Найти тему

ДЕРЗАЙТЕ! ВЫ ТАЛАНТЛИВЫ!

ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА КИТАЙГОРОДСКАЯ, доктор пед. наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик международной Академии наук Высшей школы, президент научно-образовательного центра "Школа Китайгородской".
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА КИТАЙГОРОДСКАЯ, доктор пед. наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик международной Академии наук Высшей школы, президент научно-образовательного центра "Школа Китайгородской".

Кто не хочет заговорить на иностранном языке без труда и особых усилий? Как по волшебству: поставил на ночь диск с аудио-курсом, проснулся - и на вопрос «Do you speak English?» уверенно отвечаешь: «Уes, of соurse!»

Но чудес не бывает. Выучить язык во сне или «мимоходом» вряд ли удастся. А вот как это сделать действительно быстро и результативно? Об этом интервью с Галиной Китайгородской – автором Метода активизации, который стал основой научно-практической системы интенсивного обучения иностранным языкам.

Галина Александровна, Ваш метод существует больше 40 лет. Какими мотивами руководствуются те, кто приходит учиться в «Школу Китайгородской» сейчас?

- 95% людей идут учиться с чисто прагматическими целями: работа, учеба. Но есть и такие ответы: «Не хочу чувствовать себя полной идиоткой, когда еду куда-то отдыхать». Сегодня рынок образовательных услуг переполнен, однако за качественным обучением общению в краткие сроки, да которое еще проходит в творческой радостной атмосфере, идут к нам.

Неужели действительно можно заговорить на языке всего за пару месяцев? Разве изучение языка – это не труд, помноженный на время?

- Несомненно, и труд, и время. Вопрос в том, какие. Труд ведь может быть удовольствием и даже отдыхом. Именно на таком труде основан наш метод. А времени на то, чтобы начать полноценно общаться на языке, уходит значительно меньше, чем в традиционной системе обучения. Наш метод позволяет максимально активизировать такие процессы, как память, внимание, мышление, речетворчество, мы задействуем эмоции, воображение, а также все те социально-психологические ресурсы, которые заложены в групповом взаимодействии.

И что, можно заговорить с первого занятия? Даже если человек вообще ничего не знает, включая алфавит?

- Да, и никакого волшебства в этом нет. Только наука. С самого первого занятия (даже для тех, кто пришел учить язык «с нуля») учебный материал поступает не на уровне слогов и слов, вырванных из контекста, а в естественном потоке речи людей, которые общаются между собой на различные темы. Мы вводим огромный объем материала (каждое третье-четвертое занятие 200-500 лексических единиц – только вдумайтесь, сколько это!) и, естественно, используем определенные техники и приемы, помогающие запомнить коммуникативные блоки текста-истории. Именно поэтому с первых минут первого же занятия вы погружаетесь в язык и сразу начинаете использовать готовые фразы в своей речи.

А как же грамматика? 10 лет в школе ее учили и все равно далеки от совершенства, а у вас можно за 2 месяца освоить?

- А что грамматика? Поймите, грамматика сама по себе – не функциональна. Ну, знаете вы правила, и что вы с ними будете делать, не владея внушительным запасом лексики? В нашем методе анализ грамматики начинается немного позже, как в естественной модели овладения языком (т.е. сродни тому, как дети учат родной язык). Человек должен быть готов к осмыслению правил, а уж мы знаем, как их преподнести, чтобы не было ощущения бессмысленной зубрежки.

А как вы решаете проблему языкового барьера?

- Наши занятия обладают определенным психотерапевтическим эффектом. Действительно, у большинства изучающих иностранный язык есть страхи: сделать ошибку, не соответствовать своему же уровню и статусу в родном языке, быть недооцененным, и многие другие. У нас есть лекарства от всех страхов. Это и роли-маски, помогающие нашим слушателям психологически «скрыться» от себя, и уникальная атмосфера на занятиях, где царят доброжелательность, юмор, искренний интерес, внимание к каждому учащемуся, и правильно организованная работа группы. В таком климате люди раскрепощаются: они хотят общаться, радовать друг друга, рождается удивительный эффект «мы», когда идет работа вместе, а не просто рядом, люди расцветают на глазах.

Да, но ведь не так просто расцветать, занимаясь два-три раза в неделю по четыре часа. Люди выдерживают такой режим?

- Дело в том, что для вхождения в живой язык нужно какое-то время. В нашем методе есть такое понятие - «принцип концентрированности». Эта концентрированность во времени и в материале обеспечивает погружение в естественную речь и активизацию познавательных процессов. Им тоже нужно время – памяти, восприятию, мышлению, – чтобы «раскрутить мотор». Когда человек быстро входит в состояние активности, нам нужно как можно дольше его в этом состоянии продержать. Отсюда такая интенсивность. Но должна сказать, что наш мозг отдыхает не тогда, когда «он ничего не делает», а когда есть смена деятельности, переключение, когда нам интересно. И технология Метода позволяет не перегружать людей, наоборот: после занятия есть ощущение, что жизнь — наполнена впечатлениями, радостью, новыми знаниями. Многие не торопятся уходить с занятий.

Что происходит за это время?

Урок строится на разыгрывании бесчисленного количества ситуаций. По сути это можно назвать упражнениями, но, придя на урок, человек никаких упражнений не видит. Весь курс - это своеобразная пьеса с интересным сюжетом, в который вплетено множество тем - от бытовых до социально-экономических. Учеба, как правило, это деятельность, которая отличается от реальной жизни и абсолютно не готовит к ней. А я, создавая метод, хотела, чтобы на уроке нормальная жизнь продолжалась и была яркой и насыщенной. И наши слушатели, выходя с занятий, говорят: «Это был праздник!»

Сегодня столько разных курсов иностранных языков, в том числе и интенсивного обучения, но «Школа Китайгородской» – это бренд, которому доверяют. В чем еще ваш секрет?

- Дело в том, что наша многолетняя практика (а за 40 лет существования метода мы обучили более 25 тысяч человек) базируется на мощной научной базе. Такой научной разработки, подтвержденной не только моей докторской диссертацией, но и огромным количеством других диссертаций моих последователей (больше 200 работ), больше нет ни у кого. Я могу аргументировано ответить на любой вопрос по своей системе, потому что практически по всем темам были проведены научные эксперименты, исследования, и их результаты объективно показывают картину в цифрах, процентах и фактах. И главное, что мы не стоим на месте – мы пишем новые учебники, разрабатываем программы для разных целей и на все возможные варианты обучения - как по частоте посещения, так и по продолжительности курса. Мы помогаем решить все задачи, которые ставят перед собой люди, которые к нам приходят. А приходят к нам, в основном, по рекомендации, чем мы очень гордимся. И каждому человеку мы говорим "Дерзайте! Вы талантливы!" Это не просто наш девиз. Это то, во что мы действительно верим, и во что очень быстро начинают верить все наши слушатели.