не без успеха.

Мамай Алышевич, которому пронырливые итальянцы обрисовали картину будущего его бытия, если он не почешется как-то, начинает собирать войска. Наказать, теперь уже бывшего, по-видимому, партнёра за такой кидок.

В общем, то, о чём так долго говорили большевики покойный Филофей, Киприан и наш Сергий не могло не произойти. "Участники регаты" встретились "у Дона Великого, на берегу". В итоге имеем Куликовскую битву.

А на сегодня всё.

P.S. Не забываем, что всё написанное не истина в последней инстанции, а повод покопаться в произошедших событиях. Версий, этих самых событий, может быть множество...

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314

или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С